#Мир

Корейский цугцванг Дональда Трампа

15.10.2017 | Александр Гольц, военный обозреватель

Что случится, если угрозы президента США по адресу КНДР воплотятся в жизнь

9764981-2.jpg

Фото: topwar.ru

10 октября 2017 года два американских стратегических бомбардировщика B-1B Lancel взлетели с авиабазы Андерсен на острове Гуам в Тихом океане и взяли курс на Корейский полуостров. После того как B-1B вошли в воздушное пространство Южной Кореи, к ним присоединились южнокорейские и японские истребители. А затем объединенная воздушная группировка провела отработку ударов по наземным целям у восточного побережья Корейского полуострова.

Этот эпизод — взлет двух бомбардировщиков на Гуаме, демонстративный пролет над Корейским полуостровом и совместные воздушные учения стран-союзниц стал стопроцентным ремейком предыдущего, датируемого 30 июля, — тогда американцы предприняли демонстрацию военной силы в ответ на испытание Пхеньяном межконтинентальной баллистической ракеты.

21 сентября Тихоокеанское командование США (USPACOM) пошло еще дальше: B-1B совершили самый близкий в истории полет у границ КНДР, и один из них позднее приземлился в 70 км южнее Сеула. «Впервые за 20 лет (с 1996 года) бомбардировщик В-1В приземлился на Корейском полуострове», — говорилось в сообщении USPACOM.

И в июле, и в сентябре американцы проводили акции устрашения непосредственно в ответ на ракетные испытания Пхеньяна.

В октябре было другое: 8-го числа президент США Дональд Трамп написал в своем Twitter, что в отношениях с КНДР может сработать «только одна вещь». Бомбардировщики, взлетевшие в предрассветный час на Гуаме с полным боезапасом на борту, призваны были показать северокорейскому вождю Ким Чен Ыну, о чем говорит и что конкретно имеет в виду главнокомандующий американскими Вооруженными силами. Да и за пару дней до этой записи в Twitter Трамп, беседуя с журналистами перед ужином с американскими военачальниками, произнес такую фразу: «То, что вы видите сейчас, — это затишье перед бурей».

Ким Чен Ын, похоже, не испугался. После того как американский бомбардировщик пролетел максимально близко от северокорейских границ, Пхеньян пригрозил с помощью ядерного оружия «стереть с лица земли» базу на Гуаме, если B-1В будут продолжать летать над полуостровом. И вот 10 октября они пролетели снова. А 12-го Трамп публично подтвердил, что под «затишьем перед бурей» имел в виду ситуацию с КНДР и ее ракетно-ядерной программой: «Мы не можем позволить этому продолжаться. Мы просто не можем».

Война нервов

Словесная пикировка между США и КНДР длится уже более полугода. Похоже, северокорейский вождь одерживает в ней победу. Президент самой могущественной страны в мире стал изъясняться туманными угрозами, которые регулярно повергают мир в панику. В августе Трамп грозил Пхеньяну «огнем и яростью», теперь вот — «затишье перед бурей». Но от этих угроз почему-то не веет близкой развязкой, причем такой, которая успокоит мир. Нет, остается ощущение, что Вашингтон сам загнал себя в угол.

Еще в мае Дональд Трамп нарисовал несколько «красных линий» для Пхеньяна. Он заявил, что новое ядерное испытание КНДР неизбежно обернется американским военным ответом. Кроме того, он заявлял, что не допустит ситуации, когда у Пхеньяна появятся ракеты, способные долететь до территории США, с ядерными зарядами на борту. Ким Чен Ын перешел обе черты.

В сентябре в КНДР было испытано ядерное устройство мощностью около 100 килотонн. Кроме того, Пхеньян дважды успешно испытал ракету «Хвасон-14», вероятно, способную достичь территории США.

Если руководствоваться трамповой логикой, то атаковать надо немедленно — потом точно будет поздно: Пхеньян будет совершенствовать свои ракеты и копить ядерные боезаряды, коих у него, по оценкам экспертов, уже от 30 до 60 штук.

Если раньше США предполагали вести военные действии только в ответ на агрессию Пхеньяна, то теперь они допускают возможность превентивного удара, если война с КНДР выглядит неизбежной

Исходя из этого, любые передвижения американских боевых соединений в районе Корейского полуострова тотчас рассматриваются наблюдателями во всем мире как подготовка к военной операции. Вот и сейчас прибытие к берегам Корейского полуострова ударной военно-морской группировки США во главе с авианосцем «Рональд Рейган», на котором базируются 90 боевых самолетов, и стратегической подводной лодки «Мичиган» с двумя сотнями крылатых ракет на борту вызвало многочисленные тревожные комментарии. Некоторые российские аналитики уже высказали мнение, что именно на КНДР Пентагон может сейчас опробовать концепцию «быстрого глобального удара», который предполагается нанести стратегическими носителями (баллистическими и крылатыми ракетами) в неядерном оснащении. При этом сколько-нибудь объективный анализ ситуации подводит к ощущению стратегического цугцванга: любой внятный военный шаг со стороны США ведет к катастрофе.

