The New Times уже писал об условных партиях мира и войны с Украиной в российской властной и экономической элите*. Сегодня — об интересах военно-промышленного комплекса в соседней стране
С космодрома Байконур уходит в небо мирная версия военно-стратегической ракеты Р-36М2 (СС-18 «Сатана» — в американской классификации). Все тяжелые ракеты были разработаны в КБ «Южное» в Днепропетровске, там производятся и запчасти к ним
В качестве санкций за аннексию Крыма США и страны Евросоюза наложили запрет на любое военно-техническое сотрудничество с Россией, продажу ей любой техники, которая может быть использована в военных целях. Российские представители в ответ сообщили, что эти санкции не создадут проблем для функционирования отечественного оборонно-промышленного комплекса. И действительно, сотрудничество с Западом в военно-технической сфере носило весьма ограниченный характер.
Ответ Киева
Куда болезненнее для отечественного ОПК станут санкции, которые обещает ввести сама Украина. Так, премьер-министр Украины Арсений Яценюк, заявил, что страна не намерена продавать оружие и военную технику «стране, которая осуществляет против тебя интервенцию и стреляет в тебя из этого оружия». Слова премьера подтвердил глава украинского концерна «Укроборонпром» Юрий Терещенко: «До момента деэскалации конфликта наши отношения с Россией останутся в замороженном состоянии». По данным Валерия Мунтияна, уполномоченного правительства Украины по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, около 400 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса зависят от поставок комплектующих с Украины. То есть от этих поставок зависит практически треть всех предприятий нашей оборонки. Замораживание военного импорта Украины приведет если не к остановке, то, по крайней мере, к резкому замедлению работы отечественного ОПК, который и без того из года в год не может выполнить гособоронзаказ.
„
Около 400 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса зависят от поставок комплектующих из Украины
”
При этом следует оговориться: такие санкции будут иметь очень тяжелые последствия и для самой украинской промышленности. Все последние годы Украина занимала четвертое место среди государств — экспортеров вооружений, продавая ежегодно военной продукции на $1,3 млрд. Половина всех продаж — поставки деталей и комплектующих в Россию. Мало этого, около 70% предприятий-поставщиков систем и комплектующих для украинских предприятий оборонно-промышленного комплекса расположены в России. Стало быть, в случае разрыва военно-технических связей пострадает и «нероссийская» половина украинского военного экспорта. Тем не менее на войне как на войне, и, вероятнее всего, Киев пойдет на эти потери.
Тяжелые ракеты
Пожалуй, самые серьезные проблемы возникнут у российских Ракетных войск стратегического назначения — основы ядерного потенциала России. На боевом дежурстве в РВСН сегодня 46 баллистических ракет Р-36М2 «Воевода», каждая несет по десять ядерных боеголовок. Таким образом, на этих ракетах находится чуть меньше трети всего ядерного потенциала России. Проблема, однако, в том, что речь идет об очень старых ракетах — они развернуты не позднее 1988 года. А их гарантийный срок — всего 15 лет. Чтобы продлить его (а это происходило уже несколько раз), требуется постоянное гарантийное обслуживание и авторский контроль со стороны производителя.
„
Ракеты, несущие треть российского ядерного потенциала, будут лишены гарантийного обслуживания
”
Между тем все эти тяжелые ракеты были разработаны и произведены КБ «Южное» и на заводе «Южмаш», которые располагаются в Днепропетровске. И все годы после распада СССР бригады с «Южного» регулярно отправлялись на стартовые позиции отечественных ракет, дабы осуществлять необходимое гарантийное обслуживание. Именно на «Южмаше» производятся «родные» запчасти для этих ракет и именно там находится вся необходимая документация, согласно которой ведется обслуживание. Надо сказать, что российские специалисты-ракетчики эту зависимость от Украины осознавали. Но до поры до времени она их не слишком беспокоила. За несколько недель до кризиса бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин так описывал ее: «У нас есть межправительственное соглашение на сей счет. Это сплошная выгода для украинского предприятия, и оно в основном существует на деньги, которые платит Россия за обеспечение гарантийного надзора за ракетным комплексом «Воевода». Экономические связи ценны, кто бы ни пришел к власти на Украине. И я не предвижу того, что это межправительственное соглашение будет денонсировано». Если соглашение будет разорвано, тогда, по мнению Есина, «будут трудности, потому что документация находится на Украине, но тем не менее эта задача решаема». Так или иначе, происходящее означает, что ракеты, несущие треть российского ядерного потенциала, на какое-то время будут лишены гарантийного обслуживания. Кроме того, именно «Южное» производит ракеты «Зенит», которые используются в проекте «Морской старт», который, впрочем, убыточен в последние годы.
Вертолеты
Второе направление, где разрыв с Украиной будет крайне болезненным, — авиационное двигателестроение. Запорожское производственное объединение «Мотор–Сич» изготавливает двигатели практически для всех отечественных вертолетов: Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52. Кроме того, двигатели для транспортных и учебных самолетов. Да, и здесь российская оборонка пыталась решить проблему зависимости от поставок с Украины: были созданы мощности по производству авиационных двигателей. Одна беда, по самым оптимистичным прогнозам, в России получается пока что изготавливать не больше полусотни двигателей в год. Тогда как, согласно программе вооружений, нужно делать по 150 вертолетов ежегодно.
Российский ударный вертолет Ка-52. Двигатель для него изготовлен в Запорожье
Российский ВМФ
Третье направление — корабельное двигателестроение. В Николаеве находится объединение «Зоря»-«Машпроект» — крупнейший на территории бывшего СССР разработчик и изготовитель судовых газотурбинных двигателей. Ими оснащаются фрегаты и эсминцы российского ВМФ. В России такие газотурбинные двигатели не производятся. И по данным прессы, в соответствии с Программой вооружений не меньше трех десятков кораблей должны были получить украинские двигатели.
Корабль на воздушной подушке «Джейран»: двигатели к нему делают в Николаеве
И прочее
К этому следует добавить электронику и элементную базу, всевозможные комплектующие, которые украинские предприятия исправно поставляли в Россию.
Наконец, к ущербу от эмбарго следует отнести и то, что Москва не сможет реализовать несколько серьезных совместных проектов. Речь, в частности, о совместном производстве самолетов Ан-148/Ан-158, продолжении работ по программе военно-транспортного самолета Ан-70, возобновлении серийного производства Ан-124-100 «Руслан», а также использовании трех верфей в Николаеве для строительства российских крупнотоннажных военных кораблей — именно там были построены все советские авианесущие корабли.
В декабре «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин совершил большое турне по украинским заводам, в ходе которого обещал серьезные заказы из России. Однако захват Крыма оказался важнее…
фото: Игорь Зарембо/ИТАР-ТАСС, Сергей Казак/ИТАР-ТАСС, с сайта Вертолеты России