#Только на сайте

Развод по-грузински

14.11.2014 | Мадина Царитова, Тбилиси | №37 от 20.11.14

13 ноября президент Грузии Георгий Маргвелашвили встретился с экс-министром обороны, лидером проевропейской партии «Свободные демократы» Ираклием Аласания, поводом для встречи стали скандалы вокруг минобороны и раскол парламентской коалиции.


irakli-alasania-saministroshi-tv.jpg

Лидер проевропейской партии «Свободные демократы» Ираклий Аласания  

«Свободные демократы» - партия, готовая к сотрудничеству со всеми политическими объединениями (за исключением «Единого национального движения») для достижения, по их мнению, фундаментальной для Грузии цели – интеграции в евроатлантические структуры. До недавнего времени ей удавалось находить общий язык с коллегами по правящей коалиции «Грузинская мечта», однако после того, как её лидер Ираклий Аласания был отправлен в отставку с поста министра обороны 4 ноября, партия вышла из коалиции.

Уход Аласания из правительства оказался неожиданным и неожиданно громким. Поводом для него стал политический скандал: Главная прокуратура задержала нескольких высокопоставленных чиновников оборонного ведомства, обвинив их в растрате более $2 млн. По данным следствия, деньги была украдены в августе прошлого года в ходе объявленного Департаментом госзакупок тендера на проведение оптико-волоконного магистрального кабеля и приобретение аппаратуры. Интересно, что арест членов команды Аласания произошёл именно в тот момент, когда сам министр встречался в Париже со своим французским коллегой Лораном Фабиюсом (отношения в Францией имеют для Грузии особо важное значение, так как это одна из тех стран, которые весьма скептически относятся к стремлению Тбилиси вступить в НАТО – The New Times).

Вернувшись домой, Ираклий Аласания первым делом заявил, что его сотрудники не виноваты и он будет бороться за них. В ответ на эти слова, прокуратура предъявила обвинения еще ряду сотрудников Минобороны. На сей раз, из-за массовых отравлений военнослужащих.

Для Аласания это стало последней каплей. Собрав единомышленников на брифинге, он открыто заявил, что против его ведомства началась целенаправленная травля, а внешнеполитический курс Грузии – интеграция в НАТО и ЕС – находится под угрозой.

Реакция премьер–министра Грузии не заставила себя ждать. Ираклий Гарибашвили отправил Аласания в отставку, назвав его слова безответственными, а его поведение – саботажем. Тут же стало известно и имя нового претендента – Миндия Джанелидзе.

Одной громкой отставкой дело не ограничилось. Вслед за Ираклием Аласания в прямом эфире одного из грузинских телеканалов свой пост покинул министр евроинтеграции Алекси Петриашвили, заявив, что в стране «близится диктатура, а демократия в опасности». На следующий день в отставку ушла и глава министерства иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе. Первый, как и Аласания, из партии «Свободные демократы», а вторая – свояченица теперь уже экс-министра обороны. Вне игры фактически оказались главы трех ключевых ведомств, отвечавшие за европейский курс Грузии.

Однако даже на этом политический развод не закончился. Покинув коалицию «Грузинская мечта», фракция «Свободные демократы» превратились в парламентскую оппозицию.

Интересно, что после этих громких отставок Тбилисский городской суд не удовлетворил ходатайства Главной прокуратуры об освобождении под залог задержанных сотрудников Минобороны - судья вообще отказался менять меру пресечения на время следствия. Стала известна и еще одна деталь – аудиторскую проверку, по итогам которой и были предъявлены первые обвинения против чиновников Минобороны, инициировало само ведомство.

Сын героя

Ираклий Аласания в политической жизни современной Грузии фигура, если уж не самая яркая, то, несомненно, одна из самых весомых (это подтверждает и его популярность среди населения – рейтинг бывшего главы оборонного ведомства был выше, чем у премьер–министра). Его политическая карьера началась еще во времена Эдуарда Шеварднадзе, но расцвета своего достигла уже при Михаиле Саакашвили. За эти годы Ираклий Аласания успел поработать во внешнеполитическом ведомстве Грузии, министерствах обороны и госбезопасности. А в декабре 2008 года, будучи послом Грузии в ООН, Аласания ушел в отставку заявив, что переходит в оппозицию. В Абхазии Аласания называли единственным в Грузии человеком, с которым можно вести переговоры (кстати, в 2008-м он даже ездил в Сухуми - The New Times). Из всех членов кабинета министров именно Аласания пользовался самым большим авторитетом на Западе и безоговорочной поддержкой США (последнюю встречу в Минобороны он провел именно с послом США в Грузии Ричардом Норландом). И – уважением среди жителей Грузии. Причем немалую роль в этом сыграла и история его отца, полковника Мамия Аласания, который еще в 1993 году героически погиб в Абхазии. Как заявляют многие сторонники Ираклия, «сын такого отца плохим быть не может».

