#Война

#Власть/коррупция

Генералы против Путина

27.07.2023 | Евгения Альбац**

В армии начинают понимать, что тотальная коррупция, о которой столько лет говорит Алексей Навальный*, разваливает страну

Одессу уже две недели уничтожают российские ракеты: бьют по портовым складам, по жилым домам, по православным соборам и замечательным одесским особнячкам. Идут постоянные обстрелы и других украинских городов. 

Средневековое варварство, которое демонстрирует российская армия — свидетельство того, что Путин понимает, что выиграть войну он не может, а поэтому хочет разрушить Украину, просто снести ее с лица земли.

При этом он, конечно, делает ставку на естественную усталость людей от войны. «Мы видим, что и в Европе общественное мнение меняется. Европейцы, да и представители европейских элит видят, что так называемая поддержка Украины — это, по сути дела, тупик, пустая бесконечная трата денег и сил, а по факту обслуживание чужих, далеко не европейских интересов — интересов заокеанского глобального гегемона, которому выгодно ослабление Европы», — из его выступления на последнем Совете безопасности.

Невыносимая тяжесть бытия

Конечно, Путин в очередной раз продемонстрировал совершенно советское мышление. Согласно этому представлению ни граждане Украины, ни граждане Европы — я про россиян и не говорю — не являются субъектами политики, они просто объекты чьего-то (конечно же, американского) влияния. А сами они разобраться в том, что такое хорошо, что такое плохо без путинского «просвещенного» понимания движущих сил истории не могут. Вот такие шоры на глазах человека, который сидит в бункере и чьи представления о реальном мире, в том числе о том, что происходит в Украине, ограничивается папочками, которые поставляют ему его спецслужбы. Гэбешники хорошо знают — это тоже совершенно советская традиция — «папу», «хозяина», «деда» не надо расстраивать. Не надо ему плохих новостей. Поэтому если верить данным говорящих попугаев из Министерства обороны, то в Украине российская армия уже уничтожила больше вооружений, чем когда-либо было или будет поставлено в Украину. 

Европа отлично понимает, что Путин не остановится, что если ему отдадут на съедение Украину, как когда-то отдали на съедение Чехословакию или потом Польшу, то он пойдет и дальше, потому что для Путина в настоящее время это единственная форма выживания. Пока он воюет, пока бросает в топку сотни тысяч жизней и триллионы рублей, до тех пор он находится на вершине.

Но правда и то, что, конечно, в Украине люди устали от войны — устали жить без питьевой воды, как в Николаеве, периодически без света, как в той же Одессе. Плохо работает интернет, потому что обвалено огромное количество вышек, потому что работает система глушения, которую запускает Россия и делает это довольно эффективно. И ставка Путина, в том числе, на подавляющее русскоязычное население юга и востока Украины. Он полагает, что люди рано или поздно скажут: «Чума на оба ваших дома — что Зеленский, что Путин, пойдите к черту, дайте нам жить».

Не говоря уже о том, что Россия давит на Украину своей огромной массой, почти безграничным мобилизационным ресурсом. В Украине населения в три раза меньше, чем в России. Плюс у России, как оказалось, колоссальные запасы советского оружия. Российская армия сейчас воюет оружием 50-х, 60-х годов и даже конца 40-х годов. Плюс российская промышленность запустила те предприятия ВПК, которые работали в советское время. Работают они в три смены.

Но есть одно существенное «но», о котором Путин и его ребята все время забывают — мотивация. Российская армия — а мы это видим по многочисленным свидетельствам, в различных чатах и в видеозаписях, которые выкладывают родственники мобилизованных солдат и офицеров, и в заявлениях генералов, — совершенно не понимает, за что она воюет, кого она защищает и зачем погибают, получают ранения и увечья, пропадают без вести десятки тысяч, если уже не сотни тысяч российских мужиков. Единственный мотив — 600 тысяч рублей, которые получает каждый, кто записался в армию, и по 250 тысяч потом каждый месяц.

Говорящий итог двадцати трех лет правления Путина: мужики в российских регионах, их семьи, родители и жены готовы продаться в рабство российской армии, только чтобы как-то вылезти из нужды

Илья Яшин**, мой давний друг, который сидит сейчас по-прежнему в СИЗО «Медведь» в Москве, которому дали 8,5 лет колонии за видеоролик о преступлениях российской армии в Буче, написал, что где-то на «сборке» он столкнулся с зэком, который был легко ранен в руку и получил больше 3 миллионов рублей компенсации. Конечно, для российских регионов, где зарплата 20, 30, 40 тысяч рублей в месяц, возможность сразу получить 600 тысяч — это много, а 3 с лишним миллиона рублей — это возможность купить квартиру, машину  и прочее.

Это говорящий итог двадцати трех лет правления Путина: мужики в российских регионах, их семьи, родители и жены готовы продаться в рабство российской армии, только чтобы как-то вылезти из нужды. Реальный зримый итог путинских лет и тех совершенно безграничных нефтяных и газовых денег, которые триллионами поступали в страну! И как мы видим, люди из российских регионов за 600 тысяч готовы умереть. Получается, другого смысла жить у этих людей нет. Их даже собственные дети не волнуют. Жены готовы продать своих мужей. Родители готовы на то, что их дети погибнут. Это чудовищный социальный и экономический итог путинского правления.

В Украине, я видела это своими глазами и слышала в своих многочисленных разговорах на улице, есть реальный мотив: они защищают свою землю, свои дома, своих близких. Они надеются, что война когда-то кончится и вернется в Украину нормальная жизнь. 

В Николаеве я встречалась с аспирантами Николаевского госуниверситета. Они создали волонтерскую организацию: собирают батарейки по всей Украине, из которых делают пауэрбанки для телефонов солдат и офицеров на фронте, делают приборы ночного видения, делают это в свое свободное время, тратят на это свои деньги. Энн Эпплбаум в одной из статей в журнале «Атлантик» назвала такие волонтерские организации — «другая армия», «вторая армия Украины».  В Украине идет в прямом смысле слова экзистенциональная война — война за выживание.

А за что гибнут россияне? За Путина? За эти 600 тысяч? За новый «москвич?» 

Коррупция и война

4 августа должен быть вынесен очередной приговор лидеру российской оппозиции Алексею Навальному, который отбывает срок в колонии строгого режима ИК-6. На самом деле он практически все время находится в помещении камерного типа. Поскольку его периодически отправляют в ШИЗО (200 дней уже там провел), то продлевается и срок этого ПКТ. 

Он максимально выключен из всякого общения, от получения всякой информации. И после окончания заседаний этого совершенно смехотворного суда, который проходил непосредственно в колонии, Навального отправили сразу же опять в ШИЗО: якобы не так представился. И срок его заключения в ШИЗО закончится аккурат к 4 августа, к вынесению приговора. Прокурор запросил для Алексея 20 лет особого режима. Что такое особый режим? Это одно свидание в год и одна посылка в год. Собственно, и сейчас в нынешней колонии строгого режима по факту у Навального ровно эти особые условия содержания. Последнее его длительное свидание было 14 месяцев назад, в мае 2022 года. И одна посылка за все это время.

Слова Навального о дичайшей коррупции в российском государстве, о том, что воруют все, сейчас на себе чувствуют армейские офицеры и генералы 

Понятно, что его могут отправить в более тяжелую колонию, значительно дальше от Москвы. Сейчас к нему практически каждый день могут приезжать адвокаты, притом что и общение с адвокатами крайне ограничено. Он лишен адвокатского иммунитета, поэтому все материалы адвокатов забирает и отсматривает цензура ИК-6. Между Навальным и адвокатами — пластик, затянутый коричневой пленкой. То есть они делают все, чтобы ограничить возможные контакты Алексея с волей.

Спрашивается, чего они так боятся? Чего Путин так дрожит? А он боится того, что слова Навального о дичайшей коррупции в российском государстве, о том, что воруют все, сейчас на себе чувствуют армейские офицеры и генералы. 

Помните эти бесконечные разговоры, эти мультики, которые Путин нам демонстрировал во время посланий Федеральному собранию: летает это, летает то, сверхзвуковые скорости, практически во Флориду летит ракета, и т.д. И вдруг все увидели  — прежде всего увидела главная его база поддержки, все эти силовики, люди в погонах, — что все разговоры про перевооружение армии, про 5 триллионов рублей, которые вложены в перевооружение, это картинки и мультики, на самом деле все разворовано. 

И вот сейчас эти офицеры, эти генералы на собственной шкуре чувствуют результаты чудовищной коррупции, чудовищного воровства, о котором говорил Алексей Навальный, которые совершенно разрушили российское государство, в том числе и один из институтов российского государства — ее армию. И вот этого Путин реально боится. 

Одно дело, когда за Навального выходили либералы и демократы или молодняк — помним, когда Навальный в 193-х городах России вывел на улицы молодежь, Путин ужасно перепугался, после этого они, собственно, и решили его убивать, — а совсем другое дело, когда это вдруг на себе почувствовала опора режима — силовики. 

О страшной коррупции в Министерстве обороны и в Генштабе говорил тот самый Пригожин, чей «Вагнер» бесконечно перепугал российскую власть и продемонстрировал всему миру, насколько слаб Путин и насколько те же самые силовики совершенно не торопились его защищать. 

Об этом же говорили генералы, в частности генерал Попов, командующий (уже бывший) 58-й армией, которая стоит на юге, где ведет контрнаступление армия Украины. «Во имя вас и во имя погибших … друзей боевых не имел права врать,  поэтому обозначил все проблемные вопросы, существующие на сегодняшний день в армии по боевой работе, по обеспечению, назвал все вещи своими именами, заострил внимание на самом главном — трагедии современной войны: это отсутствие контрбатарейной борьбы, разведки и массовые увечья наших с вами братьев от артиллерии противника». 

