Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Главное

#Только на сайте

Новости с московским акцентом

28.09.2014 | Сергей Хазов-Кассиа , Сара Сильверман, Нью-Йорк | № 31 от 29 сентября 2014

В 2015 году телеканалу Russia Today перечислят 15,38 млрд руб. — на 30 % больше, чем в 2014-м

Еще 6,48 млрд руб. получит Международное информационное агентство (МИА) «Россия сегодня». Итого — более полумиллиарда долларов на то, чтобы донести до мира точку зрения Кремля

28_01.jpg
фото: Арсений Несходимов/ИТАР-ТАСС

20 сентября, автобусная остановка в центре Берлина, недалеко от Бундестага. Немолодой седовласый мужчина в белой рубашке и бордовом галстуке выступает на еженедельном митинге против войны на Украине. Народу пришло не так много, всего 250 человек, но они внимательно слушают Юргена Эльзессера, знаменитого критика американского империализма, а теперь — пламенного поклонника Владимира Путина. «Все опросы показывают, что немцы сегодня — самый миролюбивый и самый дружественный по отношению к России народ во всей Европе! Мы — народ, понимающий Путина! — говорит Эльзессер, толпа одобрительно гудит в ответ. — Единственное, что нам мешает, — малюсенькая политическая каста во властной системе Меркель и ее отвратительная журналистская свита».

*Телеканал Russia Today (RT) создан в 2005 году. В настоящее время состоит из телеканалов RT на английском, арабском и испанском языках, RT America, RT London, познавательного канала RTД и видеоагентства Ruptly в Берлине. Аудитория канала — более 700 млн человек в более чем 100 странах мира.
Эльзессер — не просто уличный оратор, каких в Германии немало, он — издатель и главный редактор ежемесячного журнала Compact, первый номер которого вышел еще в 2010 году. Поначалу журнал клеймил на своих страницах империалистическую Америку, либералов, гей-браки и половое воспитание в школах, выступал за традиционные ценности и против мигрантов, в поддержку Уго Чавеса и Махмуда Ахмадинежада. «Порой нельзя было определить, к какому лагерю относится Compact и его редактор — к ультраправому или ультралевому, их постоянно кидало из стороны в сторону», — иронизирует в разговоре с The New Times независимый немецкий журналист Ян-Филипп Хейне. В 2012-м, на пике и после спада протестного движения в России, редакционная линия журнала обогатилась новым кумиром: Compact вдруг начал печатать переводы речей Владимира Путина, вынося фото российского президента на обложку. В ногу с кумиром Эльзессер шагает вот уже два года. «Владимир Путин в оригинале. Речь для немцев и против лжи», — так назывался спецвыпуск журнала в июне 2014 года, в разгар событий на Украине. Сам Эльзессер при этом стал частым гостем телеканала Russia Today (RT)*, где его неизменно представляют как эксперта по немецкой политике.

На какие деньги существует журнал, не совсем понятно, рекламы там почти нет, в рознице он стоит €4.80, тираж его — около 16 тыс. экземпляров, что для Германии совсем немного — к примеру, «Шпигель» распространяется 400-тысячным тиражом. Но при этом Compact и его редактор — постоянные участники конференций, проводимых базирующимся в Париже российским государственным НКО «Институт демократии и сотрудничества», которым руководит экс-депутат Госдумы Наталья Нарочницкая. Эксперты ее института — тоже частые гости телепрограмм RT.

На Берлин!

**Международное информационное агентство (МИА) «Россия сегодня» было создано в декабре 2013 года в результате слияния информационного агентства РИА «Новости» и радиостанции «Голос России», в настоящее время агентство насчитывает более 40 представительств по всему миру. Генеральным директором МИА был назначен Дмитрий Киселев, главным редактором – главред Russia Today Маргарита Симоньян.
Если до сих пор Compact был единственным медиарупором российской политики в Германии, со следующего года к нему на помощь придет тяжелая артиллерия: Международное информационное агентство (МИА) «Россия сегодня»** создаст здесь один из информационных узлов с круглосуточной радиостанцией, а телеканал Russia Today начнет вещание на немецком языке — именно на это, по словам главного редактора RT и МИА Маргариты Симоньян, будут направлены средства от дополнительного финансирования. «RT на немецком и Compact — вместе будут стоять против войны», — радостно откликнулся на это известие в своем блоге Юрген Эльзессер.