9764981-1.jpg

Авианосец «Рональд Рейган». Фото: combatindex.com

Сценарий 1. Оптимистичный

Этим летом, в разгар противостояния с КНДР, Вашингтон допустил утечку в прессу относительно содержания принятого два года назад плана обороны Южной Кореи, US Operations Plan (OPLAN) 5015. Главная новость состояла в том, что если раньше США предполагали вести военные действии только в ответ на агрессию Пхеньяна, то теперь они допускают возможность превентивного удара, если война с КНДР выглядит неизбежной.

В таком случае этот удар может быть осуществлен с помощью либо обычных вооружений, либо ядерных.

Артиллерийские позиции северокорейской армии оборудованы в гранитных горах. По оценкам американских специалистов, лишь в одном залпе эти крупнокалиберные орудия могут обрушить на южнокорейскую столицу 320 тонн взрывчатки

При атаке обычным высокоточным оружием перед Вооруженными силами США стоят непростые задачи. Первым обезоруживающим ударом по КНДР необходимо уничтожить не только ядерные объекты и стартовые позиции баллистических ракет, но и подводные лодки, вооруженные такими ракетами. Необходимо уничтожить также склады с химическим оружием, количество которого превышает, по оценкам экспертов, 5 тыс. тонн, включая бинарные отравляющие вещества. Кроме того, следует вывести из строя все системы командования, а если получится, и уничтожить первым ударом военно-политическое руководство страны.

Но и это не все. Следует нанести максимальный ущерб северокорейской артиллерии, нацеленной на многомиллионный Сеул. А ведь артиллерийские позиции северокорейской армии оборудованы в гранитных горах. По оценкам американских специалистов, лишь в одном залпе эти крупнокалиберные орудия могут обрушить на южнокорейскую столицу 320 тонн взрывчатки.

Для нанесения превентивного удара американскому командованию потребуется 300–400 крылатых ракет, то есть приблизительно десятая часть всех развернутых «Томагавков», а также стратегические бомбардировщики В1-В «Лансер» и В-2 «Спирит». Для подавления артиллерии придется постоянно держать в воздушном пространстве КНДР 30–40 боевых самолетов. Для этого необходимо сконцентрировать у берегов Кореи 3–4 авианосные группировки.

Армия практически любого тоталитарного режима строится на готовности к слепому выполнению приказов высшего руководства. В отсутствии таких приказов армия разваливается, что, в частности, случилось с вооруженными силами Саддама Хусейна  

Самый главный вопрос: что произойдет после такого удара? Оптимистический (для США, разумеется) сценарий предполагает, что первой же атакой удастся уничтожить пусковые ракетные установки и хранилища ядерного оружия (в результате чего практически неизбежно радиоактивное заражение местности). Бомбы, предназначенные для уничтожения укрепленных бункеров, разнесут командные пункты, где будет прятаться Ким Чен Ын с присными. Армия практически любого тоталитарного режима строится на готовности к слепому выполнению приказов высшего руководства. В отсутствии таких приказов армия разваливается, что, в частности, случилось с вооруженными силами Саддама Хусейна. К тому же полное господство в воздухе — у Пхеньяна очень старые самолеты и системы ПВО, которые должны быть уничтожены в первые минуты конфликта, — должно подавить любую способность противника к сопротивлению. Так случилось, например, с талибами в 2001-м, которые оказались в состоянии «боевой шизофрении», когда человеку кажется, что самолет охотится персонально за ним…

9764981-0.jpg

Карта, отображающая возможные сценарии боевых действий на Корейском полуострове. Синие стрелки — места высадки морского десанта США и направления удара сухопутных войск, красные стрелки — вероятные направления ударов армии Северной Кореи, места взрывов — цели бомбардировок ВВС США. Источник: The Military Times

Сценарий 2. Реалистический

Однако у Вашингтона слишком мало информации о КНДР, чтобы всерьез рассчитывать на то, что этот оптимистичный сценарий, в ходе реализации которого погибнут несколько десятков тысяч жителей Южной Кореи (северокорейцев никто не считает), реализуем.

Что, если противнику удастся сохранить и запустить хотя бы одну ракету с ядерным боеприпасом по Южной Корее или Японии? А размещенные в этих странах средства противоракетной обороны не смогут ее перехватить?

