#Картина мира

Кругом виновна?

11.04.2012 | Калныш Валерий | № 13 (241) от 9 апреля 2012 года

Юлию Тимошенко ждут новые процессы

Кругом виновна? Юлию Тимошенко, отбывающую срок в Качановской колонии в Харькове, возможно, ждут новые судебные процессы. Причем речь идет о чистой уголовщине. Руслан Щербань, сын народного депутата Украины Евгения Щербаня, расстрелянного в 1996 году в донецком аэропорту, обвинил экс-премьера в организации и финансировании убийства своего отца

42-01.jpg
Руслан Щербань, сын народного депутата
Украины Евгения Щербаня (справа вверху)
Исполнителя донецкого убийства — так называемую «банду Кушнира» — выявили еще по горячим следам преступления, а вот заказчика за все 16 лет установить так и не удалось. И вдруг 2 апреля 2012 года Щербань-младший пишет послу США на Украине Джону Теффту открытое письмо, в котором обращают на себя внимание такие строки: «Мои призывы к правоохранительным органам, мои заявления и свидетельства о конкретной причастности (к убийству отца) Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко (экс-премьер-министр Украины. — The New Times) до сих пор должным образом не проверены. Органами прокуратуры Украины Лазаренко и Тимошенко, которые заказали, организовали и оплатили убийство моего отца, долгое время покрывались…»

Транш как улика

Видимо, времена сильно изменились, поскольку на это письмо Щербаня-младшего Генпрокуратура Украины (ГПУ) отреагировала молниеносно — 5 апреля было объявлено о возобновлении расследования полузабытого преступления. Пока Тимошенко проходит по нему как свидетель: по данным источников в ГПУ, денежный транш, который пошел на оплату убийства Щербаня, был отправлен со счетов зарегистрированной на Кипре компании Somolli Enterprises limited, совладелицей которой тогда являлась Тимошенко. Если же она по ходу расследования превратится из свидетеля в «соучастника убийства», то на ее политическом будущем можно будет ставить крест. Причастность к «мокрым делам» — это не экономические просчеты, пусть и в виде «кабальных» газовых договоров с Россией. Это гораздо хуже. Кстати, и «газовое дело» для Юлии Владимировны еще далеко не завершено. К семи годам, уже полученным экс-премьером, ей могут добавить еще двенадцать — за «растрату имущества».

«Тихое» дело

В конце 90-х, еще до начала работы в правительстве, Юлия Тимошенко возглавляла компанию «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), занимавшуюся поставками газа. Схема была простая: Россия давала газ, а Украина рассчитывалась продуктами питания или услугами, например, в виде строительных работ. В прошлом году, когда еще шло разбирательство по «газовому делу», в Киев на имя премьера Николая Азарова из Москвы ушло письмо за подписью министра обороны РФ Анатолия Сердюкова: «В результате ненадлежащего выполнения соглашений (1996 и 1997 годов. — The New Times) общая сумма непогашенной задолженности корпорации ЕЭСУ перед Министерством обороны Российской Федерации составляет $405,5 млн. Прошу вас рассмотреть вопрос о погашении…»

Кабинет министров брать на себя долг частной компании, да к тому же принадлежащей главному сопернику Виктора Януковича на президентских выборах, не собирался. Вместо погашения долга появилось уголовное дело, главным фигурантом которого снова стала Юлия Тимошенко. Его расследование афишируется куда скромнее, нежели перипетии газовых соглашений с Владимиром Путиным. С материалами экс-премьер знакомится в своей камере, куда к ней приходят следователи. Допуск к материалам до последнего времени имели всего несколько человек — два адвоката Тимошенко, дочь Евгения и глава фракции «БЮТ-Батькивщина» в украинском парламенте Иван Кириленко. Параллельно в Верховной раде была создана Временная следственная комиссия (ВСК) во главе с давней соперницей экс-премьера, депутатом Инной Богословской (Партия регионов). Комиссия занялась поиском ответа на вопрос: все-таки почему Юлия Тимошенко согласилась в газовых контрактах с Москвой закрепить для Украины цену в $450 за тысячу кубов газа? Не было ли в том каких-то личных мотивов?

