Это многовековая народная традиция, а не искусственно созданный праздник, вроде Дня согласия, примирения и еще чего-то, она основана на памяти о реальном серьезном политическом событии, но несмотря на серьезность исторического повода, в праздновании Гая Фокса нет никакого пафоса. Скорей, наоборот, это веселый праздник, обрастающий новыми карнавально-политическими элементами.
Самый большой костер и парад устраивает в графстве Кент Эденбриджское костёрное общество (Edenbridge Bonfire Society). Общество существует уже 90 лет, и главным событием ночи стало традиционное сжигание чучела какой-нибудь знаменитости. В этом году решено сжечь чучело эксцентричного и популярного спикера парламента Джона Беркоу, который только что ушел в отставку после 10-летней работы в Палате общин. Беркоу сгорит не один, в руках у 11-метрового чучела будут гореть головы премьер-министра Бориса Джонсона и лидера оппозиции Джереми Корбина. А за ними — и весь парламент.
Джону Беркоу досталась роль горящего чучела за его «противоречивое поведение», по словам организаторов.
В прошлые годы «жертвами» Костёрного общества были разные знаменитости, в том числе Борис Джонсон, Дональд Трамп, Харви Вайнштейн, Уэйн Руни, Гордон Браун, Саддам Хуссейн и другие известные личности.
Организаторы церемонии надеются, что Джон Беркоу оценит юмор и не станет обижаться. Тем более что цель этого действа — привлечь к нему внимание, дабы собрать как можно больше денег на благотворительность.
Вот в этом, мне кажется, вся суть таких церемоний/традиций.
Благотворительность и юмор, даже более того — политическая сатира.
Я не помню, чтобы кто-то из знаменитостей, оказавшись чучелом, обижался, оскорблялся или выражал недовольство. Как, впрочем, и герои сатирических шуток всевозможных шоу, которыми так славится Великобритания.
Поначалу, особенно в прошлом веке, работал элемент шока: мы все смотрели на экран и думали: «неужели так можно шутить?» Этот шок давно прошел, зато сейчас мы смотрим на реальных политиков и ощущаем уже шок от них: «неужели так можно?!»
Помню, как мы каждую неделю ждали нового выпуска первого на моей памяти такого шоу «Вылитый» («Spitting Image»), предшественника российских «Кукол». Это было потрясающе — зло, смешно, актуально. Недаром эта программа была самой популярной в 80-х и первой половине 90-х годов. У нее был огромный рейтинг, на пике популярности ее смотрели 15 миллионов человек, программа держалась в эфире более 10 лет подряд и выходила еженедельно с 1984 года, а закрылась не потому что власти ее прикрыли, такого здесь не бывало, а потому что в конце концов к ней упал интерес телезрителей. Но сколько политиков (и их кукол) за это время сменилось!
Потом были жесткие сатирические шоу «Да, господин министр» («Yes Minister»), «Да, премьер-министр» («Yes, Prime Minister»), первый английский «Карточный домик» («House of Cards»). Всё это было политической сатирой, часто обидной и злой, но никто из героев вслух никогда не жаловался и тем более не требовал передачу закрыть.
В XXI веке появился телевизионный сериал «Гуща событий» («The Thick of it») — о политических перипетиях в коридорах Вестминстера и Даунинг-стрит. Сатира в нем била по политикам наотмашь, что неудивительно — сериал создавался группой под руководством известного сатирика, режиссера Армандо Иануччи («Смерть Сталина»).
«Гуща событий» продержалась тоже довольно долго, семь лет — с 2005 по 2012.
В настоящий момент, насколько я могу судить, ничего нового остросатирического политического, кроме еженедельных коротких юмористических программ по новостям недели, в британском эфире нет.
Может, это и закономерно. Поначалу, особенно в прошлом веке, работал элемент шока: мы все смотрели на экран и думали: «неужели так можно шутить?» Этот шок давно прошел, зато сейчас мы смотрим на реальных политиков и ощущаем уже шок от них: «неужели так можно?!»
Сатирикам нынче не позавидуешь, хотя создатели сериала «Вылитый» («Spitting Image») на днях объявили, что вскоре собираются запустить новый сезон.
Посмеемся?
Другие статьи из серии очерков Маши Слоним «Глядя из Лондона» читайте здесь и здесь