#Только на сайте

#Партии

#Выборы

«Партия белой ленты»

11.01.2012 | Ермолин Анатолий

сетевой политический проект для участников митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова
Lenta_490.jpg
В декабрьских тезисах «О неизбежности «креативной революции» в России» мною была высказана гипотеза, что драйверами грядущих социальных и политических трансформаций России выступят не оппозиционные политики и уж тем более не действующие властные элиты Путина, а представители креативных и интеллектуальных профессий, определяющие экономические тренды мирового развития в постиндустриальном обществе. То есть не политики вовсе, а продвинутые профессионалы, отстаивающие свое право жить и работать в комфортной для себя культурной среде.

О том, какой должна быть эта среда и почему она несовместима с жесткими иерархическими моделями устройства общества, написаны тома всемирно признанных исследований (см. Питер Друкер, Ричард Флорида, Дэниэл Пинк, Чарльз Лэндри и др.). Я же предлагаю обсудить специфику политической борьбы и модель партии нового типа, которая была бы в состоянии отстаивать интересы российского «креативного класса» и канализировать протестные настроения данной социальной группы в реальные инструменты противодействия авторитарному режиму. Итак:

1. Российский «креативный класс» должен предъявить власти более жесткую концепцию Гражданского общества.
Хватит мусолить миф о дружелюбном социальном партнерстве государства, бизнеса и общественного сектора. Наше Гражданское общество до этого этапа еще не доросло. И власть и бизнес в современной России такие же дикие, антинародные и не проученные массовым общественным протестом, как в США в начале прошлого столетия.

Российское Гражданское общество в силу своей незрелости до сих пор не является субъектом равноправных политических отношений с властью и бизнесом, а «стояние на Болотной» стало лишь первым значимым прецедентом прямого народного давления на погрязшее во лжи и коррупции путинское государство. Давайте будем предельно откровенны: общество, власть и бизнес — исторические соперники, вынужденные жить вместе, но оставаясь при этом с собственными интересами и средствами борьбы друг с другом.

2. Возглавить борьбу российского Гражданского общества против авторитарного путинского режима должен «креативный класс».
Для обоснования лидерства интеллектуальных и креативных работников есть как минимум три убедительных объяснения: во-первых, это самый образованный класс, а значит наименее восприимчивый к манипулятивным технологиям зомбирования и управления обществом. Во-вторых, классовые ценности, культура и финансовая независимость «креативного класса» делают его неподкупным и последовательным противником путинского режима и авторитаризма в целом. В-третьих, именно интеллектуальные работники составляют в России основную социальную базу так называемого «среднего класса», формирующего ядро любого Гражданского общества.

3. Партийный проект «креативного класса» должен быть максимально прагматичен, деидеологизирован и сосредоточен на решении одной, но самой важной задачи — обеспечить прохождение во власть лучших российских профессионалов, обладающих признанным в обществе репутационным капиталом.
«Вся власть достойным!» так может быть сформулирован главный лозунг «Креативной революции». Меритократия — базовый принцип будущей системы государственного управления России и главная политическая цель партии «креативного класса».

4. Членство в партии сетевого типа.
Сеть на то и сеть, что каждая новая ячейка в ней появляется без протокола и решения вышестоящего политсовета. Ни один оргкомитет не мог вывести на площади Москвы десятки тысяч человек, а несколько блогеров смогли.

Так и надо продолжать: членом «Партии белой ленты» предлагается считать любого пользователя социальной сети «Фейсбук» (или иной социальной сети), зарегистрировавшегося в сообществе «Партия белой ленты». Членство в такой партии — вопрос не вышестоящего решения, а исключительно личной самоидентификации.

5. Первичная организация партии.
Любая группа пользователей социальной сети численностью от 2-х человек и более, члены которой являются участниками сообщества «Партия белой ленты» и регулярно участвуют в партийной сетевой активности либо иной деятельности, должна иметь право позиционировать себя как первичная ячейка партии. Функционировать такая «первичка» может на любом удобном для нее ресурсе в Интернете.

