#Протест

«Мы принадлежим Западу, а не Востоку!»

26.06.2019 | Иван Преображенский*, Прага

Чешская оппозиция сумела организовать самый масштабный протест со времен «бархатной революции» 1989-го: на улицы вышли 300 тыс. граждан. Они добиваются отставки правительства и критикуют президента за дружбу с Путиным. С подробностями из Праги — Иван Преображенский

Недовольны все

Протесты против действующей власти в Чехии становятся все многочисленней. Новая волна протестов мобилизовала молодежь. На пражскую Летну 23 июня пришли люди, у которых еще не было опыта участия в протестных акциях. Собралось рекордное в новом веке количество недовольных: 300 тыс. человек.

Это довольно разношерстная коалиция экологов, сторонников более тесной интеграции республики в Евросоюз, оппозиции и правозащитников. Собравшиеся протестовали против министра юстиции Марии Бенешовой, аграрной политики кабинета министров во главе с миллиардером Андреем Бабишем, против его попыток «управлять страной как фирмой», против пребывания на посту премьера человека, против которого ведется расследование по обвинению в конфликте интересов и махинациях с европейскими грантами. А также против внешнеполитического крена президента Милоша Земана в сторону Китая и России.

Чешские экологи и фермеры недовольны тем, что республика остается одним из главных производителей рапса в ЕС, причем фирмы Бабиша — крупнейшие получатели дотаций на его выращивание. Кто-то считает, что рапс — главная причина роста аллергенных заболеваний в стране, другие говорят о гибели пчел и шмелей, третьих не устраивает обязательное добавление биотоплива в бензин, которое якобы только увеличивает вред для природы. К этому добавляется угроза нехватки чистой пресной воды при невнимании правительства к этой проблеме.

Предпринимателей не устраивают все новые налоги, которые изобретает правительство, которое, тем не менее, не смогло сверстать безубыточный бюджет на 2020 год. И это на фоне продолжающегося серьезного роста чешской экономики. Дополнительные доходы бюджета, по мнению оппозиции, идут в виде дотаций в карман близких к власти компаний или на повышение социальных пособий и пенсий тем самым 30% чехов, которые готовы голосовать сейчас за Бабиша.

В то же время Чехия остается страной ЕС с самым дорогим мобильным интернетом и очень дорогой связью, несмотря на то, что доходы местных жителей куда ниже, чем в западной части Евросоюза. И тут недовольны и сотовые операторы, которых правительство популистски, без принятия системных мер, просто пытается заставить цены снизить, и потребители, которые видят, что кабинет министров занимается показухой, а связь по-прежнему в разы дороже, чем, скажем, в соседней Польше.


Восточный крен

Через пару дней после оппозиционного митинга президент Милош Земан дал согласие приехать в Москву на празднование 75-летия победы над нацистской Германией в следующем году. И это тоже повод для недовольства, потому что президента обвиняют в прямом лоббировании интересов России и Китая. Недовольные отмечают: неясно, приносит ли сотрудничество с этими странами доходы кому-то кроме президента и его окружения. Например, из многочисленных соглашений о намерениях и многочисленных контрактов, которые были подписаны во время предыдущего российского вояжа Земана, большая часть так и не была реализована. Аналогичным образом обстоит дело и с Китаем, что не мешает президенту открыто защищать позиции китайской компании Huawei, попавшей под американские санкции.

Милош Земан дал согласие приехать в Москву на празднование 75-летия победы над нацистской Германией в следующем году. И это тоже повод для недовольства, потому что президента обвиняют в прямом лоббировании интересов России и Китая


Один из основных лозунгов чешской оппозиции: «Мы принадлежим Западу, а не Востоку». И речь идет даже не о Китае, а именно о России. Непосредственно к Путину на последнем митинге претензий не звучало, но про Земана было сказано, что, защищая интересы России и Китая, он делает подкоп под безопасность Чешской республики.

