Цитата из Телеграм-канала Grey Zone от 3 июля. Как утверждают, именно там сейчас размещает свои заявления Евгений Пригожин — его медиа и телеграмм-каналы либо закрыты, либо блокированы. «В ближайшее время, я уверен, вы увидите наши следующие победы на фронте»,— написал он.
Сразу захотелось кого-нибудь спросить, где эта линия фронта: в Ростове-на-Дону, или на Старой площади, где сидит администрация президента, или прямо у Спасских ворот (можно и у Боровицких), или на Фрунзенской набережной в Москве, где находится Министерство обороны?
И второй вопрос: будет ли ЧВК — частная военная компания — переименовано просто в ВК, военную компанию? Потому что, как нам рассказал Путин, это никакая не «частная» компания.
Мятеж, оплаченный из бюджета
Мы-то с вами это и раньше знали, журналисты писали, а нам, устами того же Путина, говорили: «Нет-нет, к российскому государству ЧВК «Вагнер» не имеет никакого отношения». Оказывается, имеет, причем самое прямое. Все счета оплачивало государство, то есть российский бюджет, то есть налогоплательщики, то есть мы с вами.
По словам Путина, только с мая 2022 года по май 2023 года на ЧВК «Вагнер» потрачено 86,3 миллиарда рублей. Еще 110,2 миллиарда за тот же период составили страховые выплаты ЧВК, то есть за убитых и раненых. . А то, что в двух «газелях» у Центра «Вагнера» в Петербурге нашли несколько миллиардов плюс золотые слитки — это, видимо, сверху. Изъятые при обыске на следующий день после «марша справедливости» на Москву, эти деньги Пригожину уже вернули.
Но и этого мало. Компания «Конкорд», по словам Путина, которому, напомню, подчиняются все силовые ведомства включая армию, имела контракты на 80 миллиардов с Министерством обороны на поставку питания для военных.
Но ставки день ото дня повышаются.
Один из главных пропагандистов Путина Дмитрий Киселев сообщил в своей программе на госканале, что на самом деле Пригожин получил раз в десять больше: 858 миллиардов рублей. И примерно на такую же сумму — 845 миллиардов — оказал по госконтрактам услуг «Конкорд».
Тогда спрашивается, почему Пригожин сам, своими руками решил перерезать горло курице, которая несла ему золотые яйца? И ударил серпом по другим, своим?
Абсолютный везунчик
24 июня в России произошел мятеж. В армии существует иерархия подчинения, единоначалие. Когда одно подразделение армии восстает и отказывается подчиняться своему командованию — это классический мятеж.
Почему это в принципе стало возможно? Потому что Путин утратил свою функцию медиатора между воюющими друг с другом различными группами интересов, прежде всего среди силовиков, которые сейчас составляют основу власти в России. В первую очередь это ФСБ, ФСО, СВР, но и, как всегда бывает во время войны, сильно усилившееся Министерство обороны и Генеральный штаб.
Почему Путин утратил эту функцию? Потому что он проигрывает войну.
Многолетний и удачно поддерживаемый его образ — хозяин, лидер, который держит бога за бороду, почти мистический везунчик. Захотел помешать Грузии получить дорожную карту в НАТО — откусил де-факто 20% территории Грузии. Против России ввели санкции, погрозили пальчиком. Но начался мировой финансовый кризис, и США стало не до того. Lehman Brothers обанкротился, обвалился рынок вторичной ипотеки, подвисли страховые компании, а значит и международная торговля, про санкции все забыли.
В 2014-м Путин аннексировал Крым, начал войну в Донбассе — силами, кстати, того же «Вагнера» (о чем нам Евгений Пригожин подробно рассказал в своем выступлении аккурат накануне мятежа) и других «отпускников» в погонах. Снова ввели санкции, рубль обвалился, банки и компании с ужасом заговорили о проблеме с обновлением софтов. Через год и про эти санкции забыли, и Путин опять выиграл. «Хозяину (вариант: Папе) всегда везет», — говорили о нем в кабинетах.
