Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Пропаганда

Рупор в ступоре

15.10.2017 | Владимир Абаринов — специально для The New Times, Вашингтон, Борис Юнанов

В чем на самом деле уличают телеканал RT в США и что грозит его коллективу 

876589-0.jpg

Фото: sott.net

9 октября на электронную почту телеканала «Настоящее время» и других СМИ, входящих в американскую вещательную корпорацию «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» — «Радио Свобода» и сайт «Idel.Реалии», рассказывающий о событиях в российских регионах*, — поступило уведомление за подписью директора департамента Минюста РФ по делам некоммерческих организаций Владимира Титова: работа журналистов корпорации на территории России может быть ограничена. В письме Титов ссылался на российский закон «О средствах массовой информации», 55-й статьей которого допускается возможность «установления ограничений для корреспондентов СМИ тех государств, в которых имеются специальные ограничения для профессиональной деятельности журналистов СМИ, зарегистрированных в Российской Федерации». О каких именно ограничениях может идти речь, в законе не прописано. К тому же никогда ранее российские власти эту статью «закона о СМИ» к иностранным журналистам не применяли.

876589-4.jpg

Здание штаб-квартиры «Радио Свобода/Радио Свободная Европа» в Праге. Фото: minube.co.uk

От плохого к худшему

5 октября, ровно за четыре дня до того, как уведомление Минюста оказалось в электронных ящиках «Радио Свобода», на заседании комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета (полное название органа звучит так — «Рабочая группа по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ при Временной комиссии по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ») выступила главный редактор телеканала RT (бывший Russia Today) Маргарита Симоньян. Она рассказала сенаторам об «ущемлении прав» журналистов телеканала со стороны американских властей, потребовавших от RT зарегистрироваться на территории США в качестве иностранного агента, как она уточнила, в срок до 17 октября. Симоньян не исключила, что RT может уйти с американского рынка. «При худшем развитии событий мы покидаем территорию США, мы больше там не вещаем. — сказала Симоньян в Совфеде. — При худшем развитии событий Россия отвечает тем же по отношению к американским СМИ. Чего бы мне не хотелось, потому что я журналист».

Если RT признают «иностранным агентом», жаловалась Симоньян в Совфеде, сотрудники канала будут обязаны обнародовать свои данные, вплоть до зарплат и номеров домашних телефонов, что «поставит под удар их безопасность». Не исключен, по словам главреда, сценарий, что американские власти заставят RT выходить в эфир со специальной плашкой «иноагент», а дистрибьюторы прекратят вещание телеканала в США.

Вся президентская рать

О том, что Минюст США потребовал от RT America зарегистрироваться в качестве иностранного агента, пресс-служба телеканала впервые сообщила еще 11 сентября. В тот же день Симоньян прокомментировала это событие так: «Война американского истеблишмента с нашими журналистами посвящается всем прекраснодушным, кто все еще верил в свободу слова. Ее убили те, кто ее придумал».

Две с половиной недели у руководства RT ушло на то, чтобы мобилизовать на свою защиту всю президентскую рать.

28 сентября развернутое заявление сделала официальный представитель российского МИДа Мария Захарова. По ее словам, требование Минюста США противоречит «американским же принципам свободы слова» и «сопряжено с рисками для безопасности сотрудников». Захарова строго предупредила американскую сторону: «Когда начинаются «бои без правил», закон извращается и превращается в инструмент изничтожения телекомпании, то каждый шаг в отношении российских СМИ будет иметь соответствующий ответ. А на кого он придется, вот это в Вашингтоне должны хорошо просчитать. Время пошло».

876589-2.jpg

Главный редактор RT Маргарита Симоньян комментирует требование Минюста США зарегистрировать в качестве иностранного агента компанию, обслуживающую Russia Today в Америке. Фото: RT на русском

29 сентября заговорило орудие главного калибра. Вопрос обсуждался на заседании Совета безопасности РФ. «Затрагивалась также тема продолжающегося и порой нарастающего давления на российские СМИ в некоторых странах, — гласит кремлевский пресс-релиз. — Отмечена неприемлемость таких действий в их отношении».

После этого руководящего указания за дело и взялись законодатели. Которые еще недавно так любили американский закон об иностранных агентах и постоянно ссылались на него, сочиняя свой!

Кстати, в упомянутом заседании комиссии Совфеда РФ, помимо Симоньян и Захаровой, участвовал и бывший посол РФ в США, а ныне первый заместитель председателя комитета СФ по международным делам Сергей Кисляк — все они в один голос твердили о злостной дискриминации и травле RT в Америке.

Симоньян сомневается, что конфликт удастся урегулировать правовыми методами. «У нас работают лучшие юристы, и они считают, что к нам не может быть претензий в юридическом, правовом поле», — сказала главред RT в Совфеде, давая понять, что атаку на RT в США организовали американские спецслужбы. «Правовое поле не работает, когда за дело берется разведка», — заявила Симоньян.

