Фото: Pixabay / jplenio
Если в Москве до сих пор и сохранялись упования на дружбу с Дональдом Трампом, то, по мнению многих американских комментаторов, пакет санкций, принятый 6 апреля 2018 года против российских олигархов и чиновников, окончательно ставит крест на этих надеждах.
Последний гвоздь
Как рассказал консервативному журналу The Weekly Standard Брайан О’Тул, который при Обаме работал в Минфине США, в отделе по контролю над иностранными авуарами, санкции имели бы еще больше веса, если бы Трамп объявил их сам, а не поручил это своему министру финансов Стивену Мнучину. Но, по сути дела, это уже ничего не меняет.
«Это загоняет последний гвоздь в гроб представлений, которые могли быть в Кремле и у Путина о том, что Трамп махнет на все рукой и даст им то, чего они хотят, — сказал О’Тул. — Это массированный отпор планам Путина, которые, по сути, являются экспансионистскими».
И подтверждением словам О’Тула стал твит Трампа, который напрямую — что до этого никогда не случалось — назвал лично Путина виновным в химической атаке в Восточной Гуте (Сирия), которую на Западе приписывают режиму в Дамаске. «Президент Путин, Россия и Иран несут ответственность за поддержку этого животного Ассада. Придется заплатить большую цену», — написал 8 апреля президент США.
Обозреватели отмечают, что политика американской администрации в отношении Кремля как маятник, из одной крайности переходит в другую — от заявлений Трампа о необходимости дружить до очередных санкций. Не далее как на минувшей неделе Трамп в очередной раз упомянул перспективу сближения с Путиным. «Есть реальная возможность иметь хорошие отношения, — заявил он 3 апреля на совместной пресс-конференции с лидерами стран Балтии. — И запомните: ладить с Россией хорошо. Так что, я думаю, у меня могут сложиться добрые отношения с Россией и с президентом Путиным. И если это произойдет, это будет замечательно. Есть также возможность, что это не произойдет. Кто знает?»
А на следующий день, 4 апреля, Трамп «сделал шаг, который практически даст России военный и политический контроль в Сирии, когда он приказал Пентагону свернуть американское военное присутствие», напоминает внешнеполитический обозреватель журнала The New Yorker Робин Райт.
Куда пойдут деньги?
Закон «О противодействии противникам Америки путем санкций» (CAATSA), обязывающий Белый дом придерживаться санкционистской политики в отношении России, был принят Конгрессом в середине лета 2107 года 419 голосами против трех (в Сенате счет был 98:2), поэтому Трамп был бессилен его зарубить. Скрепя сердце, он подписал закон в начале августа, заметив при этом, что «в нем много серьезных изъянов».
29 января 2018 года Минфин США во исполнение закона CAATSA обнародовал список двухсот членов путинского окружения, которые могли в любой момент подпасть под санкции. Список вызвал насмешки не только в России, но и в США, поскольку 96 олигархов, оказавшиеся в нем, явно были позаимствованы из перечня Forbes. Но сейчас комментаторы отмечают, что предупрежденные таким образом россияне за это время вполне могли укрыть свои авуары от американской заморозки.
Статья в The New Yorker открывается фотографией довольного Путина, а в подписи к ней говорится: «Санкции мало что могут изменить, они способны даже сыграть на руку Владимиру Путину, если они побудят российских олигархов вывести свои деньги с Запада и перевести назад в Россию».
Большинство американских СМИ выделяют в списке Минфина лишь 7 околопутинских богачей, которых они неизменно характеризуют как «олигархов»
С другой стороны, эти деньги, как напоминают сейчас американские газеты, оказались на Западе именно потому, что в России их могут в любую минуту отобрать. Поэтому переводить их обратно, возможно, было бы не очень умно.
Райт в The New Yorker укоризненно отмечает, что Трамп, подписав закон CAATSA 2 августа 2017 года, раскачивался целых девять месяцев, да и сейчас санкции затронули лишь малую часть лиц, фигурировавших в списке Минфина США.
