Елки-клетки. Поношенный пиджак из харрис-твида с кожаными заплатками на рукавах — верный признак британского аристократа. Под показной скромностью — особый шик: именно эта ткань до сих пор делается вручную и только на шотландских островах. Секреты производства подглядывал The New Times
Твид придумали шотландцы, а носит
вся Британия, начиная с венценосных особ. Принц Чарльз в куртке из твида |
Кость в горле
Да, глобализм, можно сказать, подавился этой косточкой и сдался. Знаменитый на весь мир харрис-твид делается только здесь. Иначе это совсем другая ткань. Британский парламент даже принял в 1993 году специальный акт, в котором твид «харрис» определяется как сделанный из новой чистой шерсти, окрашенной и скрученной на островах Внешние Гебриды, и сотканный вручную на дому жителями этих же островов. Так что никакого Третьего мира, никаких слепых детей в подвалах Афганистана. Здесь никому не приходит в голову перенести производство под гордым именем Harris Knitwear&Tweed (состоящее из тетушки Кэти и ее племянницы, которая стоит на кассе в расположенном в их доме маленьком магазинчике), например, в Китай. Чтобы срезать «косты», снизить затраты, как это делают H&M, Monsoon, Donna Karan и многие другие. Между прочим, когда в Nike придумали кроссовки с твидом, то все сделали в Китае, кроме самого твида. И этот шаг спас целую индустрию на прекрасных шотландских островах Харрис (он дал имя местному твиду), Льюис, Северный и Южный Уист, Бенбекула и Барра. Потому что заказ был о-о-очень большой.
Но вот что интересно. Во многом успех твида связан с четким брендированием и защитой прав. Можно в двадцатый раз вспомнить, что само название tweed стало результатом непонимания и ошибочного прочтения слова tweel (по ассоциации с названием местной реки Твид), но такая простая вещь, как защита торговой марки, вдруг показала свою эффективность. Знаменитая «Держава соверена» с мальтийским крестом нашивается на готовое изделие как сертификат аутентичности. Все тем же указом парламента использование этого герба было ограничено только твидом, сделанным на Внешних Гебридах. Похожий символ, но с тремя небольшими отличиями использует и знаменитый британский дизайнер Вивьен Вествуд, большая фанатка твида.
Мода для всех
Шотландцы в традиционной одежде —
тартановых килтах и твидовых пиджаках — на национальном фестивале в Бремаре |
Конечно, твид делают и в других местах. Например, в Ирландии фабрика Magee, Molloy&McNutt выпускает так называемый Donegal Tweed. Он сильно отличается от харрисовского: свитера из него похожи на традиционное бабушкино вязание. Красят шерсть соком местной голубики и мхом. Есть также Linton Tweed из Карлайла, что на границе с Шотландией, который закупает Chanel. Самая молодая твидовая компания — английская Dashing Tweed. Ее открыли фотограф Гай Хиллс и ткачиха Кристи Макниколс.
Несмотря на свой посконный и домотканый консерватизм, твид как концепция и ткань почему-то всегда оказывался на острие моды. Наверное, во многом благодаря своей универсальности. Практичную одежду из этого материала с удовольствием носили короли Эдуард VII и Георг V, о чем свидетельствует в своей книге «Вспоминая Виндзор» их внук и сын, отказавшийся от трона из-за морганатического брака Эдуард VIII. И аристократ, и гарвардский профессор наподобие Роберта Ленгдона из романов Дэна Брауна, и даже какая-нибудь мисс Марпл из английской глубинки наденут что-нибудь из твида, просто потому что это удобно.
Это еще и очень прочная ткань. В хороших отелях в Шотландии полы покрывают вместо ковров твидом — и тепло, и практично, и шикарно.
„
— Да это не твид. Это подделка. Через месяц твой пиджак в тряпку превратится.
— На вид-то твой твид ничем не лучше.
— Вид, может, и тот же, но твид другой.
Зиновий Зиник. «Встреча с оригиналом. Двойной роман»
”
Твид во всех видах |
От овцы до песни
Там, на родине твида, на островах на западе Шотландии, изготовление этой шерстяной ткани — самый что ни на есть традиционный промысел. Отсюда — только океан до самой Исландии. Приливы, торф и полное отсутствие деревьев. Зато есть овцы, которых фермеры испокон веков разводили и стригли. Затем плели шерстяную нитку. Красить ее было особо нечем, разве что экстрактами местных растений. Отсюда взялся красноватый оттенок ткани, а потом и серый — от мха и лишайника типа parmelia saxatilis.