6. Региональное отделение партии.
Для того чтобы иметь статус политической партии и возможность участвовать в выборах всех уровней, члены «Партии белой ленты» должны будут выполнить обязательные по закону формальные требования: создать свои региональные отделения, а партия в целом — пройти регистрацию в Минюсте. Чтобы не плодить дублирующие друг друга оргструктуры, региональным отделением партии предлагается считать интернет сообщество членов партии, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) на конкретной территории РФ. Модератор такого сообщества должен избираться из числа желающих претендентов путем открытого интернет голосования после чего автоматически приобретает статус Председателя данного регионального отделения.

7. Модераторы сетевой активности, как альтернатива «руководящим органам партии».
Для поддержания сетевого эффекта «Партии Белой ленты» (популяризация главной сетевой идеи, пропаганда методов борьбы за идею и развитие бренда партии) необходимы специальные модераторы, способные катализировать рост движения и эффективность его работы. Модераторы авторских проектов и инициатив (об этом чуть ниже) появятся сами. Модераторов организационного строительства партии надо готовить специально.

Отдельная тема для проектирования партии — статус, полномочия и процедура выборов модераторов партийного строительства, технологически не позволяющая данной категории лиц присваивать себе роль руководителей партии де-факто .

Гарантией от перерождения модераторов в лиц, принимающих решения, должна стать их выборность по результатам открытого сетевого голосования и возможность их замены в любой момент по инициативе простого большинства пользователей (всей партии или сообществ региональных отделений).

Самое радикальное и потенциально опасное для внутрипартийной демократии право модераторов — возможность банить троллей, засланных спойлеров и участников, не соблюдающих этические и ценностные требования представителя «креативного класса». Это тоже тема для отдельной сетевой дискуссии в ближайшем будущем.

8. Основные направления деятельности партии:
8.1. Создание новых политических элит России путем поиска, поддержки и продвижения во власть людей с современным экономическим мышлением и ценностями «креативного класса».

8.2. Демократическое просвещение населения, гражданское воспитание и формирование, прежде всего у молодежи, интеллектуальных компетенций (ментальных моделей) «креативного класса».

8.3. Проведение публичных общественных расследований по фактам неправомочных действий представителей государства и публикация результатов этих расследований в интернете.

8.4. Контроль за выборами.

8.5. Организация сетевых акций протеста и гражданской солидарности в целях принуждения власти к проведению честных выборов, соблюдению законности и обеспечению конституционных свобод российских граждан.

9. Сетевая партийная работа.
Под сетевой партийной работой в «Партии белой ленты» понимается совокупность всех интернет и «офф-лайн» проектов, реализуемых членами партии по собственной инициативе. При этом предлагается договориться, что «если проект не представлен в Интернете, значит такого партийного проекта не существует вообще».

 Участники любой проектной группы должны обеспечить полную прозрачность реализуемого проекта и предусмотреть техническую возможность для его обсуждения любым интернет пользователем. Содержание сетевых партийных проектов, исходя из цели и основных направлений деятельности партии, определяют сами разработчики.

10.  Лидерство в партии.
Лидерство в партии (напомню еще раз) осуществляется по принципу «ты хорош ровно настолько, насколько хорош твой последний проект». Это значит, что сетевая природа партии не предполагает никаких лидерских должностей — лидерами становятся те, кто имеет максимальные рейтинги популярности среди своего партийного сообщества (регионального отделения или партии в целом) на данный момент времени.

11.  Кандидат в депутаты от «Партии белой ленты».
Задача партии нового типа не организовывать ежедневную деятельность своих региональных и первичных структур — в предложенном сетевом видении они сумеют делать это и без партийного начальства. Задача партии нового типа — стать инструментом введения в российские властные структуры независимых общественных лидеров, то есть по сути стать «политическим лифтом» для лидеров Гражданского общества.

Попасть в избирательный список «Партии белой ленты» — значит стать «послом» российского интернет сообщества, уполномочившего своего кандидата представлять его интересы во власти. Успешность подобного партийного проекта после стольких лет избирательного обмана возможна только в том случае, если российские граждане увидят в предлагаемой процедуре отбора кандидатов от «Партии белой ленты» реальную альтернативу кремлевским партийным манипуляциям с очевидным и доказуемым преимуществом — у нас все по-честному!

