«О, сколько нам открытий чудных готовят...» Причем в самых неожиданных местах и по необычным поводам. Например, буквально на днях на попечительском совете МГУ, приуроченном к 270‑летию главного университета страны, было совершено одно из таких открытий, причем президент не мог в него поверить. Между главой государства и мэром столицы состоялся следующий диалог:
В. Путин: Сергей Семенович, у нас какой средний уровень заработной платы по Москве?
С. Собянин: 140–160 тысяч рублей.
В. Путин: Да ладно! Больше.
С. Собянин: