Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Раздача «Слонов»

22.12.2011 | Галицкая Ольга | № 43 (228) от 19 декабря 2011 года


Раздача слонов.
Итоги уходящего киногода первой, по сложившейся традиции, подводит российская Гильдия киноведов и кинокритиков. The New Times изучил список номинантов на премию «Белый слон»


Кинопремия «Белый слон» в этом году будет вручаться, как и прежде, 22 декабря, но на новой площадке: в Московском международном университете. Здесь обитает новое объединение кинематографистов — Киносоюз.

Без «Годунова»

Голосование по выдвижению на «Слона» проходит в два этапа. По первому кругу опрашиваются все члены гильдии, во втором туре номинантов определяет Экспертный совет. В итоге большинство номинаций на «Белого слона» собрали 4 картины.

Чернобыльская трагедия «В субботу» Александра Миндадзе номинирована как лучший фильм, он также претендует на премию за режиссуру, сценарий, работу оператора (Олег Муту), а исполнитель главной роли Антон Шагин — за актерскую игру. У европейски холодноватой и медицински точной в диагнозе современной жизни картины «Елена» Андрея Звягинцева — семь номинаций. Эпически мощная и страстная «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова предложена в номинациях «лучший фильм», режиссура, художник; на премию за лучшую женскую роль выдвинута Дарья Екамасова, в номинации «мужская роль второго плана» — Алексей Серебряков. Любимец кинокритиков и киножурналистов Сергей Лобан со своим потрясающе раскованным и артистичным «Шапито-шоу» оказался в шести номинациях: лучший фильм, режиссура, сценарий, художник плюс Петр Мамонов как лучший актер второго плана.
 

Награждение не сказывается на посещаемости российских фильмов. Она неуклонно и катастрофически падает    


 

За бортом остались предложенные поначалу «Громозека» Владимира Котта — драма сорокалетних «лишних» людей, «Сибирь. Монамур» Славы Росса — размашистая сибирская сага, «Дом» Олега Погодина — степная криминальная баллада, «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, где пушкинский текст на удивление органично звучит в современных реалиях, и еще несколько фильмов. «Годунов», показанный только в одном кинотеатре на окраине Москвы и выложенный авторами в Сеть, чтобы как можно больше людей могли его увидеть, получил очень хорошую прессу в большом количестве изданий. Тем удивительнее, что ни в одной из номинаций «Белого слона» ему места почему-то не нашлось. Зато после митинга на Болотной интерес к новой версии пушкинской трагедии о власти вспыхнул с новой силой, и фильм включил в свой репертуар кинотеатр «Пять звезд» сразу на две предновогодние недели.

Крестьянская трагедия Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» о Тамбовском восстании, напротив, вызвала немало раздраженных и недовольных откликов. Смирнова обвиняли в том, что слишком уж мрачна и беспросветна судьба его несчастной героини. Но уважение к бескомпромиссной и харизматичной личности Андрея Сергеевича сыграло свою роль, и очень вероятно, что именно его фильм станет лауреатом «Слона» за минувший год. А у всех не попавших в основную номинацию есть шанс завоевать новую награду. Впервые в рамках вручения национальной премии кинокритиков и кинопрессы своего лауреата выберет Киносоюз. В честь знаменитого кинорежиссера Климова, яркого руководителя кинематографического союза в перестроечные годы, приз получил его имя — Элем.
52_490_01.jpg
Кадры из фильмов «В субботу» (1), «Жила-была одна баба» (2)

Без «Цитадели»

Несложно предсказать, что академический «Золотой орел», следующий в хронологическом порядке за критическим «Белым слоном», отдаст в конце января свои симпатии Никите Михалкову. В прошлом году его «Утомленные солнцем. Предстояние» там не рассматривались по просьбе самого режиссера, так как не была еще готова завершающая часть — «Цитадель». Однако игру Евгения Миронова в «Предстоянии» отметил предыдущий «Белый слон». На этот раз никого из участников михалковской эпопеи здесь не вспомнили, хотя кинематографические достоинства в картине, безусловно, есть: работа художника-постановщика, например, или замечательно исполненные роли второго плана. Правда, «Цитадель», встреченная критиками не так жестко, как «Предстояние», развеселила неожиданной стилистикой комикса и некоторыми нелепостями. Порезвившись в остроумных рецензиях, критическая гильдия, утомленная битвой с Михалковым еще со времен «чрезвычайного и сокрушительного» реваншистского съезда, к концу года, не сговариваясь, забыла о его монументальном кинополотне.
52_490_02.jpg
Кадры из фильмов «Елена» (1), «Шапито-шоу» (2)

Без телевидения

За годы существования премии критиков (основана в 1998 году) не раз делались попытки разнообразить процедуру вручения. Временами церемонии придавали светский лоск и парадность, что помогало засветиться на телеэкране. Но чаще обстоятельства диктовали бедную, но гордую простоту, а телевидение обходилось короткими сюжетами.

Несмотря на то, что у «Белого слона» нет респектабельности и размаха, присущих «Золотому глобусу» или, скажем, премии Европейской киноакадемии, создатели фильмов этой наградой всегда гордятся. Ведь слон, тем более белый, — редкость в наших широтах. Признанием критиков, несмотря на вечные обиды и претензии к рецензентам, обычно дорожат. Но правда и то, что награждение никак не сказывается на посещаемости российских фильмов. Она неуклонно и катастрофически падает, в этом году снизилась до каких-то постыдных 10%. В этих условиях массовой публике глубоко безразлично, что и кому вручает Гильдия критиков.

Казалось бы, общему делу популяризации отечественного кино могло бы помочь телевидение. Невозможно же год за годом заниматься только попсой и шоу-бизнесом. Но широко и всеохватно телевидение освещает только
то, к чему само причастно. Независимая оценка не вызывает у телеканалов интереса и не имеет поддержки. Притом что премией ежегодно отмечаются самые интересные отечественные картины и наиболее талантливые и глубокие творческие работы, вручение «слонов» — скорее внутрицеховое дело. Неудивительно, что об «Оскаре» у нас знают куда больше.



52_240.jpg
Номинанты Национальной премии кинокритики
и кинопрессы «Белый слон»-2011 на лучший фильм

«В субботу». Режиссер — Александр Миндадзе, продюсеры — Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Матиас Эше, Филипп Кройцер, Александр Миндадзе, Дмитрий Ефремов, Олег Кохан.

«Елена». Режиссер — Андрей Звягинцев, продюсеры — Александр Роднянский, Сергей Мелькумов.

«Жила-была одна баба». Режиссер — Андрей Смирнов, продюсеры — Елена Смирнова, Андрей Смирнов.

«Шапито-шоу». Режиссер — Сергей Лобан, продюсеры — Екатерина Герасичева, Алексей Агеев, Михаил Синев.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.