Архив

№ 44 от 10 декабря 2007 года


Родное

Морарь Наталья «Черная касса» Кремля Контроль за финансовыми потоками парламентской кампании — один из факторов, который обеспечил победу партии власти 2 декабря. The New Times провел собственное расследование, которое показало, что, судя по всему, все партии — от «Единой России» до оппозиционных СПС и «Яблока» — были поставлены в зависимость от «черной кассы». The New Times раскрывает особенности «меценатства» по-кремлевски

Расследование

Морарь Наталья «Черная касса» Кремля Контроль за финансовыми потоками парламентской кампании — один из факторов, который обеспечил победу партии власти 2 декабря. The New Times провел собственное расследование, которое показало, что, судя по всему, все партии — от «Единой России» до оппозиционных СПС и «Яблока» — были поставлены в зависимость от «черной кассы». The New Times раскрывает особенности «меценатства» по-кремлевски

Культура

Шкуренок Наталья Олег Басилашвили: "Моя зарплата — 6 тысяч"

Театральный роман. В Петербурге разгорается скандал: с 1 января 2008 года вся труппа артистов Театра-фестиваля «Балтийский дом» уволена, в репертуарных спектаклях будут заняты только те актеры, с которыми дирекция театра подпишет договоры на показ спектакля. События в Петербурге свидетельствуют, что театральная реформа начинает воплощаться в жизнь. Ее цель — освободить государство от необходимости финансировать огромное количество театров в нашей стране

Случай в Питере может создать прецедент для всей театральной России. В договорах, которые руководство театра предложило подписать актерам, не предусмотрена оплата больничных листов, отпускных, зато актер обязан оплатить штраф, если пропустит спектакль или опоздает на него по причинам, которые администрация театра сочтет неуважительными.

Правда, как уверяет руководство «Балтийского дома», это позволит платить артистам вместо нынешних 6 —9 тысяч рублей в месяц по 15 —20. Но только в случае полной занятости. Администрация театра называет этот процесс экспериментом, проводимым по инициативе городского комитета по культуре. Труппа «Балтдома» взбунтовалась, к ней присоединились актеры и режиссеры многих питерских театров, а на заседании правления петербургского СТД было принято решение писать письма в Министерство культуры.

Все это брожение происходит, несомненно, в контексте театральной реформы, из-за которой было сломано столько копий и пролито столько актерских слез. Наши ведущие режиссеры и актеры ходили к президенту, проводили съезды и митинги, и вроде бы все осталось на своих местах. Но события в Питере свидетельствуют, что успокаиваться театральным деятелям пока рано и чиновники наверняка будут искать способы уменьшить финансирование театров или сократить их количество. О преимуществах и недостатках театральной реформы спорят артист Олег Басилашвили и директор «Балтдома» Сергей Шуб.

Народный артист России Олег Басилашвили: «Моя зарплата — 6 тысяч»

Действия питерских чиновников от культуры я расцениваю однозначно: государство хочет избавиться от обязанностей перед культурой. И почему увольняют труппу? Почему не уволить бухгалтерию, директора или художественного руководителя, режиссера, которые не справляются? Понятно, что господин Шуб, директор театра, потом будет набирать тех артистов, на кого пойдут зрители, — а это в сегодняшней России те, кого тиражирует телевидение. Это и есть разрушение театральной системы, созданной Станиславским и Немировичем, какой нет нигде в мире. Театр-семья — вот что такое русский репертуарный театр. А не временная компания, которую собирают на одну-две постановки. Я бы мог перейти на договорные отношения. Почему бы и нет? Но тогда, я полагаю, директор должен считаться с моими запросами. Хотите, чтобы я сыграл Отелло? Хорошо, тогда 40 тысяч долларов за мой выход на сцену. Чтобы я потом мог протянуть долгое время, не играя, потому что такой договор мне не дает никаких гарантий занятости. Да, балласта в театре много, эта проблема всегда была. И старые актеры сегодня не играют. Но на одну пенсию они не выживут! У меня, народного артиста, зарплата — 6 тысяч. Я с ужасом прочитал высказывания господина Швыдкого: в цирке не держат ведь старых лошадей! И это говорит бывший министр культуры! Безнравственные слова. Посмотрите: наше театральное искусство чрезвычайно высоко ценится во всем мире — и наш балет, и опера, и драматическое искусство. Это единственная продукция, которая пользуется в мире спросом помимо наших нефти и газа. В Японии до сих пор существует общество любителей БДТ. А Малый драматический театр — Театр Европы? Всем театральным миром надо сесть и подумать, как нам строить дальнейшую театральную политику, чтобы она была экономически обоснованной, чтобы она развивала потенциал театра, чтобы в театре были только действительно нужные ему люди. Перед тем как что-то кардинально менять, надо создать поле для развития театра — продумать и принять законы, поощряющие меценатство, продумать систему социальной защиты актеров.

Директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб: «Режиссер бесправен перед труппой»

На эксперимент я пошел только потому, что наш российский театр нуждается в реформировании. Да, русский репертуарный театр всегда был театром режиссерским, театром художественного руководителя, а не директора. Но что делать с театрами, где нет ярких главных режиссеров и художественных руководителей? У нас в России сейчас примерно 400 театров — там что, 400 Станиславских сидят? В России вообще огромный дефицит режиссеров. Этот дефицит возникает в том числе и потому, что если сегодня молодой режиссер приходит в театр, он оказывается совершенно беззащитным, бесправным перед лицом труппы, он не может привести свою команду. Поэтому театры должны быть разные. Мы получили разъяснения из Минфина, где сказано, что льготная пенсия по этим договорам начисляется. Не входят больничный и отпуск, но мы закладываем эти суммы в гонорары. Возможно, мы в конце сезона подумаем о других отношениях: может, это будут трудовые договоры, где все равно будет учитываться реальный труд. Ведь театр существует для зрителей, это не благотворительная организация. А искусство требует жертв.

Много должны получать те, кто тянет на себе груз репертуара, а те, кто уходит в тираж, — значит, нужно уходить. И мы с вами уйдем когда-нибудь. А почему никто не пишет, что мы всем ушедшим на пенсию платим вторую пенсию — по 3 тысячи рублей из нашего фонда? Наш эксперимент — до 1 июля. Мы договорились с артистами, что переход на новую систему гражданско-правовых договоров будет сугубо добровольным. Мы собрали согласительную комиссию, в которую вошли актеры, администрация, представители профсоюзов, и в режиме диалога договорились об этой добровольности. Выбрали новый профсоюзный комитет. И до конца сезона мы будем смотреть, как работает новая система.

История

Петров Никита Янсен Марк Нежелезный нарком Последний год Николая Ежова

Прямой эфир

Мнение

Морарь Наталья «Черная касса» Кремля Контроль за финансовыми потоками парламентской кампании — один из факторов, который обеспечил победу партии власти 2 декабря. The New Times провел собственное расследование, которое показало, что, судя по всему, все партии — от «Единой России» до оппозиционных СПС и «Яблока» — были поставлены в зависимость от «черной кассы». The New Times раскрывает особенности «меценатства» по-кремлевски

Политика

Шкуренок Наталья Олег Басилашвили: "Моя зарплата — 6 тысяч"

Театральный роман. В Петербурге разгорается скандал: с 1 января 2008 года вся труппа артистов Театра-фестиваля «Балтийский дом» уволена, в репертуарных спектаклях будут заняты только те актеры, с которыми дирекция театра подпишет договоры на показ спектакля. События в Петербурге свидетельствуют, что театральная реформа начинает воплощаться в жизнь. Ее цель — освободить государство от необходимости финансировать огромное количество театров в нашей стране

Случай в Питере может создать прецедент для всей театральной России. В договорах, которые руководство театра предложило подписать актерам, не предусмотрена оплата больничных листов, отпускных, зато актер обязан оплатить штраф, если пропустит спектакль или опоздает на него по причинам, которые администрация театра сочтет неуважительными.

Правда, как уверяет руководство «Балтийского дома», это позволит платить артистам вместо нынешних 6 —9 тысяч рублей в месяц по 15 —20. Но только в случае полной занятости. Администрация театра называет этот процесс экспериментом, проводимым по инициативе городского комитета по культуре. Труппа «Балтдома» взбунтовалась, к ней присоединились актеры и режиссеры многих питерских театров, а на заседании правления петербургского СТД было принято решение писать письма в Министерство культуры.

Все это брожение происходит, несомненно, в контексте театральной реформы, из-за которой было сломано столько копий и пролито столько актерских слез. Наши ведущие режиссеры и актеры ходили к президенту, проводили съезды и митинги, и вроде бы все осталось на своих местах. Но события в Питере свидетельствуют, что успокаиваться театральным деятелям пока рано и чиновники наверняка будут искать способы уменьшить финансирование театров или сократить их количество. О преимуществах и недостатках театральной реформы спорят артист Олег Басилашвили и директор «Балтдома» Сергей Шуб.