С выходом «Свободных демократов» из «Грузинской мечты» политический расклад в стране серьезно изменился. Первый удар пришелся на парламент – ведь потеряв «Свободных демократов» «мечтатели» фактически теряли парламентское большинство. Впрочем, на этот раз им удалось выкрутиться – в ряды фракции вступили несколько «внефракционных» мажоритариев. Случайность? Может быть, но вряд ли. В то же время один из депутатов «Мечты» Шалва Шавгулидзе перешел к «Свободным демократам». Вчерашние единомышленники вдруг превратились в политических противников.

Сейчас у «Грузинской мечты» 75 мандатов в парламенте. Ровно столько же у оппозиции. А значит всего один голос может отнять у «Мечты» бразды правления. Тем более, что в перспективе в рядах оппозиции могут оказаться и представители «Республиканской партии», которая сейчас находится в составе правящей партии. А если это произойдет, «Мечта» окончательно потеряет большинство в законодательном органе.

Уход «Свободных демократов» в свободное плавание больше всех обрадовал представителей «Единого национального движения». Для них это, в первую очередь, удар по «Мечте» и ослабление правящей коалиции. Впрочем, Ираклий Аласания сразу же остудил их пыл, заявив, что готов сотрудничать со всеми оппозиционными силами, за исключением «националов».

Подоплека скандала

Не все верят в официальную причину отставки Аласания. Другая версия заключается в позиции бывшего премьер–министра страны, олигарха Бидзины Иванишвили, который изначально невзлюбил популярного в народе политика. А к мнениям Иванишвили нынешний глава кабмина прислушивается практически безоговорочно.

Неприязнь Иванишвили к Аласания началась еще до выборов 2012 года. Именно тогда «Единое национальное движение» обнародовало телефонную запись, в которой Ираклий Аласания использовал в отношении Иванишвили нецензурные выражения. Тогда, буквально за пару дней до голосования, «Мечта» замяла скандал, сказав, что эта запись – подделка. Теперь, спустя годы, появилась возможность отыграться.

Еще одним фактором стало «национальное» прошлое Аласания. Сразу после его отставки, нынешний и бывший премьер–министры Грузии чуть ли не в один голос заявили о близости экс-министра обороны к «Единому национальному движению». Ираклий Гарибашвили, назвав Аласания «амбициозным и неумным авантюристом», сказал, что тот «был главным лоббистом «националов» в его кабинете министров». А Бидзина Иванишвили добавил, что Аласания помог выиграть тендер Минобороны компании, владельцем которой является представитель «Единого национального движения».

Не совсем ясным остается и поведение самого Аласания. В принципе, он мог дождаться результатов расследования и только потом говорить о виновности или невиновности чиновников Минобороны. Кстати, его заявления стали темой для спекуляций. Многие в Грузии считают, что «угрозу курсу евроатлантической интеграции» Ираклий Аласания использовал как ширму, прикрывшую его промахи на посту министра.

Но все может быть гораздо проще. Аласания – политик опытный. Учитывая тот факт, что «Грузинская мечта» медленно, но верно, теряет рейтинг среди населения, уход из коалиции для «Свободных демократов» является не таким уж и ошибочным шагом. Впереди два года, и к выборам 2016 года команда Ираклия Аласания может прийти уже с солидным «политическим багажом». Тем более, что он уже заявил о своем намерении бороться за возвращение во власть на предстоящих парламентских выборах…

Сделать это ему будет не так уж и сложно - к роли оппозиционера Аласания не привыкать. Если, конечно, расследование прокуратуры не помешает этим планам: лидер «Свободных демократов» не исключает возмодности своего ареста.

Как бы там ни было, уход Аласания и его команды стал первой, и очень серьезной трещиной в коалиции «Грузинская мечта». Трещиной, которая может стать началом конца «Мечты» и спровоцировать серьезный политический кризис в Грузии. Не будем забывать, что речь идет о коалиции, которая одержала победу на трех последних выборах в стране – в 2012, 2013 и 2014 годах. Однако, с другой стороны, эти победы были не столько демонстрацией поддержки этой коалиции, сколько стремлением убрать из политического истеблишмента Грузии «Единое национальное движение».



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.