#Август 1991-го

#Только на сайте

#Путч

Жизнь удалась

18.08.2014 | Романова Ольга | № 26 (211) от 22 августа 2011 года

Путчисты и их сторонники успешно воспользовались благами рыночной экономики

24-1.jpg

Участники и соучастники августовского путча являют собой убедительное подтверждение известному факту о людской природе: человек всегда и везде сможет приспособиться. Несмотря на то что большинство пытавшихся сохранить Союз от своих слов и намерений так и не отказались, они более чем удачно вписались в новую для них реальность.

Вот лишь несколько примеров.

Госкапиталисты

Олег Бакланов (секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам) и Александр Тизяков (президент Ассоциации госпредприятий), оба — члены ГКЧП, ушли в госкапитализм: первый много лет возглавляет совет директоров корпорации ОАО «Рособщемаш» (предприятие находится в ведении Роскосмоса). Тизяков еще в начале 2000-х числился соучредителем АОЗТ «Антал» (машиностроение), страховой компании «Северная казна» и ряда других бизнесов.

Нашел себя в новом мире и Юрий Прокофьев, бывший 1-й секретарь Московского городского комитета КПСС, активно поддержавший путч: ныне он директор АО «ТВ-Информ», которое поставляет министерствам и ведомствам информационные управленческие сети, среди основных пользователей — МИД, МВД, Центризбирком.

У Василия Стародубцева, еще одного члена ГКЧП, жизнь тоже вполне сложилась — он 9 лет (с 1997 по 2005 год) возглавлял Тульскую область. (Только что эту область возглавил выходец из разведки — владелец «Седьмого континента» миллиардер Владимир Груздев.) Но под старость Стародубцеву не повезло — его зять Арсен был арестован в 2008-м и обвинен по ч. 4 ст. 159 УК («мошенничество в особо крупном размере») по заказному предпринимательскому делу (рейдерский захват собственности), получил срок пять с половиной лет, который отбывал в Тульской колонии общего режима, освобожден по УДО несколько месяцев назад.

Банкиры

Наибольшими склонностями к предпринимательской деятельности, казалось бы, обладал первый и последний премьер-министр СССР Валентин Павлов, ныне покойный. В конце 1980-х автор сотрудничала с американским журналом Institutional Investor (он же «Библия Уолл-стрит») и много общалась с ним — Павлов весьма толково рассуждал про биржи, акции, инвестиции и IPO. Он был блистательным экономистом и неплохим человеком, во многом похожим на Виктора Геращенко. В начале 90-х Павлов возглавил очень средний Часпромбанк и не преуспел — у банка была отозвана лицензия. В 1996 году, через год после ухода из Часпромбанка, Павлов стал советником Промстройбанка, но и у того была отозвана лицензия — в 1999 году.

Другой член ГКЧП, Валерий Болдин, стал советником президента банка «Нефтяной» Игоря Линшица и занимал этот пост до самой своей смерти в 2006 году. В том же году «Нефтяной» был лишен Центробанком лицензии за нарушение закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Меценаты и аналитики

Самым удачливым бизнесменом из числа должностных лиц, сыгравших важную роль в организации путча, следует признать подполковника КГБ Алексея Егорова — да, да, того самого, кому вместе с генералом КГБ Владимиром Жижиным было поручено готовить документы путча. В нынешнем официальном пресс-портрете о нем можно прочитать такое: «коллекционер, меценат, член попечительского совета Государственной Третьяковской галереи, заместитель генерального директора ОАО «Северсталь» (по вопросам связи с государственными структурами). Собиратель частной коллекции «Русские и западноевропейские художники XVI — середины XX в.» — там Репин, Кастелло, оба Брюллова, Лансере, Серов, Ф. Васильев, Васнецов, Маковский, Кваренги, Софья Дельвиг, Бернштейн, Глебова-Судейкина и Франсуа Буше, как рапортует газета «Вечерняя Москва» с выставки работ из коллекции известного мецената. Он же — «корифей оборонки», сообщает «Красная звезда», вице-президент ОКБ им. А.С. Яковлева и ОАО «Русский Страховой Центр» (страхование «космических рисков и ВПК», сказано на сайте).