12.  Прямые выборы как лазейка для манипуляторов.
Прямые выборы прямым выборам - рознь. Когда небольшое сообщество (поселение или группа хорошо знакомых людей в интернете) выбирает себе лидера — это одна ситуация. Все друг друга знают лично, выбирают из своих и для себя. Тут имидж, созданный политтехнологами, не поможет, тут важна Репутация. В Швейцарии в одном из городков до сих пор работает закон, когда мэр избирается прямым открытым голосованием во время общего сбора жителей на ратушной площади. Иногда голосование осуществляется путем подсчета раскрытых зонтиков. Чем не визуализация сервиса голосования для интернет сообществ?

По мере увеличения численности избирателей люди начинают голосовать за кандидатов, которых не знают лично. И тут открывается широкое поле для политтехнологов, задача которых - создать такой образ мало кому известного человека, чтобы избиратели «не ошиблись» со сделанным «выбором». Репутация подменяется имиджем. Народовластие подменяется манипулятивными технологиями. Противостоять этому способны коллегии выборщиков.

13.  Коллегия выборщиков «Партии белой ленты».
Выборщик и избиратель, несмотря на смысловую похожесть этих слов — не одно и то же. Выборщик — это избранное населением лицо, уполномоченное голосовать от имени жителей конкретной местности (в нашем случае — от имени своего интернет сообщества). Уникальность статуса выборщика, если он избран всеобщим прямым голосованием на своей территории (в своем интернет сообществе), в том, что он действительно уполномочен народом и действительно зависит от своих земляков (друзей по сообществу).

Голосуя от имени своей территории, от имени лично знающих тебя людей, очень непросто не исполнять наказы соседей — тебе с ними жить, каждый день смотреть в глаза, водить детей в садик и школу. Даже если мы возьмем самый худший случай, когда выборщик проголосовал не так, как его уполномочил мир, земляки аннулируют результаты подложного голосования.

Какое это имеет отношение к нашему партийному проекту? Самое непосредственное: с помощью специальных интернет процедур «Партия белой ленты» может сформировать собственные Коллегии выборщиков, превратив их в реальный инструмент решения своей главной политической задачи — поиска и продвижения во власть самых достойных людей из числа лучших профессионалов России.

14.  Структурная модель «Партии белой ленты» как партии Гражданского общества.
Предлагаемая модель партии без традиционных «первичек» и номенклатурных боссов может функционировать в результате взаимодействия 3-х основных подсистем: 1. Общественного проекта по взаимодействию партии с инициативными группами Гражданского общества, 2. Процедуры отбора наиболее уважаемых лидеров общественного мнения в состав Коллегий выборщиков партии (рабочее название процедуры — «Честный выбор»), 3. Собственно политического проекта как инструмента формирования Коллегиями выборщиков списков кандидатов партии в депутаты законодательных собраний и контроля за работой своих депутатов после их избрания.

Для чего нужен общественный проект? Для выявления на проектной основе талантливых людей, независимых общественных инициатив, структур территориально-общественного самоуправления и их коалиций. По сути - для создания и коммуникационной поддержки самоуправляемых субъектов российского Гражданского общества.

Для чего нужна процедура «Честная игра»? Для продвижения в региональную Коллегию выборщиков самых компетентных, пользующихся уважением и народной поддержкой лидеров, представляющих конкретные территории и их отраслевые сообщества.

Для чего нужен открытый политический проект? Для продвижения во власть наиболее достойных профессионалов и создания рычагов влияния Гражданского общества во властных структурах всех уровней - от муниципального до федерального.

15.  «Честный выбор»: сетевые процедуры отбора выборщиков и формирования партийных списков кандидатов в депутаты от «Партии белой ленты».
Как справедливо утверждал известный философ Хосе Ортега-и-Гассет про эффективные национальные государства: «Жизнь нации — постоянный плебисцит». Интернет для подобного плебисцита предоставляет все технические и коммуникационные сервисы. Остается «только» придумать правильные процедуры.

В самом первом приближении подобными процедурами могли бы быть:
15.1. Процедура создания на платформе одной из социальных сетей интернет сообществ избирателей (членов «Партии белой ленты»), сгруппированных по избирательным округам и, возможно, по избирательным участкам.

15.2. Процедура выбора модераторов таких сообществ.


