#Санкции

Вашингтонский обком против российских олигархов

2018.04.08 |

Александра Прокопенко

Санкции США уменьшили состояние олигархов из «списка 24» на миллиарды долларов. В Москве обсуждают компенсации для пострадавших — меры по их поддержке ударят по всей экономике

721687.jpg

Министерство финансов США в пятницу, 6 апреля, объявило об очередных санкциях Фото: Flickr / Thomas Guiset

В пятницу, 6 апреля, США объявили об очередных санкциях против 24 российских чиновников и бизнесменов, 15 юридических лиц. Новые меры ожидались — министр финансов США Стивен Мнучин и не скрывал их подготовку. Публичному объявлению предшествовали ставшие уже традиционными утечки в американских СМИ — «объявят завтра». Примечательно, что через запятую с российскими влиятельными персонами были перечислены мексиканский наркобарон и сутенер, поставлявший ему секс-рабынь. Такой символический жест прямо указывает на отношение американской бюрократии (санкции вводятся Офисом по контролю за иностранными активами Минфина США — OFAC) к российскому капиталу.

За что и против кого?

721686.jpg
В санкционный список попал
миллиардер Виктор Вексельберг 
Фото: kremlin.ru

Формулировки на этот раз беспрецедентно жесткие. Вашингтон обвиняет Москву в «злонамеренных действиях» на международной арене, имея в виду аннексию Крыма и дестабилизацию на Украине, поставки оружия режиму президента Сирии Башара Асада, которые он «использовал против своего мирного населения». Пополнение списка SDN (Specially Designated Nationals) российскими чиновниками и олигархами Минфин США объясняет тем, что «российское правительство действует непропорционально в интересах олигархов и правительственных элит» и таким образом «российские олигархи и элиты, получающие выгоду от участия в этой коррумпированной системе, больше не будут изолированы от последствий дестабилизирующих действий своего правительства».

721684.jpg
В санкционном списке также 
владелец UC Rusal Олег Дерипаска 
Фото: Flickr / Cyprus Butterfly

Пострадали капитаны российского бизнеса: в список попали владелец UC Rusal Олег Дерипаска (занимает 248-е место в рейтинге американского Forbes-2018 с состоянием $1,9 млрд), председатель правления ВТБ Андрей Костин, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг (№ 99, $14,4 млрд), глава «Газпрома» Алексей Миллер, председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, сенатор Сулейман Керимов (№ 265, $6,4 млрд), совладелец нефтегазовой компании «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов, а также депутат Госдумы и старейший партнер Алишера Усманова, совладелец USM Holdings Андрей Скоч (№ 404, $4,9 млрд).

721685.jpg
Совладелец «Сибура»
Кирилл Шамалов 
Фото: charter97.org

Кроме того, в список внесены так называемые «золотые дети» и родственники — сын Аркадия Ротенберга, председатель совета директоров управляющей компании «Энпиви инжиниринг» Игорь Ротенберг (состояние оценивается в $1,1 млрд), совладелец «Сибура» Кирилл Шамалов — бывший муж Екатерины Тихоновой, которую теперь уже Вашингтон называет дочерью Владимира Путина (состояние $1,4), и брат помощника Андрея Фурсенко Сергей.

Санкционный список полностью соответствует закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) — чиновникам можно добавлять в него ранее не упомянутые в «кремлевском докладе» лица. CAATSA дает возможность Конгрессу заблокировать решение президента о снятии санкций, а значит, подпавшим под санкции будет почти невозможно выйти из-под них.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПОПАВШИХ В СПИСОК МИЛЛИАРДЕРОВ ЕЩЕ УТРОМ В ПЯТНИЦУ СОСТАВЛЯЛО $29,5 МЛРД, А К ВЕЧЕРУ СОКРАТИЛОСЬ НА $1,25 МЛРД. НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННОЕ ПАДЕНИЕ ПОКАЗАЛИ АКЦИИ КОМПАНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ОЛЕГУ ДЕРИПАСКЕ

Общее состояние попавших в список миллиардеров еще утром в пятницу составляло $29,5 млрд, а к вечеру сократилось на $1,25 млрд. Наиболее существенное падение показали акции компаний, принадлежащих Олегу Дерипаске. В понедельник , 9 апреля, US Rusal объвил о возможности технического дефолта — в результате котировки компании обрушились на 48.2% , она подешевала вдвое. И это пока открылись только азиатские биржи.

Торги в Лондоне еще не открылись — там у Дерипаски торгуется En+, потерявшая в пятницу 20% стоимости. Чистый долг Rusal на конец прошлого года составлял $7,6 млрд. Из-за санкций для компании закрылся американский рынок и существенно снизилась способность занимать на обслуживание долга. «Основная часть долга — кредиты в долларах США и номинированные в долларах евробонды. Пока непонятно, что будет с расчетами в долларах. Теоретически Русал не сможет осуществлять такие расчеты», — пишет аналитик Локо-Банка Кирилл Тремасов в своем telegram-канале. 


