На Украине предстоят досрочные выборы.Причем, как узнал The New Times, скорее всего сразу и парламентские, и президентские. Это результат распада «оранжевой коалиции»
Кто, кого, с кем, где и как предал сегодня в украинской политике, разобраться практически невозможно. Все правы. Новый политический сезон в Киеве стартовал резко, а участники явно не проходили допинг-контроль. И хотя уже в августе было понятно, что скучно не будет, столь стремительного развития событий никто не прогнозировал. В связи с этим крайне сложно определить информационный хит минувшей недели: на 1-е место в ТОР-10 претендуют как минимум два десятка новостей. Судите сами. Заявление пропрезидентской фракции «Наша Украина — Народная самооборона» (НУНС) о выходе из коалиции демократических сил. Антипремьерское выступление Ющенко и антипрезидентское выступление Тимошенко. Изгнание секретаря Совета по нацбезопасности (СБУ) Раисы Богатыревой из рядов Партии регионов. Отказ Верховной рады принять резолюцию по грузино-российскому конфликту. Дружное голосование Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Партии регионов (ПР), в одночасье обкорнавшее полномочия Виктора Ющенко. Это не считая «мелочовки» типа письма в СБУ главы президентского секретариата Виктора Балоги о том, что Юлия Тимошенко готовит его физическое устранение по трем сценариям.
Развод
Главные события все-таки произошли именно в первый день работы парламента. Его итогом стало не только избрание двух вицеспикеров (почти год спустя после выборов), но и упоминавшееся дружное голосование БЮТ и ПР. Плодом этих солидарных нажатий на кнопки стали: а) упрощение начала процедуры импичмента главы государства и б) лишение президента права назначения глав МИДа, Минобороны и СБУ, а заодно и возможности влиять на решения правительства. Помимо этого, дружное голосование вчерашних оппонентов должно было продемонстрировать главе государства, что в случае ветирования этих законов (что априори подразумевалось) президентское вето будет с легкостью преодолено, поскольку БЮТ, ПР, а также их ситуативные союзники в лице коммунистов и Блока Литвина имеют почти четыреста голосов. Это, кстати, дает возможность и для внесения любых изменений в Конституцию.
Словом, к концу рабочего дня 2 сентября стало ясно, что Ющенко проигрывает по всем направлениям. Ситуацию усугубило еще и то, что единодушной поддержки президента не обнаружилось даже в рядах пропрезидентской фракции НУНС: за выход из коалиции проголосовали всего лишь тридцать девять депутатов из семидесяти двух. Не говоря уже о том, что депутаты, входящие во фракцию по квоте Народной самообороны, вместе с коллегами из Народного руха заявили, что и впредь будут сотрудничать с Блоком Юлии Тимошенко.
В итоге Ющенко обвинил Тимошенко в предательстве национальных интересов, государственном перевороте, а заодно пригрозил досрочными выборами. Но это скорее можно рассматривать как акт отчаяния. Ибо на сегодня позиции Ющенко слабы как никогда. Рейтинг президента среди избирателей уже давно опустился ниже отметки 10%. У него практически не осталось союзников. Административный ресурс весьма шаток. В том числе и потому, что украинские чиновники по определению сначала думают о собственной безопасности, ориентируясь исключительно по розе властных ветров, а уж потом вспоминают об интересах государства. Разрозненные пропрезидентские национал-патриотические силы всерьез воспринимать нельзя. Что подтвердилось и на недавних внеочередных выборах в Киевский горсовет, куда представители НУНС вообще не прошли.
Сценарии
В парламентских кулуарах все чаще слышны разговоры не просто о внеочередных выборах, а о двойных внеочередных выборах. То есть и парламентских, и президентских. Причем некоторые эксперты не исключают того, что кандидата Ющенко на них может и не быть. Хотя сам глава государства, встречаясь в минувшую среду с верными ему депутатами, заявил, что он не просто идет на выборы, а уверен в своей победе.
Впрочем, это вопрос будущего. Пока же украинское политическое сообщество занято разруливанием парламентского кризиса. Вариантов выхода из него немного.
Первый и наименее вероятный: НУНС отзывает свое заявление о выходе из коалиции. На это у депутатов по закону имеется десять дней. Но одним из обязательных условий восстановления статус-кво должен стать отказ БЮТ от преодоления президентского вето по законам, укрепляющим позицию Тимошенко. В случае отказа НУНС вновь слиться с БЮТ в коалиционном экстазе у парламентариев имеется 30 дней для формирования широкой коалиции, которую в народе ласково именуют ширкой.
Рецептов ширки два: НУНС и Партия регионов Виктора Януковича. Блок Тимошенко и та же Партия регионов. Оба варианта маловероятны. Поскольку объединение вчерашних врагов неминуемо вызовет брожение в электоральных умах.
Вот и получается, что пока наиболее реальным выходом из тупика являются все же досрочные выборы. И хотя все политические силы заявляют, что выборы стране не нужны, подготовка, судя по всему, уже началась. Во всяком случае Блок Юлии Тимошенко внес в парламент законопроект, предусматривающий резкое повышение проходного барьера: с нынешних 3% до 7%, а то и 10%. Повышение барьера выгодно как сторонникам Тимошенко, так и сторонникам Януковича: в этом случае на Украине фактически возможно появление двухпартийной системы власти. Ибо даже семипроцентный барьер на сегодня, кроме БЮТ и ПР, не в состоянии преодолеть ни одна политическая сила.
Правда, пока неясно, как будут делить власть амбициозные лидеры двух партий Тимошенко и Янукович, за спинами которых к тому же стоят мощные финансовопромышленные группы. По одной из версий, в случае повышения проходного барьера Виктору Януковичу будет предложен пост президента, а Тимошенко сохранит премьерское кресло. После усиления премьерских полномочий Тимошенко такой расклад вполне устроит. Вопрос в ином: захочет ли Виктор Янукович стать «английской королевой», не имеющей возможности влиять на экономические процессы? Тем более что среди главных финансистов его партии — один из самых богатых людей Европы Ринат Ахметов. Правда, в последнее время обычно непубличный Ахметов стал все чаще появляться на экранах телевизоров. В связи с чем некоторые СМИ очень осторожно начали говорить о том, что президентские амбиции могут быть присущи не только Ющенко, Тимошенко или Януковичу, но и самому олигарху.