Второй язык, на котором заговорит RT, — французский, отдельная студия заработает в 2015 году в Париже. Перед тем как начать французское и немецкое вещания, RT запустит сайты и страницы в соцсетях на соответствующих языках.

Как пояснили The New Times в пресс-службе RT, по ходу запуска немецкой и французской версий RT увеличит штат и в Москве, хотя дополнительных громоздких структур создаваться не будет. Основные средства планируется пустить на строительство новых телекомплексов в Берлине и Париже, а также на распространение сигнала.

В Берлине у RT уже даже есть производственная база — созданное в апреле 2013 года международное информационное агентство Ruptly GmbH. Компания занимается продажей видео- и фотоматериалов для СМИ, получая, в свою очередь, материалы от партнеров RT в Секторе Газа, Каире, Багдаде. На протяжении всего украинского кризиса Ruptly было одним из поставщиков информации из Украины.

Мотивировка запуска вещания на немецком языке была оформлена не без креатива: руководство RT выложило на сайте openpetition.de петицию с просьбой о создании немецкой версии телеканала***. На момент сдачи номера под петицией подписалось 30,5 тыс. человек, что не дотягивает до необходимых 100 тыс., но, по словам Яна-Филиппа Хейна, это не так уж и мало: «Даже некоторые ежедневные немецкие газеты на своих страницах в Фейсбуке не получают 30 тыс. лайков». 
***После выхода материала пресс-служба RT связалась с журналом The New Times и попросила указать, что телеканал не имеет никакого отношения к петиции, автор ее неизвестен. 

Упор на Германию сделан не случайно: «Во-первых, здесь и без пропагандистских каналов есть сильное пророссийское лобби, — пояснил в разговоре с The New Times дипломат одного из европейских посольств в Москве. — Немецкие бизнесмены до последнего противились введению санкций, и Ангела Меркель была на их стороне». Однако, по словам дипломата, все изменилось, когда Владимир Путин начал не просто лукавить на публике, а лгать лично Меркель в разговоре по телефону: «С самого начала событий на Украине они созванивались иногда по нескольку раз в неделю, но в какой-то момент Меркель поняла, что Путину банально нельзя верить». Это, по мнению собеседника журнала, стало самой большой ошибкой российского президента: «Он приобрел Крым, но потерял Ангелу».

Впрочем, восприимчивая к антиамериканскому и пророссийскому уклону публика из Германии никуда не делась: «Я думаю, у RT будет своя аудитория, в первую очередь, это касается ультраправых и ультралевых кругов», — уверен Ян-Филипп Хейне.
Graf-1.jpg
Спасите наши уши

Немецкая версия RT — не единственное российское СМИ, которое намерено завоевывать аудиторию в Германии. Сегодня в берлинском офисе «России сегодня» только два работника, включая директора Дмитрия Тульчинского, но уже со следующего года штат будет увеличен до 30 человек. «Не знаю, сколько они будут платить, но ходят слухи, что зарплаты немаленькие», — сказал The New Times корреспондент немецкого журнала Focus Борис Райтшустер.

Как объяснил в интервью Wall Street Journal Дмитрий Тульчинский, задача новой структуры — «освещать российскую политику за границей». Впрочем, Тульчинский, похоже, скромничает, и цели стоят более грандиозные. По словам генерального директора МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселева (фигуранта санкционного списка ЕС), которого цитирует та же Wall Street Journal: «Нужно покончить с англо-саксонской монополией на информационные потоки», ведь западные СМИ «занимаются чистой и неприкрытой пропагандой».