Путин обещал, что отдаст олигархам на разграбление Украину. Одного не учли — что украинцы будут сопротивляться, что у них президент, который способен объединить страну
Так мы пришли в февраль 2022 года. Пригожин в том самом своем выступлении накануне мятежа: «Никакое НАТО не угрожало, никаких нацистов не было. Просто олигархам, которые прежде всего в силовом круге, захотелось подербанить Украину. И им пообещали подербанить Украину».
То есть Путин обещал, что отдаст Украину на разграбление. Пять триллионов вложили в перевооружение армии. Мир и себя убедили, что у России — вторая армия мира. Одного не учли — что украинцы будут сопротивляться, что у них президент, который способен не испугаться, не удрать из столицы, как Путин удрал в мятеж выходного дня, а напротив, Зеленский вышел в интернет-эфир прямо с Банковой в Киеве и сказал: «Президент тут, премьер-министр тут, спикер парламента тут, глава администрации президента тут, Подоляк тут».
Бабло
Кремлевские люди живут совершенно другой моделью мира. В их модели мира на всякое бабло есть большее бабло. Ничего кроме бабла нету: ни идей, ни лояльности, ни моральных императивов. Хотя могли бы задуматься: почему Украина так сопротивляется, а россиян в армию отлавливают или заманивают 600 тысячами сразу и по 250 000 руб — сколько будут живы? И это при том, что в Украине и коррупции, и алчных своих олигархов хватает. Почему?
Казанова говорил: «Эти понятия мне неизвестны не потому, что они мне неизвестны, а потому что они не входят в круг моих понятий». В круг понятий Путина и его номенклатуры мораль, преданность своей стране, нравственный императив — не входят. Шантаж, который продемонстрировал Пригожин, и бабло — вот инструменты, которые они возвели на пьедестал и привыкли ими оперировать по всему миру. Надо признать, во многих странах мира им это удавалось. Бывший премьер-министр Франции, бывший президент Финляндии, бывший министр иностранных дел Австрии, бывший канцлер Германии, и т. д.
А в Украине — обломилось. Хотя заплатили всем, кто взял, многие сотни миллионов, и не рублей.
Одна из коллег мне в недавнем разговоре возразила: по данным российского «Форбс», состояние российских олигархов за время войны выросло на 20%. И действительно, выросло. Взлетели цены на нефть, на уголь, на сталь. Но другой мой замечательный умный собеседник возразил: а где они эти деньги будут тратить, все эти мельниченки, потанины, лисины и так далее? В Сибири дачи строить, на ледоколах — вместо яхт — по Арктике гулять? Девочек своих куда они будут возить: во Владивосток, в Мурманск, в Магадан? Ах да, есть Дубай и Эмираты… Ну-ну, что-то они туда не торопятся…
По данным надежных западных источников Россия потеряла в Украине уже до 60 гиперзвуковых ракетных комплексов «Кинжал», о которых сам верховный главнокомандующий говорил, что их сбить нельзя; до 20-30% авиации, почти половину всех танков
Короче, не выполнил Путин задание партии и правительства. Последнее, что этим ребятам в погонах и без осталось — украсть то, что еще не украли. А где сейчас можно украсть? Все ресурсы брошены на войну. Минфин в тупике, плановый годовой дефицит бюджета выбрали за три месяца, дыра в бюджете будет в 1,5-2 раза больше, чем планировали — 6-7 трлн рублей. Деньги для России может и не страшные, только вот где взять, коли в долг никто не даст (Северная Корея и Иран разве что?), расходы на войну растут немеряно, предприятия советского ВПК перезапустили в режим 24/7 да в три смены. Правильно: отнимут у богатых, потом у средне успешных, потом у всех остальных.
Но проблема не только в деньгах. 232 компании Армении, Казахстана, Турции, Китая попали под вторичные санкции США и Евросоюза. Таким образом, импорт товаров, которые необходимы в том числе для производства вооружений, стал еще труднее. И дороже. Теперь для предпринимателей, промышляющих контрабандой, это грозит уголовными делами в странах промысла.
