#Кампания-2018/Итоги

Явка больше, чем жизнь

19.03.2018 | Антон Мухин, Петербург, Петр Маняхин, Новосибирск, Алиса Омарова, Владикавказ

Борьба за явку — именно это стало главным, за что бился Кремль. Итог: явка оказалась больше, чем в 2012 году, но меньше, чем на президентских выборах 2008 года. И это при том, что власть использовала целый арсенал стредств — от принуждения до манипуляций




978658.jpg

Фото: Алена Штыкина

По последним данным ЦИК, в выборах приняли участие 67,46%. На президентских выборах 2012 года явка была меньше, 65,34%. А вот в выборах 2008 года, когда на высший пост баллотировался Дмитрий Медведев, участвовали 69,81% избирателей.

В первые часы работы избирательных участков в европейской части России появились новости о рекордной активности избирателей — в 10 часов утра Центризбирком отчитался, что по всей стране проголосовали 16,5%, тогда как в 2012 году, на прошлых выборах, в это же время были только 6,5%. Правда, как пишут «Ведомости», Центризбирком слукавил и поменял механизм подсчета, а если считать так же, как и 6 лет назад, разница составляет не 10%, а всего 5,8%. Но тем не менее рост был, и эта разница — на 5% больше, чем во время предыдущей кампании, сохранялась в течение всего дня.

Чтобы достигнуть своей цели — заставить людей еще активнее голосовать на выборах, которые выборами не являются, — власти в столице и на местах включили всю свою фантазию. Тем более что эти «выборы» были тестом для губернаторов: они должны были обеспечить высокую явку, сохранив при этом формальную чистоту процедуры.

Великое переселение избирателей

Спецификой нынешних выборов был новых механизм «открепления»: чтобы проголосовать не по месту жительства, надо было подать заявление в МФЦ и указать, на каком участке хочешь зарегистрироваться. Эта схема породила новую технологию манипуляций: региональные власти стали вычислять избирателей, которые никогда не ходят на выборы (что довольно просто, подняв списки выданных бюллетеней прошлых лет), и «откреплять» их в другие регионы. Тем самым они улучшали свои показатели по явке, но портили чужие. Это, судя по всему, оказалось неприятной неожиданностью для Центризбиркома. «В стране в целом ничего не поменяется, если кто-то из своего региона «выбросит» в чужой регион людей, эти люди в том регионе не придут голосовать. И явка от этого в целом по стране не поменяется. Да, она будет у вас чуть выше, а в том регионе, куда вы «сбросили», будет чуть ниже. Но тот, кто «сбросил», действует незаконно и совершает уголовное преступление», — грозил еще до голосования хитрым губернаторам зампред ЦИКа Николай Булаев.

Губернаторы «открепляли» и отправляли голосовать в другие регионы пассивных избирателей, чтобы они не портили им цифры по явке. Сами избиратели об этом, конечно, ничего не знали
 

Накануне выборов глава ЦИКа Элла Памфилова подвела итог переселению избирателей. Она сообщила, что всего по стране «открепились» 5,6 млн избирателей. «Если вычесть из них тех, кто раньше пользовался открепительными удостоверениями, то остается значительное количество. Это в большинстве своем люди, которые давно-давно или вообще не голосовали», — рассказала она. По словам Памфиловой, на прошлых выборах откреплялись 1,9 млн избирателей. То есть оставшиеся 3,5 млн — это те, кто никогда не голосовал, и кого, скорее всего, «открепили» голосовать в другой регион. В Санкт-Петербурге, например, жители одного дома были массово отправлены голосовать в Ингушетию и Дагестан.

Кроме того, множество бюджетников и студентов заставляли открепляться и коллективно голосовать по месту работы/учебы — так их, с одной стороны, было проще проконтролировать, с другой — обеспечить повышение явки в определенном районе. Поэтому в Москве, Петербурге и других городах на некоторых участках внезапно вырастали очереди, в которых избиратели стояли по несколько часов. Что лишний раз свидетельствовало — голосовать они пришли не по своей воле.

