22 августа исполняется 20 лет, как радиостанция «Эхо Москвы» впервые вышла в эфир из студии в подвале дома на улице 25 Октября, меньше чем в километре от Кремля. Тогда ее сразу окрестили «вражеской радиостанцией» (о том, как начиналось «Эхо», — на стр. 56). Кажется, ничего не изменилось. Ан нет: с тех пор поменялись 3 президента, 11 председателей правительства, 9 руководителей администрации президента, 5 спикеров парламента, было 3 войны, дважды сменился режим, не стало одной страны — а «Эхо» было и есть.
Есть во Вселенной невидимая частица — нейтрино, такой байроновский персонаж, несущийся почти со скоростью света и совершенно неуловимый, — пока вы читаете это предложение, через вас уже прошло более миллиарда этих частиц. Вы не замечаете, а нейтрино, которое, казалось бы, и массы почти не имеет и электрического заряда ноль, пролетая, оставляет след в виде другой частицы — мюона. Так вот, без этих элементарных частиц нет ни атома, ни молекул, ни людей, ни Вселенной, что-то другое без них могло бы быть, но нашего мира — нет. Это — к спору с одним коллегой о «комнатенке», из которой мало чего неприслушивающимся доносится. Доносится — они просто не замечают. Пока.
Между тем и за границами РФ, на просторах демократического мира идут свои, чужие нам, хотя и нешуточные баталии вокруг свободы слова. Вдруг обнаружился виртуальный офшор под названием Wikileaks, а его основатель Джулиан Ассандж утверждает: «Существует секретная информация, совершенно секретной информации не существует». Суть спора: правда — условие для жизни или угроза ей? (О том на стр. 14). Оказывается, есть страны, для которых первое — императив (стр. 19), но больше таких, где борьба с ней — условие благосостояния людей власти (стр. 21), а потому маленькая северная Исландия решила устроить у себя рай для свободы слова и — всех приглашает к себе (стр. 18). О внутреннем офшоре для свободы слова, о виртуальном и о вполне реальном — читайте в главной теме этого номера.