Судебный процесс над участницами группы Pussy Riot получил неожиданно широкое освещение в западных СМИ, став, судя по количеству статей, комментариев и откликов к ним, событием международной значимости — этого никак не ожидали российские власти. Корреспонденту парижской Le Monde происходящее в зале Хамовнического суда в Москве напомнило процесс над Михаилом Ходорковским, который проходил там же: «Порой кажется, что это одна и та же постановка в духе театра абсурда». Тем не менее это — политический процесс, считает большинство комментаторов
Французская Libération обращает внимание на то, что вопреки первоначальному обещанию сделать процесс открытым, судьи неожиданно запретили фото и видеосъемку из зала суда во время выступлений свидетелей «по соображениям безопасности».
«Активистки Pussy Riot утверждают, что никого не хотели обидеть своим панк-молебном в храме Христа Спасителя. Однако Церковь, прокуратура и президент жаждут отмщения: молодые женщины должны оказаться за решеткой, возможно, на несколько лет», — пишет обозреватель немецкой Sueddeutsche Zeitung Франк Нингуйзен. Этот судебный процесс, отдающий Средневековьем, становится вехой в борьбе президента Путина с противниками его возвращения на высший пост в стране», — считает в свою очередь корреспондент лондонской The Times Хелен Уомак. «Если из-за Pussy Riot в обществе и возник раскол, то преимущественно потому, что его разжигают власти», — пишет The Times.
В 2003-м Путин, ни на кого особо не оглядываясь, показал всему миру, что может примерно наказать любого из олигархов, дабы другим неповадно было заноситься. Теперь же российский нацлидер, приводит британская газета The Guardian слова Петра Верзилова, мужа солистки Pussy Riot Надежды Толоконниковой, расширяет сферу применения своего метода: мол, могу образцово наказать кого угодно. Тем не менее, полагает Le Monde, российская власть оказалась в более сложном положении — она вынуждена будет считаться с той поддержкой, которую девушки из Pussy Riot получили от людей творчества за рубежом — от таких всемирно известных музыкантов как Стинг, Питер Гэбриэл, Марк Алмонд, группа Red Hot Chilly Peppers и др.
Еще одна важная деталь: в отличие от нефтяного магната Ходорковского, к девушкам из Pussy Riot в России относятся с состраданием, пишет The Times: лишь треть опрошенных считает тюремное заключение сроком от 2 до 7 лет оправданной мерой наказания.
Amnesty International, напоминает также немецкая Sueddeutsche Zeitung, уже объявила процесс над Надеждой Толоконниковой, Марией Алехиной и Екатериной Самуцевич политически мотивированным, а самих девушек — «политзаключенными». В первый день процесса девушки через своих адвокатов пытались донести до общественности, что никакой ненависти к Православной церкви они своей акцией не разжигали. Однако оправдательного приговора не будет, уверен обозреватель Франк Нингуйзен: «Редко когда обвиняемый может рассчитывать на оправдательный приговор в России после столь долгого пребывания в СИЗО», — пишет Нингуйзен, указывая на то, что участницы Pussy Riot находятся там около 5 месяцев и их содержание в следственном изоляторе продлено до января.
На всем протяжении истории человечества авторитарные лидеры отчаянно, часто жестоко оборонялись от насмешек и оскорблений, замечает The Guardian. Путин ополчился на участниц Pussy Riot, которые пытались подорвать его власть средствами искусства. «Из-за границы он выглядит смехотворно. В России судебный процесс над тремя молодыми женщинами, которых СМИ очерняют уже несколько месяцев, превратился в испытание для самого путинского режима, и Путин не может допустить, чтобы суд был проигран», — говорится в статье. Возможно, называть этот процесс критическим моментом для путинского режима было бы слишком смело, замечает газета. Но, по мнению издания, история с Pussy Riot обнажает слабые места правительства: «оппозиционное движение, пусть и не имеющее лидеров, еще труднее сдержать, чем удержать в руках мокрый брусок мыла». Если обвиняемые получат до 7 лет тюрьмы, это «отнюдь не станет показателем уверенного в себе российского государства, каким его объявляет Путин. Скорее речь в этом случае можно будет вести о реакции того самого оскорбленного мачизма, над которым и смеются Pussy Riot», пишет The Guardian.
Американская The Wall Street Journal отмечает, что русская православная церковь — «одна из основ властной структуры Владимира Путина». Преследование девушек из Pussy Riot, по мнению газеты, «стало вехой, обозначающей конец относительно либерального отношения Кремля к антиправительственным выступлениям, а также показывающей желание Владимира Путина укрепить свое могущество за счет консервативного и религиозного электората».
По мнению The New York Times, процесс Pussy Riot «высветил становящиеся всё более близкими отношения между правительством и возрождающейся Русской Православной Церковью, которая после развала СССР стала могущественной политической силой».
«Скандал» с Pussy Riot сильнее, чем тысяча протестов в Москве, подытоживает итальянская Corriere della Sera: «Совершенно очевидно, что Pussy Riot встревожили и напугали власть. Но относиться к ним как к опасным преступницам не кажется лучшим решением, принимая во внимание, что мы уже не во времена Брежнева и КГБ».
«Они не должны сидеть за решеткой. В противном случае, мы, вопреки нашей Конституции, живем не в демократическом государстве», — цитирует французская Libération одного из сочувствующих Pussy Riot россиян Виталия Заломова.
Впрочем, есть как минимум один человек, считающий что дело Pussy Riot — еще не повод хоронить российскую демократию. Это премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Именно он в интервью лондонской The Times 30 июля посоветовал спокойно подождать решения суда, не делая поспешных выводов, — напомнил комментатор Австрийского телевидения. — Что ж, подождем».
Tweet