Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Выставка

#Только на сайте

«Классики обычно не обижаются»

28.09.2014 | Старовойтенко Надежда | № 31 от 29 сентября 2014

«Классики живописи». Так называется выставка Андрея Бильжо, которая открылась в Государственном институте искусствознания при поддержке Крокин галереи

48_01.jpg
По мотивам картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» /фото предоставлены Крокин галереей

Главный раздел экспозиции — восемнадцать новых работ художника-карикатуриста. В интервью The New Times Андрей Бильжо рассказал о том, зачем он «играет в классики» и почему нужно заново «раскрашивать» знаменитые картины.

Мне интересно «играть в классики». Потому что классика — это то немногое, что пока еще связывает разные поколения. С трудом, но все-таки связывает.

Часто вспоминаю историю, произошедшую со мной в одном из московских ресторанов. Там ко мне подошла девушка с тарелкой, на которой был напечатан мой рисунок с надписью «У вас родилась елочка». Девушка говорит: «Знаете, мне нравятся все ваши рисунки, но вот этот я не понимаю. Что он означает?» Я отвечаю: «Ну как же, вы разве не знаете песенку «В лесу родилась елочка»?» — «Нет, не знаю». Я удивился: «Вы в детский сад не ходили?» — «Ходила. Только мой детский сад был в Нью-Йорке».

Тогда я понял, как важен контекст, в котором существуют и воспринимаются мои работы. Это вообще важно для понимания карикатуры — определенный культурный уровень аудитории, ее участие в сегодняшней жизни.

48_09.jpg48_07.jpg
По мотивам картины Владимира Серова «Ходоки у Ленина»
По мотивам картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

А классику знают все. Ну скажите, какой идиот не знает картин: «Бурлаки на Волге», «Утро в сосновом лесу» или «Неравный брак»? А если какой-то идиот не знает, то он мне и не нужен. Научить я его ничему не смогу.

Так вот, мне интересно, когда персонажи этих картин начинают говорить. Мне интересно: что произносит Иван Грозный, когда у него на руках лежит убитый сын? Что скажет кустодиевская купчиха? Я переношу этих людей и животных в сегодняшний день, и они начинают говорить.

48_06.jpg48_03.jpg
По мотивам картины Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»
По мотивам картины Александра Дейнеки «Будущие летчики»

Думать в цвете

В новой серии работ я не пытался повторить цвета «оригинальных» картин. Раскрашивал так, как мне этого хотелось. Потому что сегодня многие люди начали думать цветами. За сочетанием оранжевых и черных полосок они видят георгиевскую ленточку, в желто-черной пчеле «узнают» не пчелу, а «Билайн». Если сегодня твоя одежда «желтый верх—голубой низ» — это значит, что ты за Украину.

Нейтральных цветов вообще не осталось. Красный — советский цвет, красно-коричневый — «чума», зеленый — «зеленые» или мусульмане, белый — белоленточники, черный — анархисты… Собираем цвета в радугу — получаем секс-меньшинства.

Мне интересно: что произносит Иван Грозный, когда у него на руках лежит убитый сын? Что скажет кустодиевская купчиха?/span>

Но это нарушение сознания. Цветовое сочетание сегодня несет информацию, и в таком восприятии цвета есть момент шизофрении. А если мне просто нравится такое сочетание цветов — «желтый верх—голубой низ»? И в этих работах я выбирал те цвета, которые мне нравятся — вне зависимости от их современной «смысловой нагрузки».

Классическая картина, как классическая пьеса, может быть интерпретирована по-разному. Да и раскрашена тоже. Классики обычно не обижаются. Они же не дураки.

48_02.jpg48_05.jpg
По мотивам картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
По мотивам картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

Получать удовольствие

Когда-то Володя Сорокин, которого я знаю очень давно и который тогда еще не создал свои знаменитые книги, сказал, что пишет для себя и решает тем самым собственные внутренние психиатрические проблемы. Наверно, и я, когда рисовал эти картинки, решал свои проблемы. Потому что невозможно все время думать о том, что происходит вокруг, переживать об этом — а я переживаю довольно серьезно.

То, что происходит сегодня в обществе, напоминает индуцированный бред. Когда в семье или коллективе находится один душевнобольной, но остальные — вполне здоровые люди — не могут, не хотят понять, что он болен. Окружающие его любят, уважают, верят в рассказы — о его встречах с марсианами, например. И понимают, что человек болен только тогда, когда он заходит за определенный край — накакает в углу, например.

Красный — советский цвет, красно-коричневый — «чума», зеленый — мусульмане, белый — белоленточники…

Эта аналогия приходит в голову, когда ты видишь людей, бесконечно смотрящих телевизор и верящих в госпропаганду, — в этом смысле они очень похожи на индуцированных бредом. Так что ситуация довольно сложная. И думать о ней постоянно мне нелегко…

Я тратил время на то, чтобы рисовать эти картинки и получать от этого удовольствие. Я вообще получаю удовольствие от всего, что делаю. Вот такой я эгоист. 


фото предоставлены Крокин галереей


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.