Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

Спасибо, что живой

08.12.2011 | Галицкая Ольга | № 41 (226) от 5 декабря 2011 года

54_240.jpg
В титрах картины исполнителем роли Высоцкого
назван Высоцкий
Спасибо, что живой. Ни один из российских фильмов, готовившихся к прокату, не был одновременно так разрекламирован и так глубоко законспирирован, как «Высоцкий». Миф о легендарном актере и барде подвергся очередному серьезному испытанию. Удалось ли выйти из него без потерь — смотрел The New Times

Неслыханное напряжение пиаровской мысли в недрах Первого канала и его Дирекции кино породило невиданную до того интригу: имя исполнителя главной роли в разрекламированном фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» было решено не называть ни за что. Со всех участников проекта взяли подписку о неразглашении, а с основным артистом даже не оформили контракт, чтобы нигде не было сказано — такой-то играет Высоцкого. Благодаря сложнейшему гриму исполнителя опознать непросто, и Владимир Семенович появляется на экране как будто собственной персоной. А зрителям предлагается выдохнуть в едином порыве: спасибо, что живой!

Премьера и премьер

Чтобы окунуть зрителей в атмосферу 1979 года, когда Владимир Высоцкий вылетел на свои последние опасные гастроли в Узбекистан, фойе кинотеатра «Октябрь» превратили в советский аэропорт с давкой и духотой, а на 2-м этаже раскинули восточный базар. 2,5 тыс. зрителей премьеры смогли ощутить на себе, что такое настоящая среднеазиатская жара — дышать в неприспособленном для таких креативных проявлений тесном кинотеатре было нечем.
54_490_01.jpg
В фильме воспроизведена сцена из спектакля «Пугачев» Театра на Таганке

Продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов не скрывали торжества: труд 5 лет, 12-миллионный бюджет, а главное, личность человека, который вот уже несколько десятилетий остается кумиром страны, вызвали настоящий ажиотаж. К тому же фильм раньше всех увидел премьер-министр Путин на специальном мосфильмовском просмотре. Чуть позже на встрече с кинематографистами, вспомнив ленинский завет о массовости важнейшего из искусств, премьер предостерег мастеров экрана от появления картин, которые «смыкаются с желтой прессой», а вот «Высоцкого» полностью одобрил: уровень качественный, голливудский, а история наша, интересная всем. К тому же фильм снят и смонтирован так, что главным героем, по сути, становится не великий поэт и артист, а начальник управления КГБ в исполнении Андрея Смолякова. Он преследует Высоцкого, погибающего от наркотической ломки, он пытается завербовать его девушку, но в конце концов отпускает их, проникнувшись внезапно сочувствием и пониманием. Стало быть, и сотрудникам спецслужб не чужды человеческие эмоции.
 

Человек-зомби, показанный в фильме, напрочь лишен энергии, он умер еще до того, как остановилось сердце. Он и выглядит как иной, потусторонний    


 

Неизвестный герой

Фильм, где третьим и окончательным режиссером стал Петр Буслов (работу над проектом начинал Александр Митта, затем его сменил Игорь Волошин, но продюсеры их не утвердили), — не экранизация биографии Высоцкого. Это драматическая история всего лишь 5 дней, проведенных в Средней Азии — в Ташкенте, Бухаре, Учкудуке, где он выступал с концертами и пережил клиническую смерть. Ровно через год его не стало уже навсегда.

За 30 лет, прошедших после смерти Высоцкого, о нем изданы горы воспоминаний и сняты десятки документальных фильмов и передач. Настал момент сделать большое игровое кино, было очевидно, что тут зарыта золотая жила, публика точно пойдет смотреть.

Первые трейлеры фильма, гулявшие в Сети, вызывали, можно сказать, мистический трепет: внешность Высоцкого, его взгляд, манера держать в зубах сигарету, перебирать гитарные струны, походка, улыбка — все выглядело до жути похоже. Информация, что Высоцкого играет Сергей Безруков, в начале съемок еще не была тайной за семью печатями. Например, на специальном сайте для гримеров и визажистов профессионалы разбирали секреты портретного сходства: «Повезло поработать на Дирекцию кино в проекте про Высоцкого. Ребята, которые делали грим Безрукову, перекрывали пластическими деталями все лицо актера — а он и пел, и говорил всю смену, и я не видел, чтобы они поправляли грим! Глядя в упор на Безрукова, нельзя было заметить никаких искажений!»