Народный артист России Олег Басилашвили: «Моя зарплата — 6 тысяч»

Действия питерских чиновников от культуры я расцениваю однозначно: государство хочет избавиться от обязанностей перед культурой. И почему увольняют труппу? Почему не уволить бухгалтерию, директора или художественного руководителя, режиссера, которые не справляются? Понятно, что господин Шуб, директор театра, потом будет набирать тех артистов, на кого пойдут зрители, — а это в сегодняшней России те, кого тиражирует телевидение. Это и есть разрушение театральной системы, созданной Станиславским и Немировичем, какой нет нигде в мире. Театр-семья — вот что такое русский репертуарный театр. А не временная компания, которую собирают на одну-две постановки. Я бы мог перейти на договорные отношения. Почему бы и нет? Но тогда, я полагаю, директор должен считаться с моими запросами. Хотите, чтобы я сыграл Отелло? Хорошо, тогда 40 тысяч долларов за мой выход на сцену. Чтобы я потом мог протянуть долгое время, не играя, потому что такой договор мне не дает никаких гарантий занятости. Да, балласта в театре много, эта проблема всегда была. И старые актеры сегодня не играют. Но на одну пенсию они не выживут! У меня, народного артиста, зарплата — 6 тысяч. Я с ужасом прочитал высказывания господина Швыдкого: в цирке не держат ведь старых лошадей! И это говорит бывший министр культуры! Безнравственные слова. Посмотрите: наше театральное искусство чрезвычайно высоко ценится во всем мире — и наш балет, и опера, и драматическое искусство. Это единственная продукция, которая пользуется в мире спросом помимо наших нефти и газа. В Японии до сих пор существует общество любителей БДТ. А Малый драматический театр — Театр Европы? Всем театральным миром надо сесть и подумать, как нам строить дальнейшую театральную политику, чтобы она была экономически обоснованной, чтобы она развивала потенциал театра, чтобы в театре были только действительно нужные ему люди. Перед тем как что-то кардинально менять, надо создать поле для развития театра — продумать и принять законы, поощряющие меценатство, продумать систему социальной защиты актеров.

Директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб: «Режиссер бесправен перед труппой»

На эксперимент я пошел только потому, что наш российский театр нуждается в реформировании. Да, русский репертуарный театр всегда был театром режиссерским, театром художественного руководителя, а не директора. Но что делать с театрами, где нет ярких главных режиссеров и художественных руководителей? У нас в России сейчас примерно 400 театров — там что, 400 Станиславских сидят? В России вообще огромный дефицит режиссеров. Этот дефицит возникает в том числе и потому, что если сегодня молодой режиссер приходит в театр, он оказывается совершенно беззащитным, бесправным перед лицом труппы, он не может привести свою команду. Поэтому театры должны быть разные. Мы получили разъяснения из Минфина, где сказано, что льготная пенсия по этим договорам начисляется. Не входят больничный и отпуск, но мы закладываем эти суммы в гонорары. Возможно, мы в конце сезона подумаем о других отношениях: может, это будут трудовые договоры, где все равно будет учитываться реальный труд. Ведь театр существует для зрителей, это не благотворительная организация. А искусство требует жертв.

Много должны получать те, кто тянет на себе груз репертуара, а те, кто уходит в тираж, — значит, нужно уходить. И мы с вами уйдем когда-нибудь. А почему никто не пишет, что мы всем ушедшим на пенсию платим вторую пенсию — по 3 тысячи рублей из нашего фонда? Наш эксперимент — до 1 июля. Мы договорились с артистами, что переход на новую систему гражданско-правовых договоров будет сугубо добровольным. Мы собрали согласительную комиссию, в которую вошли актеры, администрация, представители профсоюзов, и в режиме диалога договорились об этой добровольности. Выбрали новый профсоюзный комитет. И до конца сезона мы будем смотреть, как работает новая система.

Петров Никита Янсен Марк Нежелезный нарком Последний год Николая Ежова
Милов Владимир Команда «Газы!» дана для всех «Газпром» может потерять рынок сбыта
Блант Максим Павел Теплухин vs Евсей Гурвич Как правильно уйти на пенсию
Ермолин Анатолий Коррупция — архимедова «точка опоры», в которую упирается вертикаль власти Более того, не будь в России коррупции, построение «инновационной» модели вертикали власти а-ля Путин было бы невозможно
Шорина Ольга «А из нашего окна площадь Красная видна» Репортаж из офиса Олега Шварцмана

Суд и тюрьма

предыдущий номер
№ 45 от 17 декабря 2007 года
следующий номер
№ 43 от 03 декабря 2007 года