Когда мы говорим про классический твид, надо иметь в виду, что это ткань, которую специально делают весьма плотной. Лоскут замачивают в мыльной воде, отбивают, чтобы ткань села и стала мягче одновременно. Это называется waulking. Есть даже специальные песни — Waulkingsong — те, что пели девушки, которые занимались отбоем ткани. Сейчас на фольклорных праздниках можно увидеть, как исполняются эти песни. Для начала надо взять кусок твида, вымочить его и потом отбивать на специальном столе. Эта отбивка определяет ритм песни, которую исполняют девушки. «Девушки» — это так, по привычке, исполнительницы могут быть любого возраста. Все равно это очень молодо и рок-н-ролльно.
Одежда из твида — на все случаи жизни. А производят оригинальный харрис-твид из шерсти вот этих овец
Именно благодаря этой процедуре ткань, которую нынче причисляют к классу люкс, всегда была очень практичной: толстый твид не продувается и держит даже дождевые струи (конечно, какое-то время). То есть из него можно было шить идеальную одежду, например, для охоты. Рано или поздно охотники Британии должны были бы скупить весь твид Шотландии. Но все пошло по-другому.
В 1846 году и в 1847-м тоже в регионе Хайленд сгнил картофель. Горцы оказались на грани голода и вымирания: на севере картошка и лосось уже давно стали основной едой.
Кэтрин Мюррэй, вдова графа Данморского и, между прочим, внучка русского посла в Лондоне графа Семена Воронцова, будучи дамой мудрой, решила, что развитие ткацкой промышленности поможет региону преодолеть катастрофические годы. Для начала она заказала твид с тартаном (клетчатым орнаментом) собственных семейных цветов для егерей поместья Данмор. Посмотрев результаты, она оценила как маркетинговый потенциал ткани, так и недостатки производства: неровное качество из-за слабых технологий окраски и прядения. Графиня организовала и, как бы сейчас сказали, спонсировала техническое переоснащение острова Харрис новейшим по тем временам ткацким оборудованием, а также организовала в городе Аллоа курсы переподготовки, чтобы ткачи научились на нем работать. В сороковые годы она жестко утвердила рынок твида в Лондоне, что вывело локальный феномен в разряд национального. Еще тридцать лет понадобилось, чтобы производство одной-единственной ткани расширилось до внушительных размеров.
Введение в обиход новой машины от Hattersley в 1920-м привело к тому, что в домашних условиях стало возможно создавать более сложный рисунок, чем на больших старых станках. Эти машины закупил лорд Левельхольм, в то время владевший островами Льюис и Харрис.
К 1966 году производство достигло своего пика — чуть меньше 7 млн метров ткани в год. Если учесть, что твид ткут в домашних условиях кустари-одиночки, — это вполне приличный результат. Просто разрешили автоматизировать изготовление пряжи.
Жизнь в розовом цвете
Последний раз «в штопор» твидовую промышленность острова пустил предприниматель из Йоркшира Брайан Хаггас. В 2006 году он выкупил все производства, работавшие в рамках Kenneth Mackenzie Ltd (KMGroup). Хаггас стал заказывать только серый классический вариант твида и нашил из него миллионы пиджаков, которые встали в стоках намертво. В результате ткачество на Харрисе начало стремительно умирать: пришлось закрыть два производства и уволить 36 человек.
В этот раз харрис-твид спасла молодежь острова, которая три года назад стала собираться в кооперативы. Именно новые предприятия, объединившие кустарей, начали ориентироваться на более тонкий твид, удобный для пошива не только пуленепробиваемых пиджаков. Они резко расширили цветовую гамму вплоть до самых модных расцветок — автор собственными глазами видел ярко-розовый твид. Не случайно за тремя моделями кроссовок Nike последовали и другие производители обуви. Converse украсила твидом неумирающие кеды, а испанская Camper, которую носят все дизайнеры Европы и Москвы, выпустила зимнюю модель с твидом. Помог приподнять островную промышленность и заказ от нового отеля в Глазго на твид для половых покрытий. Так что, несмотря на кризис вокруг, на островах идет бурный экономический рост.
За ребят радостно — у них есть цель. Нынче Ассоциация твида борется за установку ткацких станков с двойной шириной ткани — на смену крестьянской лошадке идет железный конь.
Не удержавшись, в городке Шоубост купил дорожную сумку из твида с деталями из итальянской кожи. Захотелось поддержать местного, харрисовского производителя.
обычно застегивается на три, чаще всего кожаные, пуговицы, разрез имеет сзади, карманы выкроены по косой. Считается, что кожаные налокотники делают костюм более стильным.
Американский твидовый пиджак
с двумя пуговицами, с одним разрезом сзади или двумя боковыми. Карманы прямые и ткань мягче, чем у английского аналога.
Tweet