#Культура

#Выставки

Сны гения

01.03.2011 | Александр Шаталов | № 07 (192) от 28 февраля 2011 года

Экстравагантный Феллини в кино и в жизни

51_490.jpg

Сны гения. В Мультимедиа Арт Музеа Москвы открылась выставка «Феллини. Гранд-парад» — более 500 экспонатов, связанных с жизнью и творчеством великого режиссера. Этой выставкой начался Год Италии в России, она стала ответом итальянцев на показанную в Риме выставку «Александр Дейнека. Советский мастер модернизма»

Федерико Феллини «растаскан» на цитаты в прямом и переносном смысле слова. Большинство названий его фильмов стали нарицательными — «Сладкая жизнь», «Город женщин», «Ночи Кабирии», «Репетиция оркестра»… Открытые им актеры Джульетта Мазина и Марчелло Мастроянни стали кумирами ХХ века («Очевидно, что в лучших фильмах Феллини, — говорил Марчелло, — я был визуальным воплощением его души».); использованная им фамилия Папараццо (фотокорреспондент, охотящийся за знаменитостями) превратилась в один из знаков нынешнего времени.

Все эти истории и нашли отражение в выставке, попытавшейся воссоздать его внутренний мир. Попадая в затемненные залы ММАМ, мы словно оказываемся внутри кинотеатра, где над нашими головами на прозрачных экранах повторяются знаменитые кадры из его лент, отсылая к названию одной из них — «Джульетта и духи». И удивительная Анита Экберг все время косится на нас из темноты во время своего затяжного поцелуя с Марчелло Мастроянни. Именно точная экспозиция, созданная итальянцами, главное достоинство этой выставки. Ее куратор, директор Музея изящных искусств Лозанны Сэм Стурдзе, собрал экспонаты из многих частных собраний и культурных фондов. Ему удалось пообщаться с фотографами, работавшими на съемках у Феллини, он использовал архивы сотрудников режиссера. Выставка построена на образах, которые вдохновляли мэтра: мюзик-холл и цирк, сновидения и психоанализ, женщины, морские чудовища, отношения с прессой…

51-1.jpg
Многие образы фильмов Феллини рождались из его снов

Существенная роль тут отдана его снам. Начиная с 1960 года в течение почти тридцати лет, по совету психоаналитиков, Феллини рисовал и описывал свои сны эротического характера. Многие из рисунков, созданных на их основе, мы узнаем в кинообразах. Он составил любопытную коллекцию из фотографий людей, которые желали сниматься в его лентах, разбив ее на группы: наивные смешные девчонки, изысканные мрачные женщины, экзотические личности. К экзотическим личностям он относил и себя самого.

«Иногда моя рука автоматически, без участия сознания делает наброски. Чаще всего это огромные женские груди. Или огромные женские зады. Не знаю уж, что сказал бы психиатр, взглянув на мои рисунки, но что-нибудь сказал бы обязательно». (Федерико Феллини. Сон от 1 апреля 1975 г.) 

Любопытно, что Италия экспортирует этой выставкой внутренний мир своего соотечественника, и этот мир оказывается востребованным в других странах. Россия могла бы пойти тем же путем: Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Рудольф Нуреев… Однако мы свои яркие индивидуальности не продвигаем.



 
 


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.