#Бывший СССР

«Русская стена» на границе с Грузией

03.07.2019 | Леонид Мойжес

Жесткий пограничный режим, введенный российскими властями в последние годы в граничащих с Грузией районах Абхазии и Южной Осетии, приводит к массовым нарушениям основополагающих прав и свобод. Это зона бедствия, констатирует Amnesty International

Международная правозащитная организация Amnesty International обнародовала в среду доклад «За колючей проволокой: нарушение прав человека в результате «бордеризации» в Грузии». Это исследование посвящено проблемам, которые возникли в жизни населения Грузии и непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии после того, как российские власти ввели режим государственной границы и провели линию демаркации, отделившую непризнанные республики от территорий, подконтрольных Тбилиси.

Не вставая ни на чью сторону в российско-грузинском конфликте, эксперты из Amnesty International настаивают на том, что жёсткость, с которой граница в последние годы была прочерчена, приводит к нарушению прав и свобод жителей региона. Речь идёт о нарушении прав на свободное перемещение, на достаточный жизненный уровень, на уважение семейной жизни, и на свободу вероисповедания и участия в культурной жизни.

Доклад уточняет, что даже после конфликта 2008-го года граница между Абхазией и Южной Осетией с одной стороны, и Грузией оставалась достаточно открытой, и местные жители могли без особенных затруднений посещать поселения, находящиеся под контролем противоположной стороны. Но в 2011-ом году под руководством российских военных и силовых структур начинается процесс «бордеризации» – создания реальной границы, или, как называют её в докладе, административной линии разграничения (АЛР), с проложенными рвами, колючей проволокой, вышками и пограничными заставами. Многократно участились случаи задержания людей, пытающихся пересечь АЛР, при этом задержанных часто избивали, а также назначали им очень высокие по местным меркам штрафы.

Особенно тяжёлая ситуация сложилась на южноосетинском участке, где в отсутствии какой-либо естественной границы, АЛР зачастую проходит прямо по территории отдельных деревень. Одновременно заметно усложнился процесс перехода границы через немногочисленные контрольно-пропускные пункты

Особенно тяжёлая ситуация сложилась на южноосетинском участке, где в отсутствии какой-либо естественной границы, АЛР зачастую проходит прямо по территории отдельных деревень. Одновременно заметно усложнился процесс перехода границы через немногочисленные контрольно-пропускные пункты.

Для большинства этнических грузин (имеющий грузинское гражданство) граница просто закрыта, и даже наличие официального разрешения не всегда гарантирует безопасное попадание на территорию Абхазии и Южной Осетии. Для многих грузин самый простой способ попасть к недавним соседям, к своим родственникам, находящимся на расстоянии 3-5 километров – 300-километровое путешествие через российский Владикавказ.

Такие ограничения перемещения привели к тому, что родственники, жившие в соседних деревнях, потеряли возможность общаться, люди лишились доступа к церквям и кладбищам, где похоронены их предки.

А самое главное – создание пограничного режима ударило по экономики региона, и без того считающегося самым бедным в Грузии. Ограничение перемещения прервало торговлю между отдельными деревнями, закрыло доступ к общинным пастбищам и местам лесозаготовок. Многие граждане Грузии фактически потеряли даже собственные, частные сады и места для выпаса скота, доступ к которым теперь стал невозможен. При этом Amnesty International обращает внимание на то, что Тбилиси не оказало семьям, попавшим в такую ситуацию, необходимую материальную помощь.

Доклад сделан на материалах, собранных на территории, подконтрольной Грузии, так как российские власти и фактическое руководство непризнанных республик отказалось допускать правозащитников на свою территорию. Но эксперты из Amnesty International полагают, что ситуация на них может быть такой же, или даже худшей.

В связи с этим правозащитники призывают Россию отказаться от насильственной «бордеризации», не имеющей, в том числе, и военного смысла, и допустить на территорию Абхазии и Южной Осетии международных наблюдателей. Правозащитники также обращаются к руководству Евросоюза и других международных организаций с просьбой оказать всяческое содействие в том, чтобы устранить систематические нарушения прав и свобод человека в этом регионе. 

Мнения экспертов о российской политике по отношению к Грузии читайте здесь и здесь.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.