В начале октября агентство Bloomberg сообщило, что корпорация Google убрала телеканал RT из пакета премиальных видео на YouTube, который компания продает рекламодателям, — Google Preferred. По данным Bloomberg, YouTube, как и Google, оказались в фокусе ведущегося сейчас Конгрессом США расследования о том, какую роль телеканал RT и другие сети, «которые спецслужбы США определили как близкие российскому правительству», могли сыграть в попытках повлиять на американское общественное мнение до, во время и после президентской кампании в США.

«Работа англоязычных американских СМИ и так в достаточной степени регламентирована, а вот эти («Радио Свобода».NT) до сих пор работают так, как работают наши (российские.NT) СМИ, — набирают штат без ограничений, ездят туда, куда хотят»

Как уверяют знакомые с ситуацией источники NT в Минюсте РФ, 6 октября, на следующий день после того, как Симоньян выступила в Совфеде, ведомство получило оттуда рекомендацию в «трехдневный срок подготовить предупреждение для американских СМИ, работающих в стране (в России) на русском языке».

«Работа англоязычных американских СМИ и так в достаточной степени регламентирована, а вот эти («Радио Свобода».NT) до сих пор работают так, как работают наши (российские.NT) СМИ, — набирают штат без ограничений, ездят, куда хотят», — заметил собеседник NT, имея в виду характер возможных «ответных мер» — ограничения в приеме на работу и на свободу передвижения.

Впрочем, американская сторона, судя по всему, не заинтересована в том, чтобы спираль медиаскандала раскручивалась и дальше. В частности, как стало известно NT, журналистам корпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», в отличие от российских медиаперсон, рекомендовано не давать публичных комментариев по данной теме.

Способ добиться прозрачности

Пока Симоньян и Захарова почти ничего не сказали по существу вопроса — что за коллизия на самом деле возникла между RT и американскими властями.

В интервью НТВ Маргарита Симоньян сообщила, что будет, если RT не зарегистрируется как иноагент: «Юристы говорят, что мы должны подчиняться, потому что если мы не подчинимся и не зарегистрируемся, то следующим шагом наших людей просто посадят в тюрьму, у нас арестуют имущество».

Этот устрашающий сценарий требует разъяснений. Но для начала отметим два важных момента. Во-первых, письмо Минюста США нигде не опубликовано, его содержание известно только со слов Симоньян. От нее же мы знаем крайний срок регистрации — 17 октября. Во-вторых, что еще более странно, ни Симоньян, ни Захарова, ни другие должностные лица упорно не называют компанию, в адрес которой поступило требование.

То, что Маргарита Симоньян подразумевает под раскрытием личных данных сотрудников, — на самом деле раскрытие организационной структуры RT America и схем его финансирования. Именно этого Москва изо всех сил и не хочет допустить

Речь идет на самом деле о двух компаниях, RTTV America и RTTV Studios, принадлежащих одному человеку с двойным гражданством и имеющих один и тот же юридический адрес. Именно они производят все видеоматериалы для RT America и распространяют сигнал через кабельное вещание. Их владелец — Алексей Язловский, однокашник и друг покойного кремлевского медиамагната Михаила Лесина.

В 2013 году Язловский привлекался в США к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, признал себя виновным и был приговорен к одному году испытательного срока, 640 часам общественных работ и штрафу в $60 тыс.

Теперь чуть подробней об американском законе о регистрации иностранных агентов (FARA). Он был принят в 1938 году в целях противодействия нацистской пропаганде, которая тогда широко развернула свое наступление в США, щедро оплаченное американскими филиалами крупнейших немецких промышленных компаний. Закон гласит, что физическое или юридическое лицо, согласившееся представлять в США интересы иностранного правительства, политической партии, компании, организации или частного лица, должно в течение 10 дней зарегистрироваться в этом качестве и каждые полгода представлять американскому правительству свой финансовый отчет. Все материалы, распространяемые иностранным агентом, должны иметь соответствующую пометку. Списки иностранных агентов и их финансовая отчетность публикуются для всеобщего сведения на специальном сайте Минюста.

Впоследствии в закон вносились поправки, и после 1966 года акцент был сделан на контроле за деятельностью лоббистов, хотя в полном официальном названии закона слово «пропаганда» осталось. Злостные нарушения закона могут повлечь за собой лишение свободы на срок до пяти лет и/или штраф до $5 тыс. Уголовные дела, закончившиеся реальным сроком после 1966 года, — исключительная редкость. Естественно, ответственность несут руководители, а не рядовые сотрудники. Ареста имущества FARA не предусматривает. Ни о каком запрете или ограничения вещания в законе нет ни слова.

Именно в непрозрачности критики RT видят главную проблему: даже СМИ со 100-процентным государственным финансированием может оставаться независимым при условии, что в его попечительский совет и совет директоров входят авторитетные люди, известные своей личной независимостью

То, что Маргарита Симоньян подразумевает под раскрытием личных данных сотрудников, — на самом деле раскрытие организационной структуры RT America и схем его финансирования. Именно этого Москва изо всех сил и не хочет допустить. В частности, потому, что тогда станет ясно: канал, вещающий на американскую аудиторию и принадлежащий американским компаниям, практически полностью финансируется за счет федерального бюджета России.