15.3. Процедура формирование Коллегий выборщиков «Партии белой ленты» в каждом из таких сообществ (избирательном округе).
Примерная процедура выборов должна включать в себя проведение разного рода тематических форумов, позволяющих получить от кандидата в выборщики ответы на вопросы: «Почему сообщество может доверить ему стать членом коллегии выборщиков и голосовать от имени других людей?», «Что сделал он для местного сообщества, какими корнями связан с сообществом и каким репутационным капиталом обладает?», «По каким критериям он будет оценивать кандидатов в депутаты от «Партии белой ленты» и какие условия оговорит с ними в контракте с Коллегией выборщиков?»

15.4. Процедура голосования Коллегии выборщиков по каждому кандидату,
желающему баллотироваться от «Партии белой ленты» должно проводиться в интернете. Каждому такому голосованию должны предшествовать несколько раундов открытых интернет-собеседований с претендентами, аналогичные тем, которые проходили сами выборщики. Перед голосованием выборщик должен довести до членов своего сообщества о своем решении, обосновать его и получить обратную связь.

15.5. Процедура подписания контракта об обязательствах перед Коллегией выборщиков
с отобранными в партийные списки кандидатом в депутаты.

В случае успешного избрания кандидата от «Партии белой ленты» депутатом, Коллегия выборщиков должна стать важным звеном взаимодействия и коммуникаций между депутатом и избирателями с одной стороны и инструментом контроля за исполнением депутатом принятых в контракте обязательств — с другой.

В договоре между Коллегией выборщиков и избранным депутатом должно быть обязательно оговорено, что он может работать в заксобрании исключительно в качестве независимого депутата, представляя прежде всего интересы своих избирателей и выборщиков.

16.  Механизм запуска проекта
Запуск проекта может быть обеспечен следующими мерами:
16.1. Формирование инициативной группы проекта из числа лидеров общественного мнения, зарекомендовавших себя в ходе декабрьских событий на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова (20-30 человек). Срок: до 01.02.2012 г.

16.2. Создание группы «Партия белой ленты» на платформе социальной сети «Фейсбук» и дублирование формируемого в группе контента на резервные «зеркала» группы в других популярных социальных сетях (из соображений безопасности на случай организованных атак). Срок: до 20.01.2012 г.

16.3. Проведение сетевой кампании по разъяснению идей и механизмов функционирования «Партии Белой ленты», начало регистрации членов партии, «первичных организаций» (авторских проектных групп) и региональных отделений партии, сгруппированных по избирательным округам. Срок: с 01.02.2012 г. и далее постоянно.

16.4. Участие партийных активистов в контроле за президентскими выборами в марте 2012 года, сетевая поддержка самых интересных и результативных проектов членов партии по контролю за выборами. Срок: февраль — март 2012 г.

16.5. Легализация партии в правовом поле Российской Федерации: проведение Учредительного съезда партии и формализация региональных отделений партии в формате «офф-лайн», подача регистрационных документов в Минюст. Срок: июнь — август 2012 г.

17.  Некоторые вопросы тактики строительства партии:
Во-первых, не стоит забывать, что «Партия белой ленты» это партия интернета. Из этого следует, что любой член партии, не являющийся активным пользователем социальных сетей — не более, чем бессмысленная для дела «мертвая душа».

Во-вторых, не следует заниматься гигантоманией и пытаться работать в тех регионах, где нет достаточно быстрого интернета. Для начала можно опираться на города-миллионники и продвинутые промышленные и образовательные центры с численностью населения от 500 тыс человек и более.

18.  Финансирование партии.
Сетевой характер функционирования партии предполагает, что инициаторы партийных проектов будут самостоятельно привлекать денежные средства на свои инициативы. Инструмент такого финансирования хорошо известен — это разного рода интернет-кошельки и лидеры проектов, способные убедить коллег-однопартийцев в необходимости интернет-пожертвований.

Никаких централизованных «касс» и «партийных фондов» быть не должно. Деньги должны собираться только под проекты и под ответственность организующих эти проекты лидеров.

Наличие у проекта интернет финансирования будет являться важнейшим критерием его результативности (см. опыт Алексея Навального и опыт сбора денежных средств для проведения митинга на проспекте Сахарова).

Данное правило должно распространяться и на модераторов организационного строительства. Если спонсоров территориальных сообществ партии на какой-то территории не обнаружится, значит и строить тут нечего в принципе.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.