Между тем, по данным надежных западных источников, Россия потеряла в Украине уже до 60 гиперзвуковых ракетных комплексов «Кинжал», о которых сам верховный главнокомандующий говорил, что их сбить нельзя; до 20-30% авиации, почти половину всех танков.
Гобсианский мир
За 23 года правления Путина в России произошла абсолютная деинституализация и воцарился воистину гобсианский мир, в котором каждый находится в состоянии войны с каждым. Правил нет, все понятия временны и зависят от того, даст добро на их применение Путин или нет. Только Хозяин (он же Папа, он же Дед) решает, кто прав, кто нет, кому жить, а кому в Лефортово. Добежать до тела Хозяина, получить доступ к его уху — главный номенклатурный ресурс. Потерял доступ — неважно, сколько на счетах или какая госмонополия под контролем, — отберут и растопчут.
Пригожин явно не почувствовал, когда перешел черту дозволенного. В российской Византии, если высокий чиновник выходит в публичную сферу, то это значит, что он потерял доступ к уху хозяина
И вот теперь вернемся к Пригожину. Несколько месяцев назад он потерял доступ к уху, Путин, который отвечал на его звонки, трубку снимать перестал. Собственно, ровно тогда Пригожин и начал свою яростную критику Шойгу и Герасимова. И поначалу Путина это даже устраивало. ЧВК «Вагнер» выполняла роль контрбаланса, противовеса, красных ленточек вокруг безмерно усилившегося Генштаба и Министерства обороны.
Но Пригожин не почувствовал, когда перешел черту. В российской Византии, если высокий чиновник выходит в публичную сферу, то это значит, что он потерял доступ к уху, к телу хозяина, то есть к Путину.
Так в свое время случилось с ближайшим питерским товарищем Путина по работе в КГБ — с генерал-полковником и главой когда-то могущественной спецслужбы по борьбе с наркотиками Виктором Черкесовым. Потеряв доступ, он опубликовал статью в газете «Коммерсант» о «чекистском крюке», на котором подвисла страна и — потерял все, и умер в полном забвении в 2022 году.
Но то умные учатся на ошибках других. Путин же, раздраженный матерной риторикой Пригожина в адрес своих генералов и маршалов, последовательно начал выталкивать совладельца ЧВК «Вагнер» из поля тех, кому позволено больше других. Сначала он отбирает у Пригожина право рекрутировать зэков в ЧВК «Вагнер» и передает эту привилегию Министерству обороны. Почему это было важно? А потому что зэки, обдолбанные наркотой (неслучайно же в «газелях» господина Пригожина, как сообщала «Фонтанка», были обнаружены пакеты с белым порошком), шли в многомесячных боях за Бахмут первой цепью, в полный рост на пулеметы — прямо на пулеметы, как в фильмах про Первую мировую войну. А вот уже за ними шли собственно бойцы ЧВК «Вагнер». Таким образом, забрав у Пригожина право рекрутировать зэков, Путин лишил того возможности сохранять жизни своих бойцов.
Вслед за этим Путин требует, чтобы принцип единоначалия в армии был восстановлен, а все ЧВК перешли под управление Министерства обороны и до 1 июля заключили с оным контракт.
И Пригожин понимает: он — dead man walking, приговоренный, смертник. Подпишут бойцы «Вагнера» контракт — он становится не нужен с большой вероятностью получить пулю в спину или «новичок», не подпишут — его армию в несколько десятков тысяч бойцов, из которых половина — зеки, снимут с довольствия. То есть лишат не только выплат и страховых, о которых говорил Путин, но и ГСМ — горюче-смазочных материалов, КЭЧ ( тыловое обеспечение, подушки-одеяла), транспорта, продовольствия, вещевого обеспечения (форма и портянки) , не говоря уже об оружии и снарядах. Как известно, биизнес на близости к телу в России зиждется на принципе: издержки — на государстве, прибыли — владельцу. Пригожин не случайно миллиардер, таковым его сделал Путин.
