Суд 22 января должен был избрать меру пресечения члену федерального совета «Открытой России» из Ростова-на-Дону Анастасии Шевченко, против которой возбудили первое в стране уголовное дело об осуществлении деятельности организации, признанной нежелательной. Следственный комитет просит суд отправить Шевченко под домашний арест, сообщил изданию «КоммерсантЪ-Юг» ее адвокат Сергей Ковалевич. Но как пояснил Ковалевич NT, судебного заседания сегодня так и не состоялось. От подробных комментариев по делу он отказался, сказав, что не уполномочен давать интервью. По информации NT, дело пока так и не поступило в Ленинский суд Ростова-на-Дону. Что с самой Шевченко — тоже неясно: у суда собрались ее родственники и друзья, но информации пока никакой, сообщает наш источник в Ростове-на Дону.
В понедельник в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 284.1 УК РФ, обыски прошли у активистов «Открытой России» в Казани и Ростове-на-Дону. Задержали после допроса только Анастасию Шевченко. Она воспользовалась 51 статьей Конституции и отказалась от дачи показаний, сообщили в телеграм-канале «Правозащиты Открытки». Сейчас активистка находится в статусе подозреваемой. Ночь она провела в ИВС, передает портал Donnews.ru.
«Следователь заявил, что дело резонансное, поэтому отпустить Шевченко под подписку о невыезде он не может», — пояснил координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников.
У Шевченко двое несовершеннолетних детей, сейчас они находятся у бабушки.
Статья 284.1 Уголовного кодекса, введенная в 2015 году, предполагает наказание за руководство или участие в деятельности на территории России иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории страны. Уголовная ответственность может последовать, если ранее в течение года человек уже привлекался к административной ответственности за подобные нарушения.
В случае доказанности вины нарушителю грозит штраф от 300 до 500 тыс. руб., либо обязательные работы до 360 часов, либо принудительные работы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет. Если человек добровольно прекратит участие в деятельности организации, то он освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
В движении назвали дело сфабрикованным и политически мотивированным: «Политическая, правозащитная, образовательная и просветительская деятельность, которую осуществляет «Открытая Россия», является для правящей в Кремле группы идеологически неприемлемой, а потому вызывающей страх. «Открытая Россия» отстаивает принципы свободы, демократии, местного самоуправления и прав человека и ставит своей задачей подготовку поколения будущих политических лидеров». В ОР заявили, что деятельность активистов движения не может подпадать под статью 284.1 УК, так как движение не является иностранной организацией.
«Мы имеем дело с политическим преследованием в кристально чистом виде. ОР будет защищать своих активистов, я буду им в этом помогать», — заявил Михаил Ходорковский. Он также отметил, что «Открытая Россия» — организация исключительно российская, что следует из ее устава.
Нежелательными на территории России ранее признали зарубежные организации «OR (Otkrytaya Rossia, Великобритания)», Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России», США) и Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия», Великобритания).
Глава международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков отметил, что за последние три года административная ответственность за участие в деятельности нежелательной организации касалась только и исключительно активистов «Открытой России».
В Пскове также задержали активиста «Открытой России» Дмитрия Семеновского. На прошлой неделе задержали местного координатора движения Лию Милушкину и ее супруга Артема Милушкина, который участвовал в работе штаба Алексея Навального. Их обвинили в сбыте амфетамина. Член федерального совета «Открытой России» Александр Захаров со ссылкой на источники рассказал «Медиазоне», что следователь добивался от Семеновского показаний против семьи Милушкиных.