Чтобы представлять немецкой аудитории «честные» новости, в начале 2015 года в Берлине на деньги МИА будет запущена полноценная радиостанция — с собственным студийным комплексом. Как уточнили The New Times в московском офисе МИА, редакции радиостанции и телеканала RT не пересекутся: «Это будут абсолютно разные проекты».

Такие же радиостанции МИА, помимо Берлина, будут открыты в Париже, Вашингтоне, Лондоне, Буэнос-Айресе, Стамбуле, Дубае, Дели, Пекине. В планах агентства и расширение радиовещания на иностранных языках: бывший «Голос России» будет говорить не только на русском и немецком, но и на английском, испанском, арабском, французском, португальском, сербском, польском, турецком, китайском, хинди, пушту, фарси, курдском, японском, урду. Редакционные центры с вещанием на национальных языках будут открыты и в странах СНГ.

Впрочем, как подчеркнули в пресс-службе агентства, речи об увеличении бюджета в 2,5 раза, как о том писали российские СМИ, не идет: «Это просто дезинформация, бюджет МИА — это совокупный бюджет РИА «Новости» и «Голоса России», а затраты на радиовещание значительно превышают издержки на работу агентств, это связано с дороговизной распространения сигнала». Реальный же бюджет МИА, уверяют в агентстве, в 2015 году будет даже несколько снижен.

Правдомер отрицательный

Агентство Russia Today нашло свою аудиторию и в Штатах. RT America позиционирует себя как новостной круглосуточный канал, представляющий англоязычной аудитории «новый угол зрения на мировые события», а также «российский взгляд на международную политику». Офисы RT открыты в Вашингтоне, Нью-Йорке, Майами и Лос-Анджелесе. Бюджет RT America, в штате которого числится около 100 человек, не разглашается. В 2013 году на новости RT в Youtube было подписано более 1 млн человек, по данным американского ресурса nymag.com, аудитория сайта телеканала в июле того же года достигла 6,32 млн посетителей против 4,93 млн годом ранее.

Независимый аналитический центр Pew Research Center утверждает: по итогам 2012 года RT был самым смотрибельным каналом в Youtube, обогнав даже Fox News. По данным самого RT, которые The New Times удалось получить в пресс-службе канала, сегодняшняя аудитория RT в Штатах — более 80 млн человек.

Популярность RT среди англоязычной аудитории объясняется тем, что канал действительно представляет отличную от мейнстримовских западных медиа точку зрения на события на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане и на «катастрофическую» роль США в региональных конфликтах. «В этом и заключается привлекательная сторона RT для западного зрителя», — считает Эндрю МакГрегор Маршалл, независимый журналист, в прошлом шеф бюро Reuters в Таиланде. В то же время он констатирует обилие в эфире RT «откровенной кремлевской пропаганды», когда речь заходит о событиях, связанных с самой Россией. «Это особенно ярко проявилось после крушения малазийского самолета на Украине. Нетрадиционный взгляд на мировые проблемы и передергивание фактов — все это совмещается на RT», — заметил в разговоре с журналом Маршалл.

Канал действительно представляет отличную от мейнстримовских западных медиа точку зрения

RT America довольно часто цитируется американскими блогерами, однако скандалы, связанные с откровенной фальсификацией некоторых сенсационных разоблачений, пошатнули репутацию канала как достоверного источника. В частности, широкую огласку в США получил видеосюжет RT о газовой атаке 21 августа 2013 года в Гуте, пригороде Дамаска, в результате которой, по разным оценкам, погибли от 281 до 1729 человек. Ответственность за атаку канал возложил на сирийскую оппозицию. Версия строилась на свидетельствах «выдающегося сирийского блогера» Брауна Мозеса. Однако выяснилось, что под этим псевдонимом писал британец Элиот Хиггинз, заявивший к тому же, что не является автором приписываемого ему видео, достоверность которого кажется ему весьма сомнительной. Ряд англоязычных СМИ принесли читателям свои извинения за ссылку на RT, а авторитетный ресурс Gawker публично обязался впредь не цитировать этот канал.

