Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Column

#ВПК

Военно-пародийный комплекс

17.03.2011 | Гольц Александр | № 09 (194) от 14 марта 2011 года


Президент Медведев дал старт очередной программе модернизации вооруженных сил, объявив, что до 2020 года на эти цели будет выделено из бюджета 20 трлн рублей. А следом министр обороны доложил президенту, что гособоронзаказ за 2010 год выполнен менее чем на 30%. Контраст между амбициозностью первой цифры и убогостью второй сразу бросается в глаза.

Нынешняя программа вооружений в современной России уже четвертая (предыдущие три объявлялись в 1996, 2001, 2007 годах). И все они проходили три этапа. Первый — торжественное принятие программы, в ходе которого Министерство обороны обещает закупить огромное количество современного оружия. Затем второй — несколько лет полного штиля, когда все данные о выполнении программы скрываются от общественности за грифом «секретно». Наконец, третий, когда вскользь сообщается, что программа провалена и скоро будет принята новая. Нет никаких оснований считать, что с нынешней программой что-то пойдет иначе.

Был такой старый советский анекдот. Жена спрашивает мужа: «Что такое встречный план?» — тот отвечает: «Представь, мы в кровати. Ты говоришь: «Вань, а может быть, сегодня два раза?», а я отвечаю: «Да ты что, Маша, я и три смогу!» Но мы оба знаем, что и одного не получится».

Так вот, говоря о нынешней программе вооружений: все участники процесса прекрасно знают, что, во-первых, столько денег, сколько обещано, выделено не будет, а во-вторых, состояние военно-промышленного комплекса таково, что он никогда не сможет выпустить требуемое количество вооружений.


Сколько денег сегодня нашему ВПК ни давай, без его кардинальной структурной перестройки ничего не получится


Дело в том, что вопреки своему названию, российский ВПК не является комплексом. В предшествующее десятилетие под эгидой Владимира Путина и при кураторстве вице-премьера Сергея Иванова была воссоздана некая пародия на дюжину советских военно-промышленных министерств. На место тогдашних Минсредмаша, Минавиапрома и прочих пришли сегодняшние государственные структуры: Объединенная авиастроительная корпорация, Ростехнологии, Алмаз-Антей… Пародия заключается в том, что в Советском Союзе «военно-промышленные» министерства жестко контролировали всю цепочку производства, притом что элементная база для военной техники создавалась на гражданских предприятиях. В 90-е годы вся эта цепочка субконтракторов, которые, грубо говоря, точили винты и гайки для сложной военной техники, благополучно развалилась. И в рамках госкорпораций она никак не воссоздана.

Это привело к тому, что вся элементная база сегодня полукустарным способом производится на заводах конечной сборки. Боевой самолет Су-30 состоит из 1,5 тыс. компонентов, которые в советские времена собирались на специализированных заводах по всей стране. Сейчас все производство сосредоточено на Авиационном производственном объединении в Комсомольске-на-Амуре (ОАО «КнААПО»). Понятно, что возможности этого объединения крайне ограничены. Недавно КнААПО получило замечательный заказ на полсотни боевых самолетов. После чего руководство объединения на полном серьезе объявило, что в ближайшие год-полтора никаких самолетов они производить не будут, а будут делать элементную базу — с тем чтобы потом хватило запчастей на заказанные полсотни. Такой вот «передовой» техпроцесс в XXI веке!

Поэтому, сколько денег сегодня нашему ВПК ни давай, без его кардинальной структурной перестройки ничего не получится. Финансировать надо не ВПК в целом, а конкретные проекты. И деньги давать не Объединенной авиастроительной корпорации вообще, а на производство конкретного самолета. Тогда будет сразу понятно, кто и что именно для него станет производить. Да и вообще — найдутся ли те специалисты, которые смогут что-то произвести. Ведь средний возраст работника ВПК в России перевалил за 55 лет. Еще годик-другой — и точить винты и гайки будет просто некому.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.