Это вторая армия мира? У которой нету, как сказал генерал, «контрбатарейной борьбы, разведки», а мы знаем, что и со связью у российской армии очень плохо, и со снарядами, о чем бесконечно плакался Пригожин. 

О коррупции в МО писал и Гиркин, тот самый эфэсбешный Стрелков-Гиркин, который, как он сам хвастался, «нажал спусковой крючок»  войны в Украине в 2014 году. Теперь он задержан за экстремизм и сидит в Лефортово. Сколько было хлопанья крыльями и криков, что если не Путин, то к власти придут «коричневые». Стрелков представитель этих самых радикальных правых и коричневых. Когда избиралась мера пресечения Стрелкову-Гиркину в суде, бывший так называемый народный губернатор Донбасса Губарев призвал сторонников из «Клуба рассерженных патриотов» выйти и поддержать Гиркина — вышли десятки человек. Ни отрядов правых радикалов, ни военкоров, которые бы бежали защитить Стрелкова-Гиркина, мы так и не увидели. 

О том, что растет недовольство среди верхушки российской армии, свидетельствует и задержание генерала, получившего кличку «сирийский мясник»: именно генерал Суровикин, отнюдь не либерал, судя по той информации, которая просачивается, в том числе из МО, поддержал мятеж Пригожина. По разным данным сейчас задержано шесть или семь генералов. Не исключено, что на самом деле значительно больше.

Мои друзья-оппозиционеры, которые  сидят по тюрьмам и лагерям, пишут , что все чаще встречаются на «сборках»  и  пересылках с силовиками. Задержанных силовиков стало зримо много. 

Кто боится Алексея Навального

Алексей Навальный выступил на суде с чрезвычайно сильной речью, в которой говорил о морали, о нравственном императиве, о том, что интеллект без совести становится абсолютным злом, в результате которого Российское государство, наша страна «барахтается то ли в грязи, то ли в крови в результате самой бессмысленной войны столетия», — так написал Навальный, речь которого разобрали на цитаты ведущие газеты мира. 

Именно поэтому Путин так и боится Навального. Он отлично понимает, что количество переходит в качество. Это происходит с многочисленными расследованиями Алексея Навального, его команды о дичайшей коррупции, о разбазаривании государственных средств, о люксовой жизни некоторых российских генералов между Мариуполем и Куршевелем — только что вышло их расследование по поводу еще одного заместителя Шойгу. Люди Путина по-прежнему живут в  парадигме: «Крадем в России — тратим на Западе». И он боится, что пригожинский мятеж может быть реплицирован и люди при погонах и боевом опыте скажут: «Похоже, что этот парень, Навальный, был прав».

Пробуждения совести в своей же группе поддержки очень боится Путин. Поэтому очень важно, чтобы правду говорили вслух

Я часто сейчас вспоминаю капитана КГБ Орехова, он работал в 5-м управлении КГБ СССР, которое боролось с диссидентами — идеологическая контрразведка. Капитана Орехова посадили на восемь лет: мало того, что он, почитав запрещенную литературу и пообщавшись с диссидентами, написал письмо Брежневу, что не надо бороться с диссидентами, они-то и есть настоящие патриоты России. Но он еще и стал помогать людям, за которыми должен был охотиться: предупреждал о грядущих обысках и арестах. Конечно, чекисты ему этого не простили.

А ведь капитан Орехов сознательно пошел работать в КГБ. Ему там нравилось: он ездил за границу, он открывал дверь ногой к любому министру, заходил с заднего хода в любой магазин. Но в какой-то момент в нем взыграло ровно то, о чем говорит в своей речи Навальный — совесть. Совесть — это же естественная вещь для человека — переживать за судьбу своих близких, соседей, в конечном итоге за судьбу своей страны. 

Пробуждения совести в своей же группе поддержки так боится Путин. Но ведь это очень важно, чтобы слова были сказаны. Одно дело, когда все шушукаются между собой, как это было во времена советской власти. И совсем другое, когда находится человек, который на протяжении многих лет рассказывает на конкретных фактах, с конкретными примерами, как все абсолютно в Российском государстве разворовывается, что создана абсолютно криминальная система.  

В Твиттере в ответ на мой пост по поводу очередных 20 лет для Навального кто-то возразил: «Да ничего Кремль не боится...» Боится. Боится, что кремлевские же генералы, эфэсбешники, чекисты — все эти люди, которые бегают за пивом Путину, что они вдруг встряхнут головой и поймут, что Навальный-то прав, что правят ими воры, что они сами стали частью системы, в которой они давно уже не люди, а винтики. Которых можно посылать, как пушечное мясо, на убой, неважно, рядовой ты солдат, майор, полковник или генерал. Ты ничего не значишь для системы, ты не субъект, ты инструмент, с помощью которого можно еще больше воровать. Потому что, как известно, для кого война — а для кого мать родна…


*Алексей Навальный внесен в реестр «экстремистов» и «террористов».

**Евгения Альбац, Илья Яшин признаны в РФ «иностранными агентами».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.