Свой второй Новый год после ареста участницы панк-группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова — хочется верить — будут встречать дома: обе девушки попали под объявленную Госдумой амнистию в честь 20-летия Конституции. За три месяца до истечения своего срока
В августе 2012 года Хамовнический суд приговорил трех участниц панк-молебна в храме Христа Спасителя «Богородица, Путина прогони!» — Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич — к двум годам колонии общего режима. Впоследствии Мосгорсуд изменил Самуцевич наказание на условное. Алехина и Толоконникова — обе матери малолетних детей — отправились отбывать наказание в колонию общего режима.
За неполные два года пребывания в заключении Надя и Маша, признанные «Международной амнистией» узницами совести, сменили по две колонии, получили отказы в УДО и рассказали миру о рабском труде заключенных и условиях содержания осужденных женщин за колючей проволокой.
Год с лишним, что Надя и Маша находились за решеткой, они не только боролись за свои собственные права и права своих подруг по несчастью, они активно сотрудничали с журналом The New Times. Маша Алехина посылала свои статьи-колонки, а Надя вела переписку с известным философом Славоем Жижеком. Эта переписка публиковалась на страницах журнала.
Мария Алехина из ИК-2 Нижегородской области:
«Я бы не хотела выходить по амнистии. У меня еще много дел в колонии. Я не успела помочь всем заключенным и собрать материал о том, в каких условиях и как женщины там работают». |
Надежда Толоконникова из Красноярской туберкулезной больницы:
«Какая амнистия? У меня здесь вообще-то новогодний концерт, который я организую». |
«Обществу не сильно-то интересна тема тюрем, хотя общество исправно платит налоги за них. Несмотря на это, любое публичное упоминание вызывает у теперешних начальников страх и трепет.
Российская госсистема — экстраполяция системы тюремной — боится смеха. Нынешние госчины испугались шутовства, посадив нас, те же самые чины со звездочками поменьше продолжают мне повторять в колонии, что «здесь у нас серьезное заведение».
Письмо Марии Алехиной с этапа. 19 июля 2013 г.
«Два года заключения для Pussy Riot — наша дань судьбе за подаренный нам ею острый слух, позволяющий нам воспроизводить ноту ля, хотя по давно сложившейся традиции все привыкли слушать соль-бемоль.
Как уладить противостояние экспертов и младенцев? Не знаю. Но одно могу сказать точно: партия младенцев, как и во времена Ирода, будет оказывать сопротивление; мы найдем свою корзинку и дочь фараона, которая нам поможет. В жизни тех, кто по-детски верит в торжество правды над ложью, во взаимопомощь, кто живет согласно экономике дара, всегда в нужный момент происходит чудо».
Надежда Толоконникова — Славою Жижеку. 23 февраля 2013 г.
фотографии: Reuters, AFP/East News