Устойчивость системы

В 1989 году коммунистический режим не чувствовал поддержки со стороны населения и вынужден был уступить давлению со стороны «улицы». Сейчас в Чехии ситуация иная. Как и в России в 2011–2012 году, власти уверены в своей поддержке со стороны значительной части населения.

Соцопросы говорят о том, что за партию Андрея Бабиша ANO («Да»), если бы парламентские выборы случились прямо сейчас, готовы были бы проголосовать около 30% чешских избирателей, чего вполне достаточно для победы и получения права на формирование нового правительства в коалиции с какими-то младшими партнерами. Поддержка президента Земана среди чехов и вовсе достигает 50%.

Неудивительно, что правительство отказывается идти на уступки. Министр юстиции Мария Бенешова, как и премьер Андрей Бабиш, отказывается уходить в отставку. Власти в один голос предлагают оппозиции создавать новую политическую партию и готовиться к парламентским выборам, которые пройдут в Чехии только через два с половиной года.

С учетом того, что население Чешской республики немногим превышает десять с половиной миллионов, а явка на выборах в 2017 году составила немногим более 60%, голосов трехсот тысяч избирателей при проходном барьере в 5% вполне достаточно для того, чтобы провести в парламент как раз одну партию. От которой, впрочем, ничего не будет зависеть, как сейчас ничего не зависит от многочисленной, но разобщенной чешской парламентской оппозиции, включающей сразу несколько небольших парламентских фракций, недовольных политикой Бабиша, но неспособных ее заблокировать. Правительство, чтобы не договариваться с либералами и демократами, всегда имеет возможность опереться на поддержку коммунистов либо националистов. И новые выборы вряд ли изменят это положение.


Протест обречен?

Гражданская оппозиция сегодня не создает для властей Чехии серьезных угроз. Демонстранты не идут, как недавно в Грузии, на штурм парламента. В отличие от французских «желтых жилетов», они не блокируют ключевые автомагистрали, не организуют массовые беспорядки, не призывают к всеобщей забастовке. Во Франции и Грузии власти применили против демонстрантов силу, резиновые дубинки, пули и водометы, но оказались вынуждены идти на уступки.

Европейская демократия признает уличные формы протеста, но редко базируется на них. Так что, несмотря на масштабные митинги, ожидать, что «бархатная революция» 1989 года повторится, не стоит

Чешская же оппозиция так же миролюбива, как российская в 2011–2012 году. Как и условная «Болотная», протестующие в Праге рассчитывают пока на успех мирных акций. Чехи расслаблены. С одной стороны, они знают, что даже если бы власти захотели разогнать трехсоттысячный митинг, в отличие от России у них для этого не хватит средств. Государственная полиция с этим не справится, тем более что ей тогда, возможно, придется вступить в конфликт с городской пражской, которая подчиняется муниципалитету столицы, находящемуся в оппозиции к нынешнему правительству. Применение же армии против демонстрантов в Чехии невозможно себе представить. Так что оппозиция может продолжать постепенную мобилизацию недовольных, надеясь, что разочарования в протестных акциях у граждан не возникнет.

С другой стороны, власти спокойно игнорируют мирные акции и не слишком верят в звучавшие на последнем митинге угрозы отдельных фермеров приехать в Прагу осенью «на тракторах» и снести кабинет Бабиша в прямом, а не переносном смысле этого слова. Так что расчет на мирный протест пока себя не вполне оправдывает. Пока оппозиция протестует, правящая коалиция переписывает постепенно законодательство «под себя» и старается взять под контроль общественное телевидение и радио.

Это политическая игра «в долгую», финала которой не стоит ожидать в ближайшем будущем. Европейская демократия признает уличные формы протеста, но редко базируется на них. Так что, несмотря на масштабные митинги, ожидать, что «бархатная революция» 1989 года повторится, не стоит. Это как раз и есть проверка достаточно молодой чешской демократии на прочность. Проверка, которую ранее не выдержала Россия.

*Автор — политолог, эксперт по странам Центральной и Восточной Европы

Фото: 24.kz, Иван Преображенский


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.