20 марта комиссия Богословской представила в Раде итоговый отчет. Служба безопасности Украины, как заявляет депутат, предоставила ей «главный документ», подтверждающий факт личной заинтересованности Юлии Тимошенко в подписании невыгодных для Украины — и, очевидно, выгодных для России — газовых контрактов. Этим документом оказалась выписка из постановления Главной военной прокуратуры России о прекращении уголовного дела в отношении Юлии Тимошенко по «нереабилитирующим обстоятельствам».
42-02.jpg
Александр Плахотнюк, один из адвокатов Тимошенко (справа)

Личный интерес

Детали этого дела небезынтересны. Возбуждено оно было на основании заявления экс-руководителя московского департамента ЕЭСУ Владислава Литвинова на имя главного военного прокурора РФ. Литвинов в заявлении признал, что по личному указанию Тимошенко давал взятки российским военным: «С января 1996-го по сентябрь 1997 года, по решению президента ЕЭСУ Юлии Тимошенко, получил от нее деньги в сумме $15 тыс. для поощрения ряда военнослужащих в связи с завершением поставки продукции по контракту».

Это, видимо, и дало основание депутату Богословской заявить о «личном интересе» Тимошенко в подписании «незаконных» газовых контрактов с Россией. Итак, картина вырисовывается следующая. В декабре 2005-го Россия закрывает уголовное дело в отношении Юлии Тимошенко по истечении срока давности преступления. На тот момент, заметим, госпожа Тимошенко уже не премьер-министр Украины (имеется в виду ее первый срок с февраля по сентябрь 2005 года. — The New Times), она находится в ссоре с Виктором Ющенко и, как подметили некоторые эксперты, идет на сближение с Россией.

Через два года, в декабре 2007-го, Юлия Тимошенко вновь садится в премьерское кресло (с декабря 2007-го по март 2010-го. — The New Times), а в январе 2009-го, в самый разгар «газовой войны», когда без газпромовского топлива оказывается не только Украина, но и страны Евросоюза, она встречается с премьер-министром Владимиром Путиным. И вот тут уместно задаться вопросом: а не мог ли Путин напомнить Тимошенко о закрытом, но имеющем все шансы снова быть открытым уголовном преследовании в ее отношении, потребовав взамен подписать невыгодный для Украины контракт?

Имел ли место факт шантажа со стороны российского премьера, ВСК доподлинно не установила. «Переговоры Тимошенко Ю.В. с Путиным В.В. в ночь 17 января 2009 года в режиме «с глазу на глаз» прошли полностью тайно, их содержание неизвестно и сегодня. Ни одного отчета об этих переговорах президенту Украины, министерству иностранных дел или кабинету министров премьер-министром Тимошенко Ю.В. сделано не было», — говорится в итоговом отчете ВСК.

Известно лишь, что переговоры Тимошенко—Путин по газу велись за год до выборов президента Украины. Как и то, что появление уголовного дела в разгар избирательной кампании кандидату в президенты Юлии Тимошенко было абсолютно ни к чему.

Все под контролем

Что теперь? И долг перед Минобороны РФ, и взятки чиновникам этого ведомства, и отчет ВСК — все это будет использовано на втором процессе против Юлии Тимошенко, который, к слову, пройдет не в Киеве, а в Харькове, где она отбывает срок. Точные сроки его пока неизвестны — адвокаты Тимошенко просят больше времени для ознакомления с делом. В любом случае сторонники Тимошенко не верят в благоприятную для нее развязку. «Все делается для того, чтобы уже к середине мая, когда может быть отменен приговор по «газовому делу» Высшим специализированным судом, появился еще один приговор Юлии Владимировне», — уверен Александр Плахотнюк, один из адвокатов Тимошенко* * Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делам — новая структура, куда адвокатами Тимошенко подана кассация по ее делу. Оглашение вердикта суда ожидается 15 мая. n . С ним согласен и Сергей Власенко, еще один адвокат экс-премьера: «Суды на Украине полностью подконтрольны власти. Нужно понимать: какое указание судье даст Виктор Янукович — таким и будет приговор».






 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.