Обвинения в передергивании фактов и цитат в адрес RT раздаются и от выступавших в его эфире экспертов. «Мои слова были полностью искажены RT. Я больше не хочу иметь ничего общего с этой помойкой», — сказала The New Times Кимберли Мартин, профессор политологии из Barnard College, не уточнив, правда, при этом, на какую тему был ее комментарий для телеканала.

Не раз ловили RT за руку и американские ресурсы, специализирующиеся на борьбе с ложью и фальсификацией в медийном пространстве. Так, ресурс Politifact, публикующий собственную шкалу «правдомера», отнес слова ведущего программы CrossTalk на RT Питера Лавелля о том, что он «сам не является сторонником теории заговоров и не приглашает адептов этой теории в студию», к категории «наглой лжи, от которой штаны горят». К этой же категории отнесено утверждение RT о том, что Барак Обама вложил $5 млрд в дестабилизацию политической ситуации на Украине. Из тридцати громких «сенсационных разоблачений» RT, проанализированных ресурсом, на поверку лишь два оказались правдивыми, четыре правдоподобными, остальные были размещены на шкале «правдомера» Politifact как полуправда, полуложь, ложь и наглая ложь.

Как пояснил The New Times американский эксперт Пол Гоубл из Института современной политики, в прошлом — специальный советник госсекретаря Джеймса Бейкера (1989—1992 гг.) по делам СССР и постсоветского пространства, самое сложное для зрителя — отличить правду от лжи, ведь дезинформация часто основана на правде. «Если взять на 90 % реальные факты, которые придадут информационному продукту достаточную достоверность, но добавить 10 % лжи, то выводы исказят всю картину и позволят манипулировать сознанием», — говорит эксперт, приводя в пример эффективного образчика дезинформации пропагандистскую кампанию Кремля по крымскому вопросу. «В версии RT посыл состоит из трех постулатов: 1. Крым имеет гораздо более тесные исторические связи с Россией, чем остальные части Украины, — что есть чистая правда. 2. Крым такой же российский, как Москва, — что не есть правда. 3. Русских в Крыму угнетали, преследовали, и их жизнь была под угрозой, потому Россия взяла их под свою защиту, — что есть откровенная ложь. Вместе взятые, эти три утверждения сплелись в массовом сознании как единая достоверная версия происходящего».

«Мои слова были полностью искажены RT. Я больше не хочу иметь ничего общего с этой помойкой»

У Нины Хрущевой, профессора нью-йоркского университета The New School, ее интервью RT America на тему российской аннексии Крыма оставило ощущение, что «это, как Fox News (прореспубликанский телеканал, подающий новости в агрессивном ключе и с неоконсервативным уклоном. — The New Times), но только на стероидах»: «Казалось, что ведущие получили сверху пропагандистский темник с возможными вопросами и ответами: если я скажу «а», надо ответить «б». Меня сразу сравнили с кремлевскими диктаторами и обвинили в том, что, якобы, я хочу восстановить ГУЛАГ», — поделилась с журналом своим опытом общения с ведущими RT Нина Хрущева.

«Когда я заметила ведущей, что она искажает факты, — продолжает Хрущева, — та гордо заявила, что научилась этому у американских СМИ…»

В знак протеста против информационной политики RT телеканал, громко хлопнув дверью, покинули американка Лиз Уол, а также корреспондент британской редакции Сара Фёрт. «То, как искаженно освещаются подобные истории, довольно опасно. Больше не хочу иметь к этому никакого отношения», — объявила Фёрт в своем твиттере через день после трагедии малазийского лайнера на Украине.

Но поклонники RT в Америке вряд ли огорчились этой потерей. Как показывает эпизод с Ниной Хрущевой, регулярным просмотром передач телеканала здесь занимается довольно специфическая публика: после интервью политолога, ее веб-сайт был обрушен хакерами, она стала получать оскорбления в твиттере, а кто-то даже распространил открытое коллективное письмо руководству The New School о том, что «университету позорно держать такого профессора». И уже кажется, что на крыльях Russia Today за океан и впрямь перенеслась сегодняшняя Россия. 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.