Старые проверенные методы

Помимо ноу-хау с переселением избирателей, в регионах активно использовались и традиционные схемы достижения нужного результата: «карусели» и просто рисование протоколов. Участники «каруселей» ходят от одного участка к другому и голосуют на каждом. Для этого нужно, чтобы на этих участках находились специально обученные члены комиссий, которые выдадут «карусельщикам» бюллетени. Друг друга они узнают по специальным знакам — в этот раз, например, корреспондент NT из Северной Осетии сообщал, что знаком был вложенный в паспорт предвыборный календарик. А в Петербурге нужного члена участковой комиссии определяли по лежащей на столе линейке.

Корреспондент NT из Северной Осетии сообщал, что знаком был вложенный в паспорт предвыборный календарик. А в Петербурге нужного члена участковой комиссии определяли по лежащей на столе линейке
 

Яркий пример результатов, очень похожих на нарисованные, приводит североосетинский корреспондент NT. В Ирафском районе республики к 10 часам дня на всех 26 УИКах явка составила 20% — плюс-минус 0,5%. При этом на 14 участках она составляла ровно 20,00%. К 12 часам, видимо, была спущена разнарядка на 35% — и все УИКи с точностью до 0,5% показали такой результат. При этом на 4 участках явка была ровно 35,00% (все они в 10 часов показывали 20,00%).

К 15 часам, очевидно, спохватились, и цифры стали расходиться сильнее.

Праздник с айфоном и Крымом

Как и предполагалось, сам день голосования за Путина не был омрачен никакими репрессивными действиями властей в отношении оппозиционеров. Они зачистили пространство заранее, превентивно арестовав всех опасных для себя активистов.

Поэтому 18 марта в стране было весело — на участках играла музыка, выступали клоуны, торговали пирожками, а вечером во многих городах прошли концерты. Причем, как правило, чтобы попасть на них, нужно было предварительно сходить на выборы. Особо хитроумные власти устраивали праздничные мероприятия, посвященные годовщине захвата Крыма, и, как правило, такие концерты шли днем, до закрытия участков. Напоминая избирателям, кому россияне обязаны приращением территории.

Так, например, поступили во многих районах Ленинградской области. Ноу-хау этих выборов стали многочисленные конкурсы селфи на избирательных участках. Победителям обещали ценные призы — как правило, айфоны. А также референдумы по благоустройству и другим вопросам, прошедшие в большинстве регионов.

978656.jpg

Фото: Алена Штыкина

По официальным данным, затраты на рекламу выборов в бюджете Центризбиркома стали одной из крупнейших статей его расходов. Больше было потрачено только на изготовление бюллетеней 

978662.jpg
Фото: Алена Штыкина

Впрочем, превращением выборов в праздник власти начали заниматься задолго до 18 марта. Фантастические деньги были вложены в рекламу выборов через соцсети и интернет вообще. Только по официальным данным о закупках на сайте ЦИКа, на «оказание услуг по информированию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» граждан Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов президента Российской Федерации в 2018 году» с 18 декабря 2017 по 18 марта 2018 года планировалось потратить более 60,5 млн рублей и еще более 70 млн на «справочно-информационное обслуживание». Это одна из крупнейших статей расходов — больше потратят только на изготовление и доставку бюллетеней.

В кампании были задействованы все знаменитости, которым это только позволяла совесть. На местах использовали локальных лидеров общественного мнения. Так, например, Новосибирский государственный университет выпустил ролик, где авторитетные преподаватели и деканы призывают учащихся прийти и проголосовать.

А на Кавказе налегли на спорт. Там Федеральное агентство по делам национальностей провело Всероссийскую межнациональную зарядку. Добровольцы и недобровольцы собирались на площадях и стадионах в столицах регионов СКФО, отжимались, приседали и прыгали за выборы-2018.

Количество физкультурников везде было разным, но до Чечни не дотянулся никто. Как пишут СМИ, там в зарядке приняли участие более 5 тыс. человек. В Дагестане, по официальным данным, заряжались 3 тыс. А вот Осетии не повезло: зарядка выпала на солнечный день 8 марта, и большинство предпочло предвыборной зарядке антиспортивные посиделки в кругу семьи.

Не менее оригинально подошли к решению искомой задачи в Петербурге. Здесь сделали агитационный плакат за выборы со слоганом «Главное событие на районе». Что лишний раз показало: власти культурной столицы знают свой электорат и стараются говорить с ним на одном языке.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.