#Судьба

Нельсон Мандела: человек, который верил

11.07.2013 | Хазов Сергей | № 23 (291) от 1 июля 2013 года


Всю последнюю неделю мир следил за новостями из Центра сердечно-сосудистых заболеваний «Медиклиник» в южноафриканской Претории — там врачи отчаянно боролись за жизнь первого чернокожего президента ЮАР Нельсона Манделы
20_01.jpg
С острой легочной инфекцией он поступил в госпиталь 8 июня, 25-го ему стало хуже, 27-го его уже подключили к аппарату искусственного дыхания. «Состояние Манделы критическое» — писали газеты, президент ЮАР отменил поездку за рубеж, а вокруг госпиталя собралась толпа. А 28-го Мадибе, как еще называют Манделу, стало лучше. Но все понимают: жизненный путь 94-летнего борца с апартеидом идет к закату. И нынешние медицинские сводки — повод вспомнить о жизненных вехах человека, вошедшего в историю планеты и перевернувшего сознание миллионов людей.

Первый из тринадцати

Когда приезжаешь в Кейптаун, местные хвастаются тремя вещами: мысом Доброй Надежды, где заканчивается Африка и сталкиваются два океана; Столовой горой, вокруг которой и построен город (гора эта плоская, как будто кто-то отрезал пик, похожа на стол, потому так и называется — Table Mountain); и островом Роббен, хорошо видным со Столовой горы: именно здесь находится музей-тюрьма, где в одиночной камере Нельсон Мандела провел 18 из 27 лет заключения.

20_02.jpg
Нельсон Мандела (в центре) со своими соратниками по АНК: Вальтером Сисулу (слева) и Харрисоном Монтаной (справа). Йоханнесбург, 1952 г.

Ролихлахла Мандела (английское имя Нельсон ему дала по сложившейся тогда традиции учительница в школе) родился 18 июля 1918 года в небольшой деревне близ города Умтаты, который находится между Кейптауном и Дурбаном, в 100 км от побережья Индийского океана. Несмотря на то что предки Манделы были вождями, а отец — главой родной деревни, Нельсон был первым из 13 детей в семье, кто пошел в школу. Потом он поступил в единственный доступный для черных университет Форт-Хэр: думал получить степень бакалавра гуманитарных наук. Не случилось. В том числе и потому, что сразу включился в студенческое протестное движение. Но, как говорил он: «Ни разу не упасть — не самая большая заслуга в жизни. Главное, каждый раз подниматься». Мандела поступил в университет Витватерсранда, где изучал право. Единственный чернокожий студент во всем вузе, он нередко сталкивался с откровенно расистскими настроениями однокашников. Дипломированным юристом Мандела, впрочем, снова не стал: заветную бумажку ему суждено будет получить уже сидя в тюрьме.
20_03.jpg
Первый судебный процесс против АНК: Нельсон Мандела (справа) приехал в Преторию из Йоханнесбурга с Робертом Реша (слева) и Патриком Молаоа (в центре), 1958 г.

Африка для белых

1948 год стал переворотным в истории Южноафриканского союза. В то время как далекая Европа пыталась прийти в себя после морока нацизма, в Претории к власти пришла крайне правая Национальная партия, целью которой было создание Южной Африки для белых. Негров предлагалось вовсе лишить гражданства, избирательного права у них не было и до того, были введены законы, ограничивающие их передвижение по стране: выехать за пределы резерваций можно было только при наличии специального разрешения и гарантий трудоустройства. Белые и черные жители лечились в разных больницах и учились в разных школах, были запрещены смешанные браки, введена расовая классификация граждан.

Чернокожее большинство сопротивлялось, хотя и не слишком активно, но Мандела не мог остаться в стороне. Вступив еще в 1944 году в Африканский национальный конгресс (АНК), Мандела стал членом его национального совета, а затем президентом Молодежной лиги АНК. Проникшись идеями Махатмы Ганди, он ратовал за ненасильственное сопротивление. Со своим однокурсником Оливером Тамбо открыл юридическую фирму, которая задешево, а порой и бесплатно помогала чернокожим.
20_04.jpg
Нельсон Мандела после освобождения из тюрьмы со своей женой Винни. Кейптаун, 1990 г.

Жизнь плюс пять

В 1956 году Манделу арестовали в числе 150 членов АНК, следствие и суд длились пять лет, но по его окончании всех обвиняемых оправдали. Это, впрочем, не помешало радикализации движения — Мандела возглавил его вооруженное формирование. В планах была партизанская война ради свержения режима апартеида. В качестве «протестных акций» планировалось взрывать полицейские участки и муниципалитеты, «но только так, чтобы без жертв»: кровь Мандела не был готов проливать и тогда. В 1962-м Манделу снова арестовывали, вместе с другими лидерами АНК приговорили сначала к пяти годам, а потом спустя два года по новым обвинениям — к пожизненному сроку.

Несмотря на то, что выйти на свободу у «бескровного» террориста не было никакой надежды, он решил не терять времени даром — поступил на заочное отделение Лондонского университета. Все это время его последователи боролись с режимом апартеида, их арестовывали, сажали в тюрьму, на их месте появлялись новые… В борьбу за права чернокожего населения ЮАР (так страна стала называться в 1961 году) включилось мировое сообщество, в 1973 году Генассамблея ООН приняла «Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него», южноафриканские спортсмены не допускались до международных игр, западные корпорации отказывались сотрудничать с ЮАР... Экономический кризис, миграция белого населения в Европу (если в 1940 году в ЮАР проживали 21% белых, то в 1990-м — лишь 11%), а также опасность введения реальных политических и экономических санкций со стороны США и стран Европы заставили последнего белого президента ЮАР Фредерика де Клерка подписать указ о легализации АНК и освобождении Нельсона Манделы — это произошло в 1990 году.
20_05.jpg
В феврале 1994-го Мандела посетил ту самую одиночную камеру на острове Роббен, где он просидел 18 из 27 лет заключения

Прошлое — в прошлом

Но освобождение Манделы не решило всех проблем страны. На смену белому расизму пришел черный. Мятежи чернокожего населения, убийства белых постоянно случались тут и там. «Один белый — одна пуля», — говорили недавние жители резерваций. Но не зря, наверное, в жилах Манделы текла кровь вождей — ему удалось удержать страну от гражданской войны и уговорить белую элиту назначить в 1994 году первые всеобщие парламентские выборы, которые принесли АНК 62% голосов, а Манделе — президентское кресло.
20_06.jpg
Инаугурация первого чернокожего президента. Претория, 1994 г.

27 лет заточения не убили в Манделе волю к жизни, полвека борьбы не сделали его черным расистом, пять лет президентства не привили ему вкус к власти. «Мы должны использовать время мудро и помнить: правое дело можно начать в любую минуту» — еще один известный афоризм Манделы. Глядя на соседний Зимбабве, где гражданская война привела к массовой эмиграции белого населения, — это поставило страну на грань экономического коллапса, из которого она не вышла до сих пор, — Мандела постарался убедить и белых, и черных: прошлое осталось в прошлом, теперь вместе нужно строить новую ЮАР. При этом провозглашенная Манделой политика национального единства вовсе не подразумевала, что прошлое надо забыть. Белые заняли многие руководящие посты в государстве, но была создана и специальная комиссия по расследованию преступлений режима апартеида. Мандела даже развелся с женой Винни, занимавшей откровенно расистские позиции и не раз говорившей, что «белые достойны только свечки» (свечкой в ЮАР называли казнь, когда на человека надевают автомобильную шину и поджигают).
20_07.jpg
18 июля 2012 г. — Нельсон Мандела празднует свое 94-летие

В 2005 году телекомпания Би-би-си провела на своем сайте своеобразные выборы правительства мира. Посетителям предлагалась сотня кандидатов из прошлых или действующих политиков. Первое место, к всеобщему удивлению, занял Нельсон Мандела. Но популярен он был не только среди зрителей Би-би-си: многие эксперты замечали, что в родной Африке он мог бы оставаться на посту президента до конца своих дней. Другие африканские лидеры, не стесняясь, меняли конституции или фальсифицировали выборы. Но Мандела искренне верил в те демократические ценности, которые пропагандировал, а кроме того, и не собирался баллотироваться на второй срок. В 1999 году он ушел из политики, посвятив себя благотворительной и правозащитной деятельности. В конце концов, как говорил его любимый Махатма Ганди: «Единственный способ жить — это давать жить другим». 

20_08.jpg
Напротив центра «Медиклиник» собралась толпа почитателей. Претория, 28 июня 2013 г.


фотографии: Corbis/Fotosa.ru, Reuters, East News




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.