В мире, где правят чекисты вкупе с уголовниками, если имярека ставят на счетчик, как грозились поставить Пригожина, то имярек берется за автомат. Когда до 1 июля, срока подписания контракта с МО, оставалась неделя, Пригожин объявил «марш справедливости» и отправился в свой поход. Причем, заметьте, не успел Пригожин взять Ростов-на-Дону («Новая газета» писала, что этот город — база вагнеровцев, куда многие перевезли свои семьи, оттого их и встречали и провожали как родных — они и были родные), выставив блокпосты и заняв штаб Южного военного округа, он тут же начал переговоры. В качестве собеседников выступали генералы Евкуров и Алексеев. Причем Пригожин все время снижал ставки. Сначала он требовал, чтобы Шойгу и Герасимова отправили в отставку. Путин молчал. Потом заявил, что готов встретиться с ними. Путин молчал. Остался последний козырь — объявить о марше на Москву. На трассе М-4, на протяжении всех 700 км колона вагнеровцев не встретила никакого сопротивления: не было ни полиции, ни Росгвардии, ни спецназа, ни дивизий ФСБ. При этом «идиот-певеошник», по определению самого Пригожина, погубил 15 человек, сбив пять вертолетов и один самолет управления.
То ли все, кто может держать оружие, уже были на фронте; то ли все средства защиты, что остались, собирались для развертывания в Москве и защиты Кремля; то ли не было команды вступать в бой с «Вагнером», чтобы не создавать ситуацию гражданской войны, — так или иначе, а мир увидел, что защищать Путина ни его народ (ау, 80% поддержки), ни его силовики отнюдь не торопились.
Путин последовательно разрушал один институт за другим: институт президентской власти, судебную власть, парламент, Конституционный суд. А в 2020 году совершил autogolpe, фактически переворот, когда изменил Основной закон страны — Конституцию — под себя
Новый феодализм
Так Путин наступил на им же созданные грабли. Он отбросил российское государство из 21 века во времена средневековья, в новый феодализм.
Еще в 2012 году, когда он выкинул из президентского кресла Медведева и вернулся в Кремль, было понятно, что Путин порушил институт президентства. Механизма смены власти в России с того времени просто не стало. И дальше он последовательно разрушал один институт за другим: судебную власть, парламент, Конституционный суд. А в 2020 году совершил autogolpe, фактически переворот, когда изменил Основной закон страны — Конституцию — под себя, обнулил свои президентские сроки, порушил пусть и бумажный, но принцип разделения властей и вернул российское государство к правлению по принципу царского двора — только вместо бояр у руля встала узкая группа выходцев из КГБ.
А тут удача от Путина благодаря мужеству украинцев отвернулась. Человек с обложки Time оказался голым королем, которого — в интерпретации французского Charlie Hebdo — зажал в своей челюсти Пригожин.
Продолжение следует
Евгений Пригожин продолжал дубасить в дверь Путина, почти кричал: «Вова, эта я, Женя, тот кто кормил тебя в своем ресторане «Старая таможня», когда ты был в Питере еще почти никто!» Тщетно. Пригожил проиграл. Окончательно или временно — покажет время. И количество нулей в золотых слитках и драгоценных камнях, которые Пригожин и его люди хранят для Хозяина в Африке.
Путин стал обузой. Он потерял свою роль медиатора, который сопрягал разные группы интересов. Он надоел даже главной группе своих интересов, а именно чекистам
Что показал этот мятеж?
Прежде всего, что государства как хранителя правил и гаранта институтов в современном понимании больше не существует.
Второе — страшные путинские силовики на проверку оказались пустым местом. Это понял и Путин, заявления которого после мятежа выходного дня выглядели как декларация собственных обид и извинений.
Путин стал обузой.
Он потерял роль медиатора, роль человека, который сопрягал разные групповые интересы.
Собственно, так или иначе, но такова участь всех автократов. Деградация власти и управления — их родовой порок, результат негативного, основанного не на компетентности, но на лояльности отбора.
А это значит — продолжение следует. Финал мы еще не видели. Развязка — впереди.
*Евгению Альбац Минюст РФ считает «иностранным агентом».
Фото: Reuters, AFP.