#Украина

Мир по «формуле Штайнмайера»: кто в проигрыше и выигрыше?

06.10.2019 | Леонид Мойжес

Благодаря компромиссу, на который пошел Владимир Зеленский, одобрен проект соглашения о выборах в Донбассе по «формуле Штайнмайера». Кто выигрывает и проигрывает от новых договоренностей? На вопросы NT ответили эксперты из России, Украины и Белоруссии

Трёхсторонняя контактная группа по урегулированию вооружённого конфликта на востоке Украины окончательно согласовала текст так называемой «формулы Штайнмайера», призванной решить исход конфликта в Донбассе. Она получила название в честь бывшего главы МИД, а ныне президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. В документе речь идёт о выборах на неподконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей. Согласно «формуле», закон об «особом статусе» вступает в силу на временной основе в 8 часов вечера в день проведения местных выборов на соответствующих территориях. Если наблюдатели из ОБСЕ признают, что выборы прошли без нарушений, временный «особый статус» этих территорий сменится на постоянный.

Подписание документа вызвало недовольство части украинского общества. В частности, экс-депутат Верховной рады, бывший командир добровольческого батальона МВД «Миротворец» Андрей Тетерук назвал произошедшее «капитуляцией Украины перед Россией». В Киеве и других крупных городах прошли протесты, участники которых требовали отменить подписание «формулы» и настаивали на том, что она выгодна только Кремлю. Кто же действительно выиграет, а кто проиграет после вступления документа в силу? NT задал эти вопросы политологам из России, Украины и Белоруссии Олегу Игнатову, Владимиру Фесенко и Кириллу Коктышу.

Кто выигрывает?

Олег Игнатов: Тут выиграли все. «Формула Штайнмайера» — это просто процедурная формула, которая определяет, каким образом будет вводиться «особый статус», упомянутый ещё в Минских соглашениях. Причём уже там говорилось, что «особый статус» должен быть закреплён на постоянной законодательной основе и включён в Конституцию. Не было указаний только относительно того, как технически это произойдёт. А теперь ответ на этот вопрос получен: в 8 часов в день голосования и постоянно после того, как ОБСЕ признает выборы соответствующими международному стандарту. Так что ничего экстраординарного не случилось.

Тактически выиграл Путин, он бенефициар подписания этого документа. Но как показывает практика, если Владимир Владимирович чересчур увлекается тактическими играми, то всё рушится

А акции, которые проходят на Украине, судя по всему, организуют люди, считающие, что Украина вообще не должна выполнять Минские соглашения. Вопрос стоит именно так: будет ли Киев выполнять договоры, подписанные ранее, или нет. Альтернативы им на пути к миру нет, это все признают. Значит, придётся делать то, что там сказано: особый статус, разоружение, амнистия, выборы.

Владимир Фесенко: Тактически выиграл Путин, он бенефициар подписания этого документа. Но как показывает практика, если Владимир Владимирович чересчур увлекается тактическими играми, то всё рушится. Так было с Минскими соглашениями, так может быть и сейчас. Если он и дальше продолжит настаивать на своих ультиматумах и «хотелках», то всё придёт в тот же тупик, что и раньше.

Кирилл Коктыш: Зеленский от этого тоже скорее выиграл, чем проиграл, потому что смог мобилизовать людей в свою поддержку, и протесты, по крайней мере пока, не смогли серьёзно поколебать его положение. Так что Зеленский получает возможность консолидировать власть и потихоньку маргинализировать своих политических оппонентов.

Кроме того, получив «нормандскую встречу» (встречу президентов России, Украины, Франции и Германии. — NT), условием которой было подписание формулы, Зеленский сможет заработать очки и на внешнеполитическом направлении. Потому что на сегодня все участники «нормандской четвёрки» заинтересованы, чтобы мирный процесс перешёл в активную фазу.

Кто проигрывает?

Олег Игнатов: На «особый статус» есть разные точки зрения. Когда некоторые украинцы говорили про «особый статус», они уточняли, что у них уже есть проект децентрализации, и его реализации будет достаточно. Но «формула Штайнмайера» подтверждает, что речь идёт именно об особом статусе конкретно этих территорий, как и зафиксировано в примечаниях к Минским соглашениям.

Кроме того, на Украине проиграли те, кто считает, что «смысл Минских соглашений — в том, чтобы их не выполнять». Там действительно нет чёткой последовательности шагов, и по их мнению, нужно было пользоваться этой неопределённостью, чтобы не выполнять сам договор. Но те, кто считает, что Украина должна выполнять соглашения, а это, в том числе, официальные власти, как Порошенко, так и Зеленский, — выиграли.

Проиграли оппоненты Зеленского, в первую очередь Порошенко, по вине которого ситуация первоначально и была такой запутанной. Его неспособность заблокировать принятие «формулы Штайнмайера» — «ступенька вниз», в таком качестве она и запомнится

Рейтинг Зеленского по разным оценкам — больше 70%, ему не о чём беспокоиться. Конечно, протестующие — это организованные, сплочённые и замотивированные люди, поэтому они могут представлять проблему для властей. Но риска нового Майдана нет. Другое дело, что Зеленский, несомненно, находится под сильным внутриполитическим давлением. Порошенко оставил его в сложном положении: на словах он Минские соглашения поддерживал, но в то же время много раз говорил, что никакого «особого статуса» не будет. Хотя это прямо противоречило тому, под чем подписался Кучма.

Кирилл Коктыш: Проиграли оппоненты Зеленского, в первую очередь Порошенко, по вине которого ситуация первоначально и была такой запутанной. Его неспособность заблокировать принятие «формулы Штайнмайера» — «ступенька вниз», в таком качестве она и запомнится.

Кроме того, в проигрыше те, кто на войне зарабатывал. Мы понимаем, что в ближайшее время, по мере развития антикоррупционных расследований, мы узнаем многое об освоении бюджетных денег, причём не только на Украине и не только в ходе военных действий.

Владимир Фесенко: Как ни парадоксально, проиграл тоже Путин, потому что любой его тактический выигрыш снижает вероятность достижения им системных целей. Все ключевые конфликтные вопросы, что были раньше, остались и сейчас. Сама по себе «формула Штайнмайера» ничего не гарантирует. Зато любые подобные «тактические победы» Путина поднимают волну возмущения в Украине и не позволяют пойти на серьёзные уступки в дальнейшем.

Например, уже сейчас можно говорить, что особый статус ДНР и ЛНР — «красная линия», которую Зеленский не сможет переступить. Он может договариваться об особом статусе для этих территорий, но не в нынешнем виде. Кроме того, придётся решать вопросы о контроле над границей, выводе россиян и механизмах верификации их выхода. И если компромиссов по этим вопросам добиться не удастся, то Украина никакого соглашения не примет, и никакие выборы не пройдут.

Фото: president.gov.ua


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.