Кстати, большинство американских СМИ выделяют в этом списке лишь 7 околопутинских богачей, которых они неизменно характеризуют как «олигархов». Интересно, что это слово раньше употреблялось в Америке довольно редко и попало в широкий обиход в 1990-е из России. Оно слышится теперь постоянно, хотя путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков и заявил 5 апреля, что олигархи в России вывелись. Кстати, после этого утверждения в США немедленно появился ряд статей, обсуждающих, так ли это. В итоге их авторы пришли к консенсусу: олигархи в России все еще есть, но балом правят уже не они, а чиновники.
«Настоящие» олигархи
В семерке «настоящих» олигархов американские СМИ выделяют Кирилла Шамалова, пишут, что он женился в 2013 году на путинской дочери Катерине Тихоновой и быстро сделался членом клуба миллиардеров. В большинстве публикаций его называют зятем Путина. Лишь несколько авторов упоминают январское сообщение Bloomberg о том, что супруги расстались, и отмечают, что это обстоятельство обошлось Шамалову в грандиозную сумму.
Говоря о Викторе Вексельберге, поминают его американского кузена Эндрю Интрейтера, который пожертвовал $35 тыс. штабу Трампа и Нацкомитету Республиканской партии и $250 тыс. — инаугурационному фонду ТрампаМного пишут об Олеге Дерипаске, чей «Русал» теперь оказался на грани технического дефолта («акции Русала» после обнародования последнего пакета санкций упали на 50%. — NT) — интерес СМИ к нему продиктован в основном его связями с экс-начальником трамповского штаба Полом Манафортом.
Говоря о Викторе Вексельберге, поминают его американского кузена Эндрю Интрейтера, который пожертвовал $35 тыс. штабу Трампа и Нацкомитету Республиканской партии и $250 тыс. — инаугурационному фонду Трампа. Отмечают также, что в декабре 2015 года Вексельберг присутствовал на банкете по поводу десятилетия RT вместе с будущим советником Трампа по нацбезопасности Майклом Флинном, ныне опальным.
Из подпавших сейчас под санкции чиновников особо упоминают зампреда Центробанка Александра Торшина. Он в последнее время постоянно мелькает в американской прессе, поглощенной поисками связей российских деятелей с трампистами. Торшин, участвовавший в создании российского движения «Право на оружие», тесно связан с руководством американской Национальной стрелковой ассоциации (НСА), знаком со всеми ее последними президентами и посетил ряд ее ежегодных съездов. На одном из таких съездов он был представлен старшему сыну Трампа Дональду.
Включая Торшина в санкционный список, администрация Трампа наказывает одного из российских поклонников нынешнего американского президента: 8 ноября 2015 года Торшин в своем Twitter назвал Трампа «приличным человеком»
По данным СМИ, в преддверии американских выборов 2016 года Торшин пытался организовать встречу Путина с Трампом-старшим, но безуспешно.
Включая Торшина в санкционный список, администрация Трампа наказывает одного из российских поклонников нынешнего американского президента: 8 ноября 2015 года Торшин в своем Twitter назвал Трампа «приличным человеком».
Будет ли эффект?
Мало кто ожидает, что нынешний раунд санкций повлияет на поведение России на международной арене. «За последние четыре года Россия в ста процентах случаев не изменила в результате санкций своего поведения в лучшую сторону», — замечает Мэтью Рожански, директор Института им. Кеннана в Вашингтоне.
Несмотря на то, что к настоящему времени санкциям подверглись почти 200 физлиц и юрлиц, Россия по-прежнему делает вещи, которые не по душе Америке, заметил Рожански в интервью Национальному публичному радио (NPR).
Корреспондент NPR спросил, можно ли объяснить такое положение дел отчасти тем, что президент Трамп неоднократно превозносил Путина и отказывался признать факт российского вмешательства в американские выборы так же уверенно, как это делают в Вашингтоне почти все остальные.
Рожанский ответил, что в последние полтора года российское руководство, возможно, временами искало признаки раскола между Трампом и истеблишментом в союзе со спецслужбами — то есть с теми, кого принято называть «перманентным правительством» (permanent government), или «глубоким государством» (deep state). Но теперь, когда администрация сделала массу вещей, вроде санкций, высылки дипломатов, закрытия консульств, развертывания воинских контингентов в Восточной Европе, отправки Украине «летальных вооружений» или буквального убийства вооруженных россиян в Сирии, в Кремле, наверное, говорят: «Нам наплевать, что Дональд Трамп отзывается о нас дружелюбно. Мы видим, что США пытаются нам насолить».