В «проклятые девяностые» Егоров работал у Дмитрия Зеленина (бизнесмена, позже тверского губернатора) в компании «Микродин», потом стал первым зампредом правления РАТО-банка. За свое недолгое существование (лицензия отозвана в 1997-м) банк прославился двумя вещами: во-первых, РАТО-банк выплачивал самые щедрые проценты по некоторым вкладам граждан, занимавших ответственные посты в силовых структурах, — сотни процентов годовых в долларах США; во-вторых, после контролируемого банкротства оттуда пропали крупные суммы, принадлежащие ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации, сформированное из нескольких управлений КГБ СССР), которое держало основные счета именно в этом банке (в СМИ аферу широко освещал Александр Хинштейн).

Алексей Егоров живет на даче в Таганьково (2-е Успенское шоссе), говорят, он купил ее у Егора Строева (до августа 1991 года — член Политбюро ЦК КПСС, отвечал за политику в области сельского хозяйства, в 1996–2009 годах — губернатор Орловской области). Сосед Егорова — Доку Завгаев, в 1991 году глава Верховного совета Чечено-Ингушской АССР, который решительно поддержал ГКЧП. Завгаев успел побывать премьером Чечни, президентом Чечни, послом в Танзании, замминистра иностранных дел по хозвопросам, генеральным директором МИД России, и в 2009-м назначен послом в Словении.

Нужные люди

Главный организатор и вдохновитель ГКЧП Владимир Крючков тоже нашел себе применение в новой рыночной реальности: в середине 90-х он стал председателем совета директоров АО «Регион» — компании, созданной в 1993 году Владимиром Евтушенковым (под протекцией Юрия Лужкова). «Регион» был своего рода информационно-аналитическим мозгом АФК «Система». Основной профиль — сбор оперативных данных, компромата и информации о подписанных документах, делах и деловых контактах политических конкурентов Лужкова — Березовского, Чубайса, Кириенко и других. Кстати, Владимир Крючков был специально приглашен на инаугурацию Владимира Путина 7 мая 2000 года: ему в то время уже было 76 лет. Вот как об этом писала пресса: «В стороне от всех, у самой стены, сидел только один приглашенный — бывший шеф Комитета государственной безопасности Владимир Крючков. Старенький человек невысокого роста, он с трудом мог стоять и поднялся, пожалуй, только один раз, когда заиграли музыку Гимна России» («КоммерсантЪ» от 10 мая 2000 г.)

Наработанный жизненный опыт смогли направить в деловое русло и другие участники путча. Руководитель личной охраны Горбачева генерал-майор Владимир Медведев ушел в охранный бизнес, в частные детективы подался и глава Группы «А» («Альфа») Виктор Карпухин.

Путин и «Парнас»

Нельзя не упомянуть еще одного активного деятеля эпохи, не лишенного коммерческой жилки, — это лидер ЛДПР (в 1991 году — ЛДПСС) Владимир Жириновский. Он публично поддержал ГКЧП и назвал их противников «отбросами общества». Сейчас Жириновский не любит об этом вспоминать — ибо этими словами он назвал, по сути, и самого Владимира Путина, который в те августовские дни был помощником мэра Петербурга Анатолия Собчака. Собчак, как известно, активно воспротивился ГКЧП, а его помощник (с июня 1991 года — глава Комитета по внешним связям), некто Путин, 20 августа 1991 года написал рапорт об увольнении из КГБ (переведен в действующий резерв КГБ). И вот уж странное совпадение: первое, что сделал Владимир Путин, занявшись внешними связями, — создал инвестиционную зону в районе Пулковских высот и назвал ее «Парнас»**http://www.gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_viborg/invest/Parnas.. Она процветает и обогащает мир пивом «Балтика», например. Чему ж тут удивляться, когда Минюст не регистрирует одноименную партию? «Парнас» — дорогой бренд. Очень дорогой.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.