#Мнение

Жизнь и голос по месту пребывания

14.03.2018 | Дмитрий Орешкин*

В чем подвох новой системы идентификации избирателей и почему сторонники Навального бьют мимо цели

8675322.jpg

Фото: ysia.ru

Общественность встревожена. На новых участках для голосования по месту проживания зарегистрированs более 4 млн избирателей. Бдительные борцы с фальсификатом верно чуют, что за нововведением скрыт подвох. Только ловят его не там. Неважно, сколько раз кто-то из возмущенных сторонников Навального по одному паспорту зарегистрировался на таких участках. Хоть 100. Это «отвлекушечка», пустой крючок. Перед днем голосования в базе данных лишние регистрации будут аннулированы, и зорким соколам дадут возможность в этом наглядно убедиться. Им придется либо признать, что зря гнали волну, либо и дальше гнать впустую — для сохранения лица. Оба варианта вполне устраивают действующую власть.

Как вырастет вклад «султанатов»

А настоящая фишка зарыта рядом. Суммарный объем электората, которым обычно оперируют так называемые «электоральные султанаты», составляет 10–12 млн человек. Это армия, которая приходит на выборы всегда, в любых условиях и голосует (можете взять это слово в кавычки) сами знаете за кого.

Теперь считаем на пальцах. В Чечне (округляя) 700 тыс. избирателей. На самом деле никто не знает сколько, но чеченские власти говорят 700 — и поди проверь. Порядка 100 тыс. граждан республики (опять никто точно не знает сколько) живут и трудятся вдалеке от ее священных рубежей. От Владивостока до Калининграда. В 2012 году, на выборах президента, официальная явка в Чечне составила 99,6%. Из них 99,8% за В.В. Путина. Обычное дело: в СССР счастливые избиратели вели себя точно так же.

Но 99,6% явки означают, что наши 100 тыс. чеченцев от Владивостока до Калининграда перед выборами дружно покупают билеты и вылетают домой. Как заиньки. Чтобы исполнить гражданский долг там, где прописаны и зарегистрированы. А потом быстренько возвращаются к месту работы и временного проживания. Во Владивосток… Чеченский народ, как в былое время советский, известен своей ответственностью, сплоченностью и неподдельной любовью к руководству. Поэтому проверять, сколько граждан республики на самом деле проголосовало, руководство не дает: вы что, не верите?! Это же оскорбление горских традиций. Циничный выпад против дружбы народов и межнационального мира. С явными признаками шовинизма. А если копнуть глубже, то и экстремизма.

Следовательно, первым и наиболее вероятным результатом прогрессивных нововведений станет сверхплановое увеличение числа избирателей от условной Чечни примерно на 100 тыс. человек. В сумме по всем прочим «электоральным султанатам» прирост составил (уже составил!) порядка 3 млн

Ладно, верим: 100 тыс. сначала прилетели, потом улетели. В едином порыве. С кем не бывает. Отсюда рабочая гипотеза. 18 марта в республике опять проголосуют если не 99,6%, то, допустим, 95%. В натуральных числах едва ли меньше прежнего (во-первых, поди проверь; во-вторых население республики действительно растет — и число избирателей вместе с ним). Но плюс к этому на просторах Родины сверх плана появятся еще около 100 тыс. чеченцев, голосующих по месту временного пребывания. Прежде они как бы улетали на малую родину и там как бы вливались в 99,6% А теперь одновременно и вольются, и прибавятся — по месту пребывания! Поскольку бóльшая часть из них по-прежнему зависит от земляческих отношений и от республиканской власти, самовольничать не станут: придут и проголосуют. То же самое и с распределенными по стране избирателями Дагестана, Ингушетии, Тывы и прочих «султанатов» — включая российских граждан из Абхазии, Южной Осетии, ДНР и ЛНР. Центральная электоральная администрация при всем желании не сможет (да и захочет ли?) проконтролировать исключение тех, кто зарегистрировался по месту временного пребывания, из избирательных списков материнских республик. Это дело местных властей. А они очень заинтересованы в росте официального числа избирателей (и населения). В том числе потому, что это основа для начисления федеральных субвенций.

