Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

Русское кино доканывает Канны

11.05.2009 | Кувшинова Мария | №18 от 11.05.09

За «Царя» и Отечество. 13 мая открывается Каннский кинофестиваль. The New Times изучал список звезд — участников фестиваля, среди которых — два режиссера из России

Если забыть о гонке за призовые места, российское присутствие в Каннах уже второй год подряд выглядит вполне достойно. В прош—лый раз три фильма («Шультес» Бакура Бакурадзе, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики и «Тюльпан» Сергея Дворцевого) в трех параллельных программах создавали ощущение полноценного национального кинопроцесса. В этом году «Особый взгляд» (второй по значению и, как его еще иногда называют, «утешительный» конкурс фестиваля) отобрал две абсолютно разные картины режиссеров из России. Это — «Царь» Павла Лунгина и «Сказка про темноту» Николая Хомерики.

Анти-опричнина
Оба режиссера, несмотря на разницу в возрасте и подходе к кинематографу, уже принадлежат к «каннской номенклатуре». Павел Лунгин, чей режиссерский дебют совпал с перестроечным интересом ко всему российскому, получал здесь призы за «Такси-блюз» (1990) и «Свадьбу» (2000). «Царь», его новая картина, выходящая через три года после очень неоднозначного и успешного «Острова», — историческая драма с бюджетом около $20 млн, поставленная по сценарию писателя Алексея Иванова («Сердце Пармы»). Сюжетная основа — борьба Ивана Грозного (его играет Петр Мамонов, а это значит, что заглавный герой будет немного юродивым) с московским митрополитом Филиппом (Олег Янковский). Митрополит открыто выступал против бессмысленного террора и опричнины, демонстративно отказал царю в благословении, был низложен за это и задушен впоследствии Малютой Скуратовым (Юрий Кузнецов). Сам Лунгин определяет свой фильм как исследование природы власти — власти как таковой и власти в России в частности.

Свободное плавание
Николай Хомерики, выпускник французской киношколы «Ла Фемис», в 2005 году получил в Каннах приз студенческого конкурса «Синефондасьон» за черно-белый короткометражный фильм «Вдвоем» и спустя год вернулся на Круазетт со своим полнометражным дебютом «977», камерной философской притчей, которая без особого резонанса была показана в том же конкурсе «Особый взгляд». Его новая работа «Сказка про темноту» — история женщины-милиционера, существующей в аду персонального одиночества и до по поры до времени этого ада не замечающей. Сценарий картины Хомерики написал в соавторстве с Александром Родионовым («Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова) — возможно, лучшим и точно самым афористичным из молодых кинодраматургов, научившимся говорить с экрана шершавым языком «новой драмы».

Двухнедельник режиссеров

В каннском конкурсе заявлено рекордное количество ожидаемых картин, в том числе одна снятая крупнейшим европейским режиссером последнего десятилетия Ларсом фон Триером. С «Антихристом», выходящим после трехлетнего перерыва, Триер ступает на территорию религиозно-психологического хоррора. Уже сейчас можно сказать, что после всех экспериментов с формой, после брехтовского минимализма «Догвилля» и «Мандерлея» это будет самый утонченный фильм Триера. Съемкам, проходившим в Германии летом прошлого года, предшествовали изнуряющие тренировки для актеров, в том числе и для исполнителей главных ролей — Уиллема Дефо и Шарлотты Генсбур. Они играют семейную пару, которая уединяется в лесном коттедже, чтобы разобраться в себе и своих отношениях: жена страдает от приступов паники, муж-психотерапевт пытается ее исцелить, но, оставшись наедине с природой, они все глубже погружаются в ужас непонимания. В числе повлиявших на замысел произведений Триер называет работу Ницше «Антихрист. Проклятие христианству» и религиозно-философскую оперу датского композитора Руэда Ланггарда с тем же названием. Во время съемок режиссер страдал от тяжелых депрессий, он не исключает, что снял свою последнюю — итог двадцатипятилетней карьеры в кинематографе — картину.
Не менее мрачными обещают стать и «Разомкнутые объятия» — драма Педро Альмодовара, еще одного каннского ветерана, который снова снимает в главной роли Пенелопу Крус. Ее героиня — муза режиссера, который теряет зрение в результате аварии. (Фильм уже вышел в прокат в Испании и был без большого восторга встречен местными критиками.)
Квентин Тарантино, в свое время открытый и прославленный Каннами, возвращается на Круазетт с «Бесславными ублюдками». Это история о регулярном подразделении американской армии, состоящем из евреев (в роли предводителя Брэд Питт), уничтожающем немцев в оккупированной Франции, и о примкнувшей к ним девушке по имени Сюзанна Дрейфус, семья которой погибла от рук нацистского преступника. Тарантино, впервые заговоривший о проекте лет восемь назад, по-прежнему черпает вдохновение в своей киноэрудиции: на этот раз он вдохновлялся итальянской военной комедией «Этот проклятый бронепоезд» (1978) Энцо Кастеллари, в которой тоже действует потерявшийся отряд американских солдат в немецком тылу.
Еще один из титанов американской режиссуры Фрэнсис Форд Коппола не попал в основной конкурс: ему было предложено открывать программу «Двухнедельник режиссеров». С «Тетро» Коппола возвращается к эстетике и проблематике своего самого формалистического фильма — «Бойцовской рыбки» (1983). Здесь тоже черно-белая пленка с короткими вспышками цвета и тоже история отношений братьев, один из которых (Винсент Галло) много лет назад растворился в Буэнос-Айресе, а второй, совсем еще юный, отправляется его искать.
Итоги фестиваля, жюри которого возглавляет знаменитая французская актриса Изабель Юппер, будут подведены 24 мая, а все самые интересные картины в этом году уже запланированы к прокату в России.

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.