Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Балет

Отражение балета

27.01.2011 | № 02 (197) от 24 января 2011 года

--.jpg
Нынешние и будущие звезды (слева направо):
Ольга Малиновская, Екатерина Крысанова, Наталья Осипова, Полина Семионова, Екатерина Шипулина, Мария Кочеткова, Анастасия Сташкевич

Счастливое число.
В Большом театре 27 января пройдет мировая премьера концертного проекта «Отражения». Семь выпускниц московской балетной школы появятся в постановках современных зарубежных хореографов


«Отражения» придумал Сергей Данилян, которого на заре его продюсерской карьеры в Большом принимали неласково. Данилян — американский балетный антрепренер. Первым из его громких проектов стала премия «Божественная» (La Divina). В 1995 году коллегия американских балетных критиков присудила ее юной мариинской приме Диане Вишневой, в 1996-м — ее коллеге Ульяне Лопаткиной. Затем был выбран премьер American Ballet Theatre Владимир Малахов (начинал 20 лет назад в Театре классического балета Касаткиной и Василёва). Что тогдашний лидер ABT (ныне художественный директор балетной труппы Немецкой оперы в Берлине), находящийся на пике формы, заслуживал всех возможных наград, никто не сомневался. Но все-таки отчетливо женское наименование приза смутило народ, и эта история закончилась. Впрочем, закончилась не столько по лингвистическим, сколько по «политическим» соображениям: Данилян придумал, что условием получения приза должно быть согласие лауреата выступить в одном из спектаклей Большого театра в Москве. (Что, разумеется, приносило некоторые деньги.) Большой же, руководимый тогда Владимиром Васильевым, всегда ревниво относился к пришельцам. Неизвестно, был бы так сердит худрук Большого, если бы среди лауреатов были немцы или французы (по правилам — вполне могли быть), но пятьдесят американских критиков выбрали тех, кого выбрали, и тем ранили Васильева в самое сердце. Потому что «божественные» имели успех именно в Штатах, а гастроли Большого тогда проваливались. В общем, проект исчез.

--2.jpg
Полина Семионова
Звездные танцы

Данилян и далее про Россию не забывал: здесь он учился в ГИТИСе, начинал свой бизнес (старожилы помнят маленький офис в Доме актера на Арбате) и отсюда уехал в начале девяностых; но, кроме сантиментов, очевидно, не мог и не хотел сбросить со счетов такой источник художественных и финансовых ресурсов. Следующий громкий проект появился почти через десять лет и был назван «Короли танца». Имечко не очень балетное (король обычно в балете роль не танцевальная), но эффектное. И тут сказался общий принцип даниляновской антрепризы: она ориентирована не на знатоков и продвинутых любителей, а на самую широкую публику. То есть знатоки тоже получают свое удовольствие (поскольку продукция, как правило, качественная), но кассу делают не они.

В серии концертов, что прокатали в США и России, Данилян собрал суперзвезд: Большой театр представлял Николай Цискаридзе, Королевский балет Великобритании — Йохан Кобборг, Американский театр балета — Итан Стифел и Анхель Корейя. От обычного звездного «чёса» программа отличалась принципиально: не набор трюковых вариаций из классических балетов, но специально поставленные и разученные номера и одноактные балеты. Следующий проект — «Красота в движении», сотворенный для Дианы Вишневой, и вовсе предлагал три новеньких балета, поставленных для мариинской примы («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Из любви к женщине» Мозеса Пендлтона и «Повороты любви» Дуайта Родена), и после был приобретен в собственность Мариинкой.

Великолепная семерка
--3.jpg

Теперь наступает время Большого. «Отражения» представляют выпускниц московской школы. Неважно, какое у нее название — МАХУ, как ее до сих пор зовут все балетные (Московское академическое хореографическое училище), или МГАХ (Московская государственная академия хореографии), как ее переименовали в 1995-м, — это просто Московская школа. Та самая, что вечно конкурирует с петербургской и год за годом выигрывает соревнования по выпуску танцовщиков, но также стабильно проигрывает по выпуску балерин. «Отражения» должны представить именно девушек, учившихся в Москве, показать, как они становятся звездами. При этом «уровень участия» в этом проекте ниже, чем в «Королях» — там все были суперзвезды, у большинства же участниц «Отражений» есть еще впереди ступеньки карьерной лестницы. Вероятно, антрепренер собирается далее продвигать своих подопечных, а с теми, кто не вполне еще раскручен, работать, очевидно, проще, чем с самостоятельно определяющими свою жизнь звездами. Коллекция для концертного проекта собрана тщательно — ни одна из артисток не похожа на другую.

Трудно себе представить, что все эти девушки учились в одной и той же школе. Остроугольная, графичная, словно созданная для урбанистических балетов Екатерина Крысанова (выпуск-2003); аккуратная Анастасия Сташкевич (2003), балерина-куколка с каминной полки, век XIX, мечта Мариуса Петипа; размашистая Наталья Осипова, в любую лирику вкладывающая столько темперамента, что лирика трещит, как китайский фарфор в руках кочегара, и рассыпается в пыль (2004). Завершает четверку, работающую в Большом, Екатерина Шипулина (1998) — девушка-загадка: ее карьера танцовщицы разумной и виртуозной шла прямо к вершинам, как вдруг два-три сезона назад застопорилась, засбоила, и Шипулина стала пропадать с афиш. «Отражения» для нее — важный шанс, важнее, может быть, чем для всех других.

Еще три девушки, учившиеся там же, на Фрунзенской набережной, выбрали карьеру за границей и не прогадали. Вальяжно-царственная Полина Семионова (выпуск-2002) стала образцовой «русской балериной в Германии», Берлин считает ее лучшим Лебедем за всю свою немаленькую историю. Мария Кочеткова (2002) правит в Сан-Франциско и именно свою «русскость» переживает довольно нервно и то «показывает этим американцам», как надо танцевать классику, то отчаянно экспериментирует с новыми сочинениями. Самая младшенькая из артисток, Ольга Малиновская (2007) — пока загадка: сразу после выпуска она уехала в Таллин и на наших просторах более не появлялась.

Они станцуют вместе одноактные балеты: во-первых, Remansos Начо Дуато (испанский звездный хореограф, в прошлом году поразивший весь мир согласием на должность главного балетмейстера петербургского Михайловского театра, сейчас переделал для наших артистов свой впервые поставленный в ABT балет, названный именем одного из стихотворений Гарсиа Лорки), и во-вторых, Cinque («Пять») владельца собственной маленькой труппы итальянца Мауро Бигонцетти, которого все чаще зовут работать в театры большие и престижные (это будет мировая премьера). А также каждая получит отдельный, специально для нее поставленный номер (среди хореографов — звезды: англичанин Уэйн МакГрегор, превращающий артистов на сцене в клубок железной проволоки; обитающий в Штатах и недавно поставивший в московском Музыкальном театре свой балет «Затачивая до остроты» финн Йорма Эло; канадка Азур Бартон, работы которой ближе к контемпорари, современному танцу, чем к балету, — в них поют и разговаривают).

Станцевав все это, семь бывших московских школьниц постараются доказать, что формула «в Питере девочки, в Москве мальчики» ушла в балетное прошлое.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.