Следовательно, первым и наиболее вероятным результатом прогрессивных нововведений станет сверхплановое увеличение числа избирателей от условной Чечни примерно на 100 тыс. человек. В сумме по всем прочим «электоральным султанатам» прирост составил (уже составил!) порядка 4 млн. Итого — новая фишка означает увеличение суммарного вклада «султанатов» с 10–12 млн до 14–16 млн.

Как это поможет Путину и явке

Отсюда четыре вывода.

1. В стране 111 млн избирателей. Если явка составит, допустим, 60% (на 5 п.п. ниже, чем в 2012 году; в натуральных числах 67 млн человек), то можете считать, что 14–16 млн из этих 67 уже проголосовали за В.В. Путина. Итого около 22% от числа голосующих.

Если явка будет 55% (на 10 п.п. ниже 2012 года, в натуральных числах 61 млн человек), то те же неразменные 14–16 млн составят уже более 25% от числа проголосовавших; цифра поддержки В.В. Путина увеличится.

Если явка упадет до 50% (что вряд ли), в натуральных числах это будет 56 млн человек. Тогда относительный вклад 14–16 млн из «султанатов» составит уже почти 30% от числа голосующих.

Если на выборы вообще никто не придет (полная гипотетическая победа бойкота), то гарантированная «султанатами» в масштабах страны явка составит примерно 15%. Зато показатель поддержки В.В. Путина (от числа голосующих) составит под 100%. Вместо России как бы проголосует «Большая Чечня» — вот и все.

2. Земляческие связи вне «султанатов» способны вывести зависимых избирателей на новые участки и заставить зарегистрироваться. Не проблема. Но проследить, за кого они поставят галочку, им будет труднее. Подсчетом занимаются немного другие избирательные комиссии, «султанам» напрямую не подчиненные. В этом есть риск и тень интриги: как поведут себя чеченцы, дагестанцы, калмыки, тувинцы и многие другие, приехавшие из республик, когда над ними (а главное, над результатами их голосования) не висит диктат местных властей? Могут по-разному себя повести. При условии защиты результатов со стороны независимых наблюдателей, конечно.

3. Новое изобретение в любом случае приподнимает показатели явки. Плюс 4 млн относительно списка в 111 млн эквивалентно приросту почти на 4%. Относительно ожидаемого числа голосующих эти же 4 млн составят примерно 6%. То есть вес каждой свободной электоральной единицы в борьбе против явки в полтора раза меньше, чем при подсчете голосов. Допустим, у вас имеется армия сторонников числом в 5 млн. Уводя ее с выборов, вы уменьшаете показатель явки на 4,5% (5 111 = 0,045). Эта же армия, пришедшая на выборы и соотнесенная с числом голосующих (условно 67 млн), в полтора раза весомей: 7,5% (5 67 = 0,075). К тому же усилия по бойкоту в значительной мере нейтрализованы появлением 4 млн «новых» (ранее «спящих») избирателей через голосование по месту пребывания.

Важнее и правильней было бы не хватать системные обманки, а сконцентрироваться на наблюдении за голосованием вообще и за новыми «специальными» участками, в частности

4. Вынужден констатировать, что система обыграла Навального и сторонников бойкота. Во-первых, заставив валять дурака с регистрацией на «специальных» участках (подцепив на пустую мормышку). Во-вторых, добавив себе 4 млн сверхплановых избирателей и этим смазав усилия, направленные на бойкот. Вряд ли показатель итоговой явки упадет ниже 55% (скорее он окажется выше — с учетом действий А-ресурса). Это будет на всю катушку раскручено для демонстрации маргинальности сил, призывавших к бойкоту. Здесь вторая мормышка — главная. Она тоже благополучно проглочена.

Важнее и правильней было бы не хватать системные обманки, а сконцентрироваться на наблюдении за голосованием вообще и за новыми «специальными» участками, в частности. Чтобы люди там (а они не дурее нас с вами, просто поставлены в гораздо более жесткие условия) могли убедиться, что их голос кого-то интересует и что-то значит. Возможно, впервые в жизни.

За разговорами о бойкоте этот шанс упущен. Эмоции и обиды опять оказались сильнее разума. Жаль. Впрочем, это не катастрофа. Жизнь продолжается, опыт накапливается.

* Политгеограф, постоянный автор NT

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.