Если Юлия Тимошенко станет премьером, «РосУкрЭнерго» не выживет
Газовое послевкусие.
Возвращение во власть Юлии Тимошенко создает проблемы не только Партии регионов Виктора Януковича, но и «Газпрому»
По большому счету, заявление об украинском газовом долге российскому «Газпрому» нужно было бы сделать дня за три до выборов. И в итоге Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) набрал бы не менее сорока процентов голосов, пропрезидентский блок «Наша Украина — Народная самооборона» (БНУНС) — не менее тридцати, а ультраправое националистическое всеукраинское объединение «Свобода» во главе с Олегом Тягнибоком смогло бы попасть в парламент. Но, видимо, в «Газпроме» тоже есть стратеги, и заявление о долгах последовало уже после того, как выборы были признаны состоявшимися. Хотя все равно зря: в глазах украинцев Россия сильно подпортила свой имидж страны, предельно нейтральной на этих выборах.
Поскольку БЮТ и БНУНС с учетом набранных голосов в силах самостоятельно сформировать коалицию, их оппонентам (в первую очередь из Партии регионов) такой расклад явно не по душе. И не только потому, что уход ПР в оппозицию означает отлучение от властно-бюджетного пирога. Но еще и в силу того, что второе пришествие на пост премьер-министра Юлии Тимошенко может означать и возврат прежних проблем для представителей крупного бизнеса, широко представленного в Партии регионов. Правда, пришествие во власть Тимошенко является проблемой не только для регионалов, но и для Виктора Ющенко. Однако широта маневра у президента сужена предвыборными обещаниями по поводу создания демократической коалиции. То есть альянса именно с Юлией Тимошенко.
Пропавший долг
Представитель «Газпрома» г-н Куприянов и украинский министр топлива и энергетики г-н Бойко действовали подозрительно слаженно. Как если бы министр правительства Украины подыгрывал российской газовой монополии. Куприянов заявил об украинском долге, не озвучив конкретного имени должника, равно как внятно не назвал причину накопления более чем миллиардной суммы и украинский министр. Первая же версия — главным должником России являются некие украинские потребители (чуть ли не население) — никакой критики не выдерживала. Правда, после того, как в процесс расследования причин газовых долгов включились сперва Совет по национальной безопасности и обороны, а затем и президент Ющенко, кабинет министров стал более конкретным. Первый вице-премьер Николай Азаров заявил, что речь идет о долгах, возникших между хозяйственными субъектами «РосУкрЭнерго» и «Укргазэнерго». Правда, «РосУкрЭнерго» является соучредителем «Укргазэнерго», но это частности большого газового бизнеса, который в Украине традиционно является одним из наиболее непрозрачных. Словом, в итоге до видимости истины все же удалось докопаться. Во всяком случае, пресс-секретарь компании «РосУкрЭнерго» Андрей Кнутов заявил: «Наш долг перед «Газпромом» возник в результате просроченной задолженности «Укргазэнерго». Сумма долга, как сообщил Кнутов, составляет более одного миллиарда долларов. Но в итоге получилось, что разборки между субъектами предпринимательской деятельности не только обострили отношения Украины и России, но и вновь заставили напрячься Европу, которая в большой степени зависит от нормального функционирования украинской газовой трубы. И Европа прекрасно понимает, что заявление России о возможном сокращении поставок газа в Украину в том числе может означать сокращение поставок уже европейским потребителям.
«РосУкрЭнерго» — не жилец?
Однако угроза миновала. Украинский министр Юрий Бойко достаточно быстро договорился с московскими коллегами о том, что никаких ограничительных санкций не будет. Европа спокойно вздохнула. А украинские политики занялись поствыборным выяснением отношений, поскольку главным вопросом повестки дня в Киеве является все-таки формирование коалиции. Но теперь создание возможных альянсов получило четкий газовый привкус. Первым в процесс включился Виктор Янукович, который не меньше Тимошенко хочет быть премьером. Глава нынешнего правительства заявил, что он готов лично ехать в Москву для разруливания проблемы. Вслед за этим последовало заявление Юлии Тимошенко, которая заявила, что решить проблему сможет только она.
По окончательным данным ЦИК Украины, за Партию регионов отдали свои голоса 34,32% избирателей, Блок Юлии Тимошенко — 30,71%, блок «Наша Украина — Народная самооборона» — 14,15%, Коммунистическую партию — 5,39%, Блок Литвина — 3,96%. Не поддержали ни одну из политических сил на выборах 2,73% избирателей. |
Естественно, находясь на посту премьера. Российскую сторону в этой ситуации явно больше устраивает кандидатура Януковича, поскольку он не является противником работы на украинском рынке «РосУкрЭнерго». Да и вообще он более лояльно настроен к российским предложениям по поводу совместного управления украинской газовой трубой.
Впрочем, пока пролонгацию отношений с «РосУкрЭнерго» подтвердил министр экономики Анатолий Кинах. Несколько дней назад он заявил, что в ноябре будут подписаны все необходимые газовые соглашения исходя из сотрудничества с компанией «РосУкрЭнерго», которая закупает для Украины газ в Центральной Азии: в Узбекистане — 7 млрд кубометров, в Казахстане — 8,5 млрд и в Туркмении — 42,5 млрд кубометров. А также договаривается с «Газпромом» об условиях транспортировки газа до украинской границы.
Что касается Тимошенко, то ее резко негативное отношение к «РосУкрЭнерго» ни для кого не является секретом. И ее вхождение во власть может доставить «Газпрому», который имеет к этой компании самое непосредственное отношение, головную боль. Правда, комментируя ситуацию, лидер БЮТ Россию не критиковала. Ее главной мишенью стало правительство Януковича: кабмин, по словам лидера оппозиции, занимался крупномасштабными хищениями, отбирая деньги у государственной компании «Нафтогаз Украины», поступающие на ее счета от потребителей, что в итоге и привело к возникновению столь крупной задолженности. При этом Юлия Владимировна заявила, что ее правительство такими вещами заниматься не будет, добавив: «Мы найдем все элементы сотрудничества с Россией, чтобы никаких отключений газа не было». Одним из основных элементов Тимошенко считает устранение с рынка коррупционных посредников. Эту меру, кстати, поддерживает и Виктор Ющенко, который считает, что «Нафтогаз Украины» и «Газпром» должны работать напрямую.
Как поведет себя в новом газовом облаке глава государства, от которого зависят цвет и формат будущей коалиции, сказать сложно. Очевидно одно: газовая тема окажется едва ли не определяющей для непростого президентского решения. Тем более что накануне выборов посол РФ в Украине Виктор Черномырдин со свойственной ему прямотой заявил, что цена на газ будет зависеть от состава нового украинского правительства. Правда, после объявления результатов экзит-пола Виктор Степанович позицию смягчил, заявив, что Россия будет работать с любым кабинетом министров.
На 8 октября запланирована новая рабочая встреча министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко и главы «Газпрома» Алексея Миллера, которая пройдет в Москве. Если украинская сторона докажет, что долга перед «Газпромом» у Украины нет, разбираться «Газпрому» придется именно с «РосУкрЭнерго» — а ведь российскому холдингу принадлежит половина этой компании.