Чем это грозит и что означает?

Во-первых, полным арестом всех коммерческих отношений со стороны американских компаний и физических лиц. Во-вторых, запретом на въезд. У Дерипаски и ранее были с этим проблемы — еще в 2008-м ему дважды отказывали во въезде в США по обвинению в связях с криминальными структурами. Хуже придется Виктору Вексельбергу, рассказывает федеральный чиновник, он часто в США бывал, у него там собственность и бизнес (его дети окончили Йельский университет).

США дали своим компаниям два месяца, чтобы свернуть любое сотрудничество с попавшими в список SDN компаниями, говорится в сообщении Минфина: сделать это необходимо до 00:01 5 июня. Американские граждане, работающие в советах директоров компаний, попавших под санкции, должны прекратить сотрудничество. Американские граждане, владеющие акциями в компаниях Дерипаски, должны избавиться от них не позднее 5 мая 2018 года. А американские компании, которые импортируют продукцию подсанкционных юрлиц, до 5 июня могут ее принимать, но платить уже будут не российским контрагентам, а на специальный заблокированный счет в банке на территории США.

От запрета на въезд хуже всего придется Виктору Вексельбергу, рассказывает федеральный чиновник, он часто в США бывал, у него там собственность и бизнес. Его дети окончили Йельский университет

Российские чиновники и бизнесмены, упомянутые в нашумевшем «кремлевском докладе», опубликованном в начале февраля, комментировали доклад, не скупясь на иронию. Де американцы скопировали телефонный справочник Кремля, правительства и список Forbes. Некоторые полагали, что присутствие в списке дает им индульгенцию от преследований со стороны Кремля.

Непублично реакция была значительно более сдержанной. Дело в том, что доклад можно было объяснить двумя моделями. Первая: американская бюрократия таким образом сопротивляется давлению Конгресса и не стала давать юридически значимые объяснения понятию «russian oligargh» и уточнять, с какого момента компания становится «окологосударственной» (parastatal). Поэтому в список внесли всех, чтобы удовлетворить Конгресс.

Но есть и второе объяснение (гораздо более неприятное для российского бизнеса): американские чиновники решили, что нет смысла разбираться в степенях близости к режиму российских олигархов. Многие из них сделали свое состояние в годы правления Владимира Путина, многие получают солидные государственные контракты, а значит, в той или иной степени поддержкой режима пользуются все. Большая часть русских денег токсична, следует из этой модели: если иметь с русскими бизнес, то делать это нужно осторожно.

Как будут компенсировать

Российские власти готовились к санкциям всю осень. Было принято специальное постановление правительства, разрешающее госкомпаниям не раскрывать своих контрагентов по госзакупкам. Все конкурсы по закупкам для Минобороны, ФСБ и СВР до 1 июля 2018 года будут проходить в закрытом режиме.

Из Промсвязьбанка, который ЦБ забрал на санацию, решено сделать банк для оборонно-промышленного комплекса, куда госбанки обязали передать соответствующие активы. Государственные ВТБ и Сбербанк критиковали такое решение (многие оборонные кредиты являются хорошими активами), но в итоге подчинились.

«Жесткие» ответные меры уже пообещал российский МИД. Однако ответить симметрично на экономические санкции у российского правительства нет возможностей.

Поддерживать пострадавших могут через госзаказ, а это означает сужение поля для конкуренции с и без того небольшим частным сектором. Льготные налоговые режимы для санкционных компаний или снижение нормы дивидендных отчислений приведут к прямым потерям доходов бюджета

Поэтому есть все основания полагать, что «кнут» пройдется не по американцам, а по собственным гражданам. «По российским компаниям, которые попали под санкции: будем их еще больше поддерживать», — заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Российские бизнесмены, подпавшие под санкции, должны быть поддержаны», — вторит ему председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Экономическими способами государство может поддерживать санкционные компании разными инструментами, но все они имеют существенные негативные эффекты. Например, через госзаказ, а это означает сужение поля для конкуренции. Льготные налоговые режимы для санкционных компаний или снижение нормы дивидендных отчислений приведут к прямым потерям доходов бюджета. То есть средств на другие бюджетные цели, например образование или здравоохранение, может стать меньше.

Возможны и такие меры поддержки, как взносы в уставные капиталы пострадавших компаний или целевые субсидии им. Но такие вливания тоже должны иметь источник. Это либо ненефтегазовые доходы бюджета, а значит, сокращение других статей. Либо придется залезать в кубышку нефтяных доходов — Фонд национального благосостояния. В любом случае в проигрыше оказывается бюджет, а значит, и граждане.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share