В интернете уже тогда вовсю кипело бурное обсуждение кандидата в Высоцкие, но в основном с отрицательным зарядом. Многим казалось смешным и довольно нелепым, что талантливый и всеядный артист, сыгравший Пушкина и Есенина, теперь станет еще и великим поэтом нашего времени. Возможно, этих насмешек испугались пиарщики первого художественного фильма о Высоцком и решили засекретить имя исполнителя. Но не исключено, что Никита Высоцкий, автор сценария и самой идеи фильма об отце, решил, что негоже, чтобы часть великой славы Владимира Семеновича досталась исполнителю его роли. В результате в титрах написано, что Высоцкого играет… Высоцкий.

Артисты

Ожидание фильма о дорогом всем человеке пробудило в народе творческие силы. Самодеятельный поэт в своем блоге опубликовал стихотворный призыв:

Чтоб не пришлось потом стыдиться
Глубокомысленных речей,
Давайте будем относиться
К актерам фильма понежней!
Увидим фильм — потом оценим
Игру актеров мы его.
Критиковать-то мы умеем,
А труд чужой ценить — слабо?

Ценить не слабо и к актерам отнесемся нежно. Безумно жаль Сергея Безрукова. Работа была поистине адской, многочасовой ежедневный грим вызвал впоследствии проблемы с кожей лица, согласие стать актером-анонимом заставило его окончательно уйти в сумрак, он не был даже на премьере. Больше того, у него отняли и его универсальный голос, несмотря на совершенно уникальную способность имитировать любой тембр и манеру говорить (вспомним, как он гениально озвучивал «Кукол» на НТВ). В результате голос экранного Высоцкого принадлежит его сыну Никите. Но самое главное, что в потрясающе сделанном и действительно уникальном гриме играть невозможно, мимика отсутствует полностью. Видны только страдающие глаза артиста, ясно, что тяжко приходится не только герою, но и тому, кто его играет.

Открытием фильма стал Дмитрий Астрахан в роли пронырливого администратора Фридмана, в бойком режиссере, оказывается, пропадал предельно точный и достоверный артист. Ослепительно хороша Оксана Акиньшина. Известная художница, прототип ее героини, говорят, обижена, а зря. Так сыграть любовь мало кому удается. Только Иван Ургант в роли актера, друга Владимира Высоцкого, вываливается из крепкого актерского ансамбля, несмотря на честную попытку побыть кем-то другим, а не шоуменом Первого канала. Не выходит.

А кому-то совсем не повезло, роли были, а на экране их нет. Владимир Меньшов, к примеру, сыграл главного режиссера Таганки, но в фильм не попал.

Впрочем, будет еще телеверсия из 4 серий, может быть, там обнаружатся новые персонажи.
54_490_02.jpg
Оксана Акиньшина сыграла возлюбленную поэта

Кому сказать спасибо

Последний год жизни Высоцкого подробно, день за днем, рассказан в потрясающей документальной книге Валерия Перевозчикова «Правда смертного часа». Читаешь и видишь неотвратимо гибнущего человека, он задыхается в безвоздушном пространстве совка, бессилен отказаться от наркоты, поменять свою жизнь.

При этом его энергия зашкаливает, он выступает, играет, пишет, снимается, любит, рвется из всех сухожилий.

Человек-зомби, показанный в фильме, напрочь лишен энергии, он умер еще до того, как остановилось сердце. Он и выглядит как иной, потусторонний. От его странного облика цепенеют не только зрители, но и его мелкое, суетное окружение.

Амбициозная идея «воскресить Лазаря», то есть уподобиться ни больше ни меньше как Господу Богу, показала высокий уровень современных технологий, блестящее мастерство художника-гримера Петра Горшенина, сумасшедшую самоотвержен-ность артиста, но и только. Сказать спасибо, что живой, можно только самому Владимиру Высоцкому — когда из магнитофона в стотысячный раз услышишь его голос.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.