#Голосование

Три интриги московских выборов

05.09.2019 | Леонид Мойжес

Сработает ли «Умное голосование» Навального? Как москвичи откликнулись на летние протесты? Деморализован ли чиновничий аппарат в Москве? Об основных интригах, оставшихся на выборах Мосгордумы, корреспонденту NT рассказали известные политические эксперты

8 сентября состоятся выборы Московской городской думы. Они пройдут на фоне идущих уже 3 месяца протестов, вызванных отказом Центризбиркома зарегистрировать подавляющее большинство независимых кандидатов. На акциях протеста власти задержали десятки митингующих, были возбуждены уголовные и административные дела, как против организаторов несогласованных акций, так и против рядовых участников. По сообщению «ОВД-Инфо» уровень репрессий в столице уже достиг максимального значения, по меньшей мере, с 2011 года. В свою очередь, Алексей Навальный объявил о запуске проекта «Умное голосование», который должен помочь провести в Мосгордуму кандидатов, не аффилированных с городской власть. Эксперты поделились с NT своими мнениями о том, на какие вопросы мы получим ответы после голосования.

Кирилл Рогов: Неустойчивая социальная ситуация подразумевает, что реакция населения непредсказуема. Поэтому меня, как и всех, интересует возможность повторения в Москве сценариев, по которым в прошлом году развивалась ситуация на выборах в ряде российских регионов, вроде Владимирской области, где проходили вторые туры губернаторских выборов или проигрывали кандидаты в депутаты от «Единой России», когда голосование шло по спискам. Думаю, и в Москве нельзя исключать результата, который всех удивит. Но, с другой стороны, власти тоже должны были учесть свой опыт и готовились тщательнее.

Результат трудно прогнозировать, в первую очередь, не из-за «Умного голосования», а просто из-за «протестного голосования». Такой проект не требует никакой особой организации, мы видели, как в предыдущие годы люди научились так голосовать стихийно.

Но «Умное голосование» само по себе создаёт интригу, потому что в более сложных случаях, как в Москве, где составляются специальные списки, потом будет трудно конвертировать результаты голосования в политический капитал оппозиции. Не очень понятно, где враг и кто победитель.

Действия властей пока тоже трудно прогнозировать. Но нам намекают, что власти планируют в сотый раз пересматривать принципы выборов в Госдуму, если «Единая Россия» получит меньше 40% в большом количестве регионов. И московские выборы могут повлиять на это решение очень сильно. Это ещё одна интрига — как сейчас относятся к бренду «Единая Россия» в Кремле, потому что, судя по столице, он окончательно падает в помойную яму.

Аббас Галлямов: Я бы перечислил три основных интриги, сохраняющихся до вечера 8 сентября.

Протестная явка. Все идёт к тому, чтобы она оказалась высокой. Помешать этому могут только видимые конфликты между лидерами оппозиции, связанные с «Умным голосованием». Если Ходорковский, Гудков, Азар и другие убедят избирателя, что «Умное голосование» — это не выход, то, не имея альтернатив, оппозиционный избиратель может остаться дома. 

Непонятно, насколько административный ресурс в Москве деморализован и какую степень боеспособности сохранил. Чтобы фальсифицировать итоги голосования, нужны крепкие нервы, а они у членов комиссии, по-моему, изрядно расшатаны

Голосование неопределившихся избирателей. Традиционно они склонны поддерживать тех, на чьей стороне успех. В столице же ситуация сейчас такова, что определить, на чьей стороне успех, трудно. Преимущество силы по-прежнему на стороне властей, однако с точки зрения чистой политики крепнет ощущение, что власть отступает, а оппозиция идёт вперёд. 

Административный ресурс. Непонятно, насколько он деморализован и какую степень боеспособности сохранил. Чтобы фальсифицировать итоги голосования, нужны крепкие нервы, а они у членов комиссии, по-моему, изрядно расшатаны.

Константин Калачев: Понятно, что по итогам выборов про проект «Умного голосования» скажут, что он провалился, и вообще все стратегии оппозиции себя не оправдали. Но интересно будет посмотреть не на комментарии, а на реальную картину. Мы видим, что уже сегодня СК прекратил уголовное дело в адрес нескольких участников митингов. Изначально дело заводили, чтобы вызвать страх, но теперь приходится «включать тормоза», потому что дальше злить избирателей себе дороже. Выяснилось, что можно получить усиление протеста, а не спад.

А самый главный вопрос — как новая Мосгордума собирается зарабатывать авторитет в обществе и решать проблему своей легитимности? Каковы будут действия новых депутатов, чтобы не допустить митингов?

В целом предпочтения на голосование у большинства москвичей уже сложились, лидеры определились. Но ещё могут сыграть триггеры, которые проявятся в последние дни и повлияют на явку. Падение явки работает в пользу кандидатов власти, рост явки — против них. Поэтому власть не заинтересована в том, чтобы в Москве что-либо происходило.

А самый главный вопрос — как новая Мосгордума собирается зарабатывать авторитет в обществе и решать проблему своей легитимности? Каковы будут действия новых депутатов, чтобы не допустить митингов? В понедельник, 9 сентября, мы получаем новых избранников, и уже есть заявки на акции протеста на 14 сентября. И возникает вопрос: смогут ли эти депутаты сказать или даже сделать что-то, чтобы снизить протестные настроения в Москве?

Причём выступить с такими заявлениями надо в первые два-три дня после избрания. Им необходимо будет как-то удивить москвичей, дать понять, что теперь Мосгордума — не просто отдел правительства Москвы, а орган с собственной субъектностью. В общем, интереснее всего — не то, что будет на самих выборах или до них, а что будет после.


Фото: facebook.com/millerleeza


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.