Главред RT права, когда утверждает, что СМИ не подпадают под действие закона о регистрации иноагентов. Однако она забывает добавить: не подпадают — в том случае, если компания как минимум на 80% принадлежит гражданам США, не контролируется и не финансируется из-за рубежа.

Для того, чтобы вывести RT из-под действия закона, и понадобился Алексей Язловский с его двумя компаниями. RT America никакого контента не производит — она лишь платит RTTV America и RTTV Studios за продукт и услуги.

Эту лазейку в законе призван закрыть проект поправок, который внесли в июне этого года в нижнюю палату Конгресса демократ Дэвид Чичиллине и республиканец Мэтт Гаец. Согласно проекту, министр юстиции США вправе еще до возбуждения гражданского или уголовного дела потребовать от подозреваемой организации раскрыть свою структуру.

«Иностранная пропаганда, замаскированная под легитимное средство информации, остается иностранной пропагандой, — говорил, представляя свой проект, конгрессмен Чичиллине. — В эпоху социальных сетей и круглосуточного новостного цикла американцы имеют право знать о том, что враждебное иностранное государство занимается пропагандой непосредственно в их доме. Этот билль не позволит впредь режиму Владимира Путина распространять фальшивые новости с прежней легкостью».

Так или иначе, ни о каком праве на отказ дистрибьюторов от контрактов с RT в законе речи нет, если только г-жа Симоньян не имеет в виду какой другой законопроект, о котором пока ничего не известно.

Именно в непрозрачности критики RT видят главную проблему: даже СМИ со 100-процентным государственным финансированием может оставаться независимым при условии, что в его попечительский совет и совет директоров входят авторитетные люди, известные своей личной независимостью. На эту разницу между BBC America или Deutsche Welle и RT America указывает в своем докладе, опубликованном в августе 2017 года, Атлантический совет — Atlantic Council: не разглашается, ни кто входит в совет директоров RT, ни как и кем определяется редакционная политика.

Однако на основании косвенных свидетельств бывший директор национальной разведки США Джеймс Клеппер делает однозначный вывод: «RT, по сути, является пропагандистским рупором правительства, поскольку от правительства поступает львиная доля его финансирования, а его менеджмент близок к Кремлю».

Но разведданные к делу не пришьешь, а вот регистрация в соответствии с FARA — законный способ добиться прозрачности.

Рейтинги от лукавого

Помимо всего прочего, Маргарита Симоньян постоянно твердит о невероятной популярности RT в США и объясняет давление конкуренцией: «У новостных кабельных телеканалов — CNN, BBC и прочих — много лет падают рейтинги, падают цифры. Понятно, что все они связаны с истеблишментом… Им не нужен еще один игрок, они же видят, куда перетекает аудитория...»

Как заявила пресс-секретарь RT Aнна Белкина изданию The Daily Beast, сегодняшняя глобальная аудитория RT  — это 700 млн человек в более чем в 100 странах, в том числе 85 млн — в США. Белкина сослалась также на опрос маркетинговой компании Nielsen, проведенный по заказу RT в 2014 году, который показал, что еженедельная аудитория RT в 7 крупнейших городских агломерациях США (Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия и Сан-Диего) составляет 2,8 млн человек. Между тем официально итоги опроса, на который ссылалась Белкина, как указывает The Daily Beast, так никогда и не были опубликованы.

По другим данным, которые публиковала в 2015 году маркетинговая компания Ipsos, еженедельная аудитория RT в США составляет 8 млн человек. 

Откуда берет свои «цифры» RT, утверждающий, что входит в пятерку самых популярных новостных телекомпаний США, примерно понятно: его программы включены в пакеты кабельного вещания в качестве бесплатного — для зрителя — приложения. За это RT платит дистрибьюторам и записывает себе в актив всю аудиторию кабеля из 200–300 каналов.

Так что «невероятная популярность», на которую ссылается Симоньян, имеет вполне рациональное объяснение. А вот чего не отнимешь у RT, это его крайней агрессивности. Веди они себя корректнее, потоньше, поизобретательнее — может, и не пришлось бы сегодня кричать об удушении свободы слова в США.

Читайте также:

«Иноагент со многими неизвестными»

«В жанре «ответки»

«Минюст США подтвердил регистрацию телеканала RT в качестве иноагента»

* Центральный офис всех трех редакций находится в Праге. Проект «Настоящее время» был запущен в октябре 2014 года в партнерстве с «Голосом Америки», еще одним общественным вещателем, финансируемым из госбюджета США. Региональное бюро «Радио Свобода» было открыто в Москве в 1991 году указом президента Бориса Ельцина. В 2002 году Владимир Путин признал этот указ утратившим силу, но без оргпоследствий для «Радио Свобода».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.