Четвертая волна? Тунис, Египет, Йемен, Иордания, Алжир — десятки тысяч людей в самом несвободном регионе мира, на мусульманском Ближнем Востоке и в Северной Африке, вышли на улицы

Такого массового политического протеста эти страны не помнят со времен крушения колониальных систем и обретения независимости.

Все началось на старте 2011-го в Тунисе, где 23 года существовал диктаторский режим, — восстание продолжается по сей день, погибли уже более 70 человек, только в одном Кассерине — 16. Причем Тунис — вполне благополучная страна: за чертой бедности живет меньше 4% населения (в Египте — 20%, а в Йемене, например, 35% не имеют работы), а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности примерно такой же, как в сходном по численности Азербайджане. Пока там ситуация напоминает ту, что была в Румынии после свержения Чаушеску: диктатор бежал, его авуары заморожены, большая часть членов кабинета отправлена в отставку, но у власти — один из приближенных диктатора.

За Тунисом последовал Египет, в котором тоже режим единоличной власти: президент Мубарак правит страной уже 30 лет, 5 раз он сам себя переизбирал главой государства. Дальше массовые демонстрации перекинулись на другие страны региона. Источником информации стал интернет: именно этот главный медиум ХХI века оказался и организатором, и агитатором протеста как внутри этих стран, так и способом узнать, что сопротивление диктатуре в принципе возможно. Так египтяне узнали о «жасминовой революции» в Тунисе, а йеменцы и иорданцы возмутились гибелью единоверцев на севере Африки. Власти этих стран теперь поставлены перед выбором: устроить кровавую баню или отдать власть оппозиции. Которая, к слову, может быть самой разной: и исповедующей демократические ценности, и вполне фундаменталистской — если, например, в светском Египте власть перехватят сторонники организации «Братья-мусульмане».

Специалисты по теории режимов, трансформации, демократизации уже сейчас спорят: станем ли мы свидетелями новой, четвертой волны демократизации в классификации знаменитого политолога, покойного профессора Гарвардского университета Самюэля Хантингтона.

Первая произошла в Европе и Северной Америке еще в XIX и начале ХХ века: сегодня в Западной Европе 96% стран относится к категории свободных.

Вторая волна демократизации была короткой и не слишком удачной — она пришлась на середину ХХ века и была во многом инспирирована Второй мировой войной: где-то, как в Индии, демократия состоялась, где-то, как в странах Латинской Америки, ее быстро снесли военные перевороты и хунты.

Третий звоночек прозвенел, считает Хантингтон, в 1974 году, когда рухнул почти полувековой диктаторский режим в Португалии, примерно тогда же потеряли власть «черные полковники» в Греции, обязались перестать влезать в политику военные в Бразилии, умер диктатор Франко в Испании. Спустя 14 лет эта волна наконец накрыла и смела бесчеловечные режимы Восточной Европы, а в 1991-м не стало и «империи зла» — СССР. Именно тогда американский философ Фрэнсис Фукуяма написал о «конце истории», имея в виду триумф либеральной идеи в мире. Триумф, прямо скажем, относительный. С одной стороны, если в 1990 году была 51 страна, в классификации Freedom Forum отнесенная к категории свободных, то сейчас таковых уже 87. С другой — то же мониторинговое агентство сегодня в своих отчетах пишет о «демократической рецессии», об усилении авторитарного тренда. Россия тому один из самых ярких примеров. 

Четвертая волна демократизации не может не начаться. Вопрос — когда? Людям свойственно хотеть быть свободными и противиться правлению коррумпированных и циничных диктаторов, кои обязательное следствие режимов, лишенных какого-либо контроля со стороны общества, граждан. Эта волна рано или поздно должна была докатиться и до самого несвободного региона мира, 88% населения которого живут на положении полурабов. Чем нынешние протесты обернутся? Какой эффект падение режимов на мусульманском Ближнем Востоке и в Африке может иметь для остального мира? Не появятся ли на месте светских режимов Туниса и Египта религиозные автократии вроде той, что в Иране? Все это пока вопросы без ответов. Но одно уже известно: и здесь люди тоже хотят свободы.

«Люди часто хозяева своей судьбы; в том, что мы рабы, виноваты не звезды, а мы сами», — говорит в пьесе Шекспира стареющий Юлий Цезарь. Именно.



04-1.jpg

Марокко:
Король Мохаммед VI и премьер Аббас-Эль-Фаси пока полностью контролируют ситуацию в стране. Однако высокий уровень коррупции в госаппарате, в том числе на самом верху, вызывает недовольство населения. При этом в стране выросла активность радикальной исламистской группировки «Ас-Салафия аль-Джихадия». 

Алжир:
Президент Абдельазиз Бутефлика долгое время пользовался поддержкой большинства населения – главным образом из-за готовности жестко противостоять радикал-исламистскому Исламскому фронту спасения, терроризирующему население алжирской глубинки. Однако население недовольно коррупцией, патернализмом и низкими уровнем жизни.

Тунис:
В результате январской «жасминовой революции» президент Бен Али бежал из страны, высшие структуры власти парализованы. 

Ливия:
Страна находится под полным контролем своего многолетнего лидера Муамара Каддафи, который, впрочем, опасается сепаратистских проявлений на юге и распада Ливии по суданскому сценарию.

Египет:
В январских антиправительственных выступлениях приняли участие, по некоторым оценкам, до полумиллиона человек.

Иордания:
28 января антиправительственные протесты вспыхнули в Иордании.

Судан:
В результате референдума 9 января от мусульманского Севера, согласно подавляющему большинству прогнозов, отпочкуется христианско-языческий Юг.

Сирия:
Президенту Башару Асаду, сыну Хафеза Асада, пока удается консолидировать власть в своих руках и оказывать влияние на ситуацию в соседнем Ливане.

Йемен:
В конце января в стране начались антиправительственные выступления по тунисскому и египетскому сценарию. 

Иран:
После массовых акций протеста, организованных оппозицией в 2009 году и жестоко подавленных, в стране пока наблюдается политическое затишье.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.