Сто дней одиночества. Компания «СУП» купила весь LiveJournal у SixApart. Что ожидает блоггеров?

Егор Быковский
главный редактор Vokrugsveta.Ru

Давно это было, очень давно. Так давно, что это помнят лишь самые древние старики. Это было тогда, когда интернет был еще маленьким, а компьютеры — большими. На дворе стоял февраль 2001 года, мрачный и зябкий. Автор этих строк как-то заехал к своему старому приятелю Саше Гагину; тот до такой степени был погружен в новую сетевую «штуку», что даже в радушного хозяина играл как-то вскользь, по обязанности. «Смотри, — потащил он меня к компьютеру, — вот что Лейбов (r_l) нарыл в Сети через Вербицкого, ты только глянь! LiveJournal называется, потрясающе удобная вещь».

Семь лет LiveJournal

Миша Вербицкий на своем сайте (слово «блог» в обычай еще не вошло) imperium.lenin.ru из заокеанского далека написал 22 декабря 2000 года: «blog.http://www.livejournal.com/. Ради таких сайтов и существует интернет, да. Там типа люди круглосуточно сидят и про себя рассказывают, сотнями». 22 декабря для меня был днем, в который я всегда приносил маме букет со словами «спасибо, что родила меня, а не кого-нибудь другого». Потому и к виртуальному предложению Вербицкого, по некоей смутной аналогии, я отнесся благосклонно и завел себе аккаунт на LiveJournal — хотя его польза была тогда совершенно неочевидна. Ну еще один blogger.com, подумаешь. В тот момент пользователей ЖЖ было 70 тысяч, из них человек тридцать русских. Сейчас их, соответственно, 17 миллионов и почти полтора миллиона. Ну а кто ж знал-то тогда, что так повернется.

Как-то годы спустя мы сидели с создателем LiveJournal Брэдом Фитцпатриком, лениво цедили кофе из дурацких американских бумажных стаканчиков, положив, как у них там принято, ноги на стол, и он сказал мне, что вообще не рассчитывал ни на какой успех. И что он делал просто удобную штуковину «для себя». И ни о каких миллионах пользователей даже не думал. Случайность, мол.

Прошло почти семь лет. Теперь практически никому не нужно объяснять, что такое блог и ЖЖ; дневниковых хостингов на просторах Сети в целом и Рунета в частности не счесть; люди, до того мышку боявшиеся в руки взять, заводят себе сетевые дневники и «френдов»; наконец, «русская» часть LiveJournal стала одним из самых влиятельных (и читаемых) российских СМИ, цитируемых в офлайновой прессе и по телевизору. Мы к этому привыкли. И привыкли к ощущению того, что LiveJournal — абсолютно свободное самоорганизовавшееся сообщество, в котором никто никому ничего не должен. Это оказалось не так, и мы в этом убедились.

Мечта маркетолога

В прошлом году гром грянул в первый раз. Американская компания Six Apart, владелец LiveJournal, продала права на обслуживание и показ рекламы в «кириллических» дневниках ЖЖ российской компании «СУП», основанной Александром Мамутом. А теперь «СУП» и вовсе купил весь LiveJournal у Six Apart. Сумма сделки не разглашается; полагаю, что она и не будет явно разглашена ввиду ее не поражающего воображение размера. Не исключено, что сделка и вовсе не включала в себя денежную составляющую. Six Apart явно стремился избавиться от актива, который толком не знал, как использовать и кому продать.

В Штатах (да и не только там) есть бизнесмодель, которую инвесторы метко называют «и я тоже». Настиг сокрушительный успех какой-нибудь очередной YouTube — и рядом моментально появится еще полдюжины видеохостингов. Паре из них повезет: ведь если YouTube куплен Google за полтора миллиарда долларов, то всякие Yahoo! и «Майкрософты» тоже непременно возьмут себе по штучке, верно? Остальным заслуженно не повезет. LiveJournal был среди самых что ни на есть пионеров блог-хостинга, но ему не повезло незаслуженно. В Америке он теперь среди аутсайдеров. Ну что такое 17 миллионов пользователей? Вот у MySpace больше 70 миллионов, это да. Даже у новенького FaceBook — почти 35.

А «СУПу» в таком случае зачем LiveJournal? А это совсем другое дело. Мы-то с вами — в России. Взглянем на цифры. В настоящий момент в русскоязычном сегменте «Живого журнала» насчитывается 1,34 млн аккаунтов. Его посещает почти 700 тысяч человек в день. Недельный охват аудитории, по данным TNS Gallup, — 1,347 млн человек (а у «Рамблера», например, 2 млн — разница не кардинальная). Каждый пятый посетитель — руководитель. Более 50% аккаунтов принадлежит мужчинам. Мечта маркетолога и инвестора. Но самое главное даже не это.

Собственный блог или ЖЖ?

«Живой журнал» принадлежит к тому сорту проектов, в которые не нужно вкладывать большие деньги (в отличие, скажем, от качественного СМИ). Его содержимое, «контент», создают сами пользователи совершенно бесплатно. А владельцы платных аккаунтов даже, наоборот, платят за свое право этот контент создавать. Конечно, этот плюс относительно небольших расходов — палка о двух концах. Ведь если контент создается сам по себе, значит, его (в отличие от того же СМИ) никто не контролирует, верно? Отсюда страхи инвесторов и рекламодателей: «Где появится наша реклама?» Отсюда же и страхи тысяч, десятков тысяч пользователей: «Если кто-то всерьез решил делать деньги на ЖЖ, то этот кто-то неизбежно попытается контролировать контент. Если контролировать контент, то, очевидно, и пользователей в какой-то степени. Пользователи — люди. Контроль над людьми — это Лубянка. Спасите, помогите, убивают, караул!»

Спокойно. Лубянка у нас с вами под боком, это верно, но что русский, что американский LiveJournal принадлежат компании LiveJournal Inc., расположенной в Калифорнии (США) и действующей согласно тамошним законам. Просто ее владельцы теперь — не американцы. А мы с вами, конечно, живем в России и обязаны вести себя согласно российским законам. Поэтому, если хочется непременно шептаться о секретном, частном и приватном, то это в любом случае лучше делать не в публичном дневнике в интернете. Пишите в тетрадочку и кладите ее под подушку. Приглашайте друзей на кухню. Наконец, если из Сети уходить не хочется, заведите себе собственный блог на собственном сервере; это обойдется примерно в те же деньги, что и платный аккаунт в ЖЖ.

Что будет дальше? А дальше «Живой журнал» будет одним из самых крупных игроков на рынке социальных сетей, и «СУП» наконец начнет возвращать потраченные средства. Полагаю, что нынешние владельцы ЖЖ сделают упор на построение больших сообществ; знаменитые же блоггеры-тысячники постепенно уйдут от греха на собственные блоги, ограничившись лишь трансляцией их контента в ЖЖ. А незнаменитые блоггеры вообще не станут задумываться, кому принадлежал и принадлежит LiveJournal — просто будут регистрироваться там, где уже «сидит» большинство их друзей. Топ-менеджеры «СУПа» тем временем, отпраздновав сделку, опубликовали 100-дневный план развития ЖЖ, предполагающий серьезные изменения интерфейса и функциональности. Те, кто уже собрался уходить, замерли на пороге, полуобернувшись. Посмотрим. Подождем.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.