Что, если система управления войсками КНДР не развалится и военные Ким Чен Ына смогут осуществить ответные ассиметричные действия, которые наверняка уже спланированы. Например, используя подземные туннели, прорваться на территорию Южной Кореи и двинуться на Сеул. Один из таких тоннелей, обнаруженный южнокорейскими военными, обеспечивал проход 20 тыс. солдат в час. В таком случае война неизбежно примет затяжной и кровопролитный характер. Полуторамиллионной армии КНДР будут противостоять 600 тыс. военных Южной Кореи вместе с 78 тыс. американцев (28 тыс. дислоцированы на полуострове, еще 50 тыс. в Японии).

Пентагоновские аналитики полагают, что потери жителей и военных Южной Кореи будут составлять около 20 тыс. в день

Избежать наземной операции не удастся. В ней в первую очередь будут задействованы соединения 8-й армии США. В бой будет брошена 2-я американо-южнокорейская дивизия, усиленная бронетанковой, вертолетной, артиллерийской бригадами и батальоном химзащиты. Чуть позже подоспеет 3-я дивизия морской пехоты США с Окинавы.

Кроме того, из США будет как минимум переброшена 82-я воздушно-десантная дивизия, которой, очевидно, предстоит повторить десант в Инчхоне — знаменитый маневр, прервавший операцию войск Ким Ир Сена в ходе предыдущей корейской войны, — в сентябре 1950 года. Если боевые действия примут такой оборот, число жертв пойдет уже на сотни тысяч. По словам бригадного генерала в отставке Роба Гивенса, пентагоновские аналитики полагают, что потери жителей и военных Южной Кореи будут составлять около 20 тыс. в день. Фиона Хилл, авторитетный аналитик, которая занимает ответственный пост в Совете национальной безопасности (СНБ) США говорит, что даже в локальном конфликте на полуострове погибнет 1 млн человек.

«Если кто-то считает, что победить удастся за тридцать суток, то он чертовски ошибается», — добавляет пессимизма другой отставной генерал, Марк Хертлинг.

Кроме того, к неизбежным трудностям проведения неядерного превентивного удара следует отнести то, что его не удастся сохранить в тайне. Концентрация военной мощи, вкупе с эвакуацией десятков тысяч американских граждан не останутся незамеченными Ким Чен Ыном, который может решиться атаковать первым.

Наконец, не исключено вмешательство других великих держав, например Китая. Под предлогом гуманитарной помощи народу КНДР Пекин может оккупировать часть этого государства или его целиком. А это, в свою очередь, многократно усилит возможность прямого военного столкновения уже с КНР.

Сценарий 3. Катастрофический

На фоне этих очевидных стратегических проблем вероятность упреждающего ядерного удара со стороны США не выглядит равной нулю. Так, бывший главком НАТО в Европе Джеймс Ставридис считает, что есть 10-процентная вероятность ядерной войны с КНДР: «Мы ближе к обмену ядерными ударами, чем когда-либо, если исключить разве что Кубинский кризис».

Сделав выбор в пользу ядерного удара на Корейском полуострове, США на десятилетия превратятся в мирового парию, которого отвергнут даже ближайшие союзники

Превентивный ядерный удар можно нанести внезапно, ограничившись задачей гарантированной ликвидации оружия массового уничтожения, средств его доставки и командных пунктов самого Ким Чен Ына. Для этого нет нужды собирать авианосные группировки. Достаточно стратегических бомбардировщиков с Гуама. Война быстро закончится гарантированной победой. Вопрос с КНДР будет решен окончательно. Правда, погибнет несколько миллионов человек. «Нанесение ядерного удара первым может выглядеть привлекательным для президента (Трампа), призывающего раз и навсегда покончить с ядерной угрозой со стороны Северной Кореи, — с нескрываемой тревогой пишут в своей ежемесячной колонке специализированного сайта War on the Rocks известные аналитики Дэвид Барно и Нора Бенсаэл. — Однако политические, экономические и моральные последствия будут столь разрушительными, что в будущем любому американцу будет трудно понять, почему это выглядело приемлемой идеей».

Авторы предсказывают, что, сделав выбор в пользу ядерного удара на Корейском полуострове, США на десятилетия превратятся в мирового парию, которого отвергнут даже ближайшие союзники. Баланс силы и влияния сместится в пользу Китая. И это может стать началом заката США как единственной сверхдержавы.

В подготовке материала принимал участие Борис Юнанов

Читайте также: «Как Россия спасает маршала Кима», «Когда 10 = 1500», «Путин, Си и озорник Ким», «Корейская головоломка», «Тест на безумие».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.