Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

#Политика

Похвала глупости

28.01.2008 | Артур Соломонов | № 04 от 28 января 2008 года

Плохо дело. Не понимают юмора московские журналисты. В пух и прах разругали «Самый лучший фильм» — произведение парней из Comedy Club, где пародируется прямо-таки все современное российское кино.

А по мне так это произведение совершенное, законченное во всех деталях, подкупающее единством замысла и воплощения. Если бы в этом фильме было хоть немного остроумия, ума и художественности — все пошло бы прахом. И «Самый лучший фильм» не смог бы стать эталоном кретинизма. А ведь быть эталоном — в чем угодно — дело благородное.

Предлагаю извлечь выгоду из этого фильма и показывать его в театральных и киновузах как пример произведения, где сногсшибательно очевидно различие между пародией и глупостью, иронией и бредом. И как блистательный образец полного отсутствия режиссуры. Не в том смысле, который имел в виду Немирович-Данченко: что, мол, режиссер должен умереть в актере. Чтобы умереть, нужно, как минимум, родиться. Этого в случае с «Самым лучшим фильмом» (режиссер — Кирилл Кузин) не произошло.

А по прошествии десятилетий это произведение можно показать в Музее кино, где лектор расскажет о забавной ситуации в российском кинематографе начала XXI века, когда можно было получить 5 млн долларов на фильм и столько же на его раскрутку, не имея под руками сущего пустяка — самого фильма.

Создатели этой киношки хотели ни много ни мало сделать пародию не только на современное русское кино, но и на современную жизнь российской шоу-бизнес-элиты. Но они сами являются ярчайшими представителями этой самой элиты. Ведь как, скорее всего, создавался фильм? Дали мужичкам денежки, чтобы пошутили они всласть. Вспомнили они, что самое смешное — это когда про секс шутят.

Что пиар гораздо важнее того, что, собственно, пиарят. Что если сериалы и фильмы эксплуатируют звезд и вообще все, что находится в русле моды, то нужно делать то же самое, только за ширмой пародии. (Не важно, что пародию они понимают как передразнивание: но в конце концов, к чему все эти тонкости?)

Проблема в том, что для пародии выбран объект, который сам находится на грани самопародии. Все фильмы — «9 рота», «дозоры» дня и ночи, «Бумер», «Бригада» — пародировать бессмысленно. И этот фильм обнажает не только художественное бессилие создателей, но и тот печальный факт, что на современный российский кинематограф и пародии приличной состряпать нельзя — настолько хил. Есть казахская пословица: «Дыра над дырочкой смеется». Вот таким эксклюзивным смехом и смеются в этом «самом лучшем фильме».

Хотя — вру. Есть и моменты самоиронии приглашенных актеров: например, Боря Моисеев в роли милиционера, который грозно говорит подследственному: «Ты мне все подпишешь, пидор!» и Ксения Собчак в роли проститутки.

Армен Джигарханян, как всегда, поражает способностью не замараться, даже находясь по уши в «самом лучшем фильме». Он играет секретаря Господа Бога и смотрит на одного из представителей Comedy Club нежно и с состраданием — так председатель приемной комиссии в театральном вузе смотрит на абитуриента, который беспробудно бездарен, но неостановимо читает стихи и басни...

Возможно, самое смешное в том, что эти иронисты и пародисты сами не понимают, как смешны. Эти ребята, судя по прессконференции, на которой они рассказывали о своей любви к резиновым членам и ироническом отношении к сегодняшнему дню, а также — судя по фильму, в котором бессильно пародируется все и вся, — воспринимают себя ниспровергателями абсурда, которым живет современный шоу-бизнес. Почему? Да потому что могут пошутить, например, так: «Крейсер мне в бухту!» или показать, что можно пукнуть синим пламенем. Дух пародии и отрицания современной жизни и современного шоу-бизнеса — налицо, и ребята могут получать свои бабки из той же кормушки, которую подвергли огню уничтожительной критики. Это очень удобная позиция: мы абсолютно в системе, но в глубине души ее презираем. Кто не верит — смотрите наш фильм.

Посмотрели. Я, например, как и положено интеллигенту в очках, вспомнил слова Вольтера о том, что он никак не может постигнуть идею бесконечности, пока не подумает о человеческой глупости.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.