#Выставки

#Сюжеты

Быть другим и сохраниться

02.10.2013 | Ингрида Невенчанная | № 31 (293) от 30 сентября 2013

В Еврейском музее и Центре толерантности открылась выставка «Везде чужие»

В Еврейском музее и Центре толерантности в Москве открылась выставка «Везде чужие» из коллекции Яны и Эдуарда Померанц
60_01.jpg
Тарин Саймон. «У бассейна», Израиль, 2007 г.

Эдуард Померанц, бывший одессит, эмигрировавший в Австрию, начал собирать коллекцию работ современного искусства в 2007 году. Первая выставка основанного им фонда состоялась в Вене. Нынешним летом Эдуарда и его жену Яну пригласили посмотреть экспозицию московского Еврейского музея и Центра толерантности, потом возникла общая идея сделать здесь выставку. Она стала специальным проектом пятой Московской биеннале современного искусства. Многие художники, чьи работы представлены на выставке, впервые показываются в России.
60_02.jpg
Деймантас Наркявичюс. «Что бы ты ни играл, все звучит как музыка 1940-х». 2009 г.

Название экспозиции «Везде чужие» (Foreigners Everywhere) позаимствовано у художников, выступающих под общим именем Клер Фонтейн. Мария Насимова, главный куратор музея и Центра толерантности, задачу проекта видит в представлении образа «другого», «чужого», как он осмысливается и переживается в современной культуре. При этом понятие «чужести» может быть связано не только с расой или национальностью, но и с другим моральным кодом, другими ментальностью и жизненными принципами, даже с другими физическими особенностями и способностями. Это разговор языком искусства о толерантности, о готовности (или неготовности) принять ценности других и испытать чувство сопричастности, принять другого как своего. «Еврейский народ долгое время провел и проводит в поисках места, которое можно было бы считать своим и комфортным, — говорит Мария Насимова. — Довольно тяжело сохранять свои традиции и религию, когда тебя изгоняют. Но это ни в коем случае не жалоба, это одна из версий того, как можно сохраниться, будучи другим».
60_03.jpg
ВАЛИ ЭКСПОРТ. «Из папки о собачьей натуре». 1968–2005 гг.

Выставка объединяет образцы современного искусства, выполненные в разных техниках. Заметно увлечение коллекционера восточно-европейским искусством, хорошо представлены художники из Албании, Хорватии, Литвы. Всего работ около сотни, а в списке авторов — Франсис Алюс, Адель Абдессемед, Марина Абрамович и Улай, Яэль Бартана, Лоуренс Вейнер, Брюс Науман, Джозеф Кошут, Тарин Саймон, Элмгрин и Драгсет, Клер Фонтейн, ВАЛИ ЭКСПОРТ, наш российский художник Борис Михайлов и многие другие представители актуального искусства. Преобладающая форма — инсталляция. Один из разделов, «Последнее представление» (Last performance), посвящен болезненной теме суицида. В разделе, посвященном коммунизму, бросается в глаза инсталляция Чиприана Мурешана «Коммунизма никогда и не было» (2006) — надпись COMMUNISM NEVER HAPPEN, составленная из виниловых пластинок, на которых записаны духоподъемные пропагандистские песни. Работа литовского художника Деймантаса Наркявичюса «Что бы ты ни играл, все звучит как музыка 1940-х» (2009) — это музыкальная инсталляция с использованием проигрывателя с усилителем и колонками. На нем воспроизводится классическая музыка, а современная hi-fi система создает эффект радиовещания, напоминая о том, что в годы Второй мировой войны в немецких домах по распоряжению министра пропаганды Геббельса постоянно работало радио и транслировались речи фюрера.

Это разговор о толерантности, о готовности принять ценности других и принять другого как своего

 
Эпатажно выглядят фотографии, использующие человеческое тело для выражения художественного протеста. Например, на снимке с австрийской художницей-акционисткой и феминисткой ВАЛИ ЭКСПОРТ изображен куратор предыдущей Московской биеннале, художник и теоретик медиаискусства Петер Вайбель в позе гуляющей собаки.
60_04.jpg
Адриан Пачи. «Дом с собой». 2001 г.

Специально приглашенный французский куратор выставки Ами Барак сказал The New Times, что определение «Всегда чужие», которое легло в название и составило идею выставки, имеет отношение и к художникам тоже — их желание выделиться, найти свой непохожий ни на кого язык делает их другими, но одновременно, парадоксальным образом, — и выразителями идеи сближения людей в сопереживании и сочувствии. «Когда ты думаешь об искусстве, ты думаешь о непохожести, — говорит Ами Барак. — Я жду на выставке людей, которые хотят и смогут задуматься о тех, кто их окружает». 


фотографии: московский Еврейский музей и Центр толерантности




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.