#Политика

За Родину! За Путина! Огонь!

16.06.2013 | Чернухина Юлия | № 21 (289) от 17 июня 2013

Как прошел съезд Народного фронта и что ждет его в будущем

На политической сцене появился новый серьезный игрок «Народный фронт — за Россию», который возглавил лично президент Путин. Как это было — The New Times увидел и услышал то, что было закрыто для журналистов
08_01.jpg
Не все члены ОНФ пели гимн России вместе с лидером движения Владимиром Путиным

— Товарищи! А почему такое название: «Народный фронт — За Россию?» Ну не за Америку же! Предлагаю переименование — «Народный фронт России», — поднялся с места немолодой высокий мужчина в мешковатом костюме с зачесанными на лысину волосами. Члены учредительного съезда ОНФ приступили к обсуждению Манифеста и Устава движения.

— Так мы подчеркиваем, что выступаем за Россию. За нашу страну, Родину. За истинную, великую, могучую Россию! Фронт — за, фронт — не против! За прошлое, настоящее, будущее. Народный фронт — это состояние души, на которое будут обращать внимание и перенимать опыт. В США, например, создали организацию с похожими целями. Но они — за свое, а мы — за Россию! — захлебываясь словами и энергично жестикулируя, разъяснял руководитель рабочей группы по обсуждению устава Андрей Бочаров. Речь его вдохновила делегатов на словотворчество:

— Я предлагаю свое название: «Народный фронт — за Великую — с большой буквы — Россию!» Чего мы все хотим? Чтобы Россия была великой! — потрясал учредительными документами пожилой участник форума.

— Не так! Народный фронт — за великую и многонациональную Россию! — выкрикнул делегат, представившийся «членом горкома с 20-летним стажем».

Обсуждение — это было 11 июня — шло в рабочей зоне съезда ОНФ (в качестве арены выступил выставочный центр «Манеж»), отгороженной от большого фойе стеклом. Заседание было закрытым, журналистов и гостей на него не пускали, и те грустно толпились снаружи, прикладывая объективы к стеклу и отпуская комментарии типа «кунсткамера» и «террариум». Корреспондент The New Times на слушании тем не менее присутствовал.

Состояние души

«Делегатам съезда вручали проект Устава и Манифеста на входе, мы видим эти документы впервые. Люди читают с листа, мысли приходят спонтанно», — объяснил The New Times то, что происходило в рабочей зоне, Владимир Зубов, председатель правления Торгово-промышленной палаты Псковской области.

Тут слово на собрании взял делегат, только что внимательно проглядывавший отпечатанную к съезду брошюру «Новая индустриализация. Россия на стройке». «Что это значит: цель движения — повышать рождаемость в стране? — сказал он. — Никакой конкретики!»

«Это было бы недемократично, если бы люди не имели возможности задать вопросы. Но не сегодня! Давайте голосовать! У нас по Конституции все определено!» — подытожил обсуждение глава исполкома ОНФ, Герой России Андрей Бочаров. Устав приняли единогласно.

На другой дискуссионной площадке, тоже огороженной стеклом, шло бурное обсуждение списка координационного совета фронта. Эти слушания также проходили в закрытом режиме.

*Бывший министр здравоохранения СССР, 1929 г.р. 
Спорить начали после оглашения списка из 53 имен. «Предлагаю включить в список академика Евгения Чазова*. Он президент 130-тысячной организации «Общество врачей России». Уважаемый человек!» — убеждал один из участников дискуссии. «Коллеги! Поверьте, список дался с большим трудом!» — призвала к порядку член правления «Союза женщин России» Ольга Савастьянова. «Зачем вы тогда нас собрали, если не советуетесь? Вы что, позвали нас сюда просто руки поднять? Возникает ощущение, что президиум давит на этом заседании, не дает возможности высказаться!» — вспылил делегат. «У меня такого ощущения нет», — заметил депутат Госдумы Михаил Старшинов. «В центральный штаб попали те, кто в последние месяцы очень активно занимался перезапуском фронта. Некоторые работали все два года, несмотря на то, что фронт фактически не существовал как организация. В этом зале, поверьте, нет ни одного неуважаемого человека! Вопрос поставлен на голосование, прекратим это обсуждение!» — подвела итог Ольга Савастьянова.
08_02.jpg
От делегатов на дискуссионных площадках ждали не обсуждения, а голосования

«Коллеги! Давайте не будем вносить в конструктивное собрание деструктив, — примирительно заметила тележурналист из Ставрополя Ольга Тимофеева, свежеизбранный сопредседатель ОНФ. — Я предлагаю добавить такую норму: исключать тех, кто будет порочить честь фронта. Хочется, чтобы не было коррупционеров, негодяев. Чтобы люди выступали за страну, а не пытались очки себе набрать». Напоследок всех участников заседания предупредили, что главный день съезда обещает быть тяжелым: придется много стоять, поэтому дамам не рекомендовали надевать туфли на каблуках. Еще настоятельно рекомендовали подучить слова государственного гимна — «а то раздавать листочки со словами неловко».

Мечтатели

Рабочие группы утвердили учредительные документы и структуру фронта. «Сработали оперативно, организованно. Все, кто имел желание высказаться, высказались, невзирая на лица. А то есть такие, что только хлопают глазами и прижимают уши», — поделился впечатлениями участник закрытых заседаний, слесарь, а с 2011 года депутат Госдумы Валерий Якушев. Съезд постановил, что Народный фронт должен состоять из Центрального штаба с 53 членами и тремя сопредседателями, Исполкома во главе с Героем России Андреем Бочаровым и Ревизионной комиссии во главе с депутатом Вячеславом Лысаковым. По словам Андрея Бочарова, региональные комитеты будут сформированы до 25 августа, в сентябре документы подадут на регистрацию в Министерство юстиции.

В перерыве между заседаниями делегаты рассказывали The New Times, зачем они идут в ОНФ. Кардиохирург Сергей Суханов (ему 60 лет), сделавший за свою жизнь 1600 операций, вот уже пять лет мечтает о федеральном кардиоцентре в Перми, руководителем которого его обещали назначить. Строится центр с 2008 года, сроки сдачи постоянно переносятся. «Я никогда не занимался политикой, я профессор, — говорит доктор Суханов, — центр в Перми мы строим по решению Путина, вот я и ввязался во все это, в ОНФ».

Координатор предвыборного штаба ОНФ из Тюмени, геолог, член-корреспондент РАН Владимир Мельников хотел бы, чтобы ОНФ поспособствовал в реализации проекта производства нового строительного материала, «диатомита». Бывший ставропольский журналист Ольга Тимофеева благодарна ОНФ за то, что была избрана депутатом Государственной думы (как стали в 2011 году еще 82 члена ОНФ). «Мне во сне не могло присниться, что я могу стать депутатом, — сказала она корреспонденту The New Times. — Два года назад я была таким же обычным журналистом, как вы. Это новый тренд в политике, когда простым людям можно попытаться войти во власть».

«Так же было в советские годы, когда люди выбирались как объекты и превращались в вывеску: от Стаханова до Гагарина», — комментирует политолог Александр Кынев. «В Советском Союзе надо было обязательно вступить в КПСС, чтобы выбиться в люди, — объясняет политолог Александр Коновалов. — Механизм социальных лифтов у нас работает плохо, поэтому приходится пользоваться теми, что есть. С этими целями вступали и в «Наши» и в «Единую Россию», теперь — в ОНФ».

«Одно дело — входить в разные двери просителем, и совсем другое — входить туда, имея определенные рычаги влияния», — подтвердил председатель северодвинской профсоюзной организации Судоремонтного центра «Звездочка» Алексей Кукушкин.

В сухом остатке

«В свое время Сурков думал, что когда «правая нога власти» — «Единая Россия» — пошатнется, надо перенести вес и опору на левую ногу — «Справедливую Россию». Сейчас это не работает, потому что дискредитирован сам механизм. Придумали ОНФ. По форме новое, а по содержанию — то же самое: воронка, которая должна консолидировать социальную поддержку», — объясняет цели создания ОНФ политолог Дмитрий Орешкин.

Воронка «всосет» сторонников Путина, независимо от их партийной принадлежности. «Фронт должен состояться как общественное движение и структура влияния, но уже сейчас к ОНФ примыкают и (националистическая) «Родина», и «Патриоты России», будут и другие», — сообщил The New Times источник из руководства ОНФ, говоривший на условиях анонимности.

Что будет с партией власти? На этот вопрос ответил Андрей Бочаров: «Поступают предложения ограничивать в ОНФ количество членов «Единой России» — мол, давайте, чтобы ЕдРа было не более 10 %. Никто не собирается никого ограничивать! Если будут достойные люди оттуда, мы что, от этого проиграем?»

Чтобы не отпугнуть возможных сторонников, Народный фронт не будет участвовать в региональных выборах 8 сентября: «Мы решили не форсировать создание отделений ОНФ там, где будут выборы,— ровно для того, чтобы не попасть в предвыборный контекст, чтобы не было грызни», — пояснил The New Times источник в ОНФ. Однако Дмитрий Орешкин считает, что без грязи никак не обойдется, ибо вся идея фронта строится именно на негативной риторике: «ОНФ не зря назвали фронтом, — говорит Орешкин. — Рейтинг Путина падает, пряники кончились, потому в ход идет запугивание и образ врага — извращенцы, Навальный, американцы, которые вот-вот захватят Россию. Вот всем фронтом они и будут за врагами гоняться», — подытожил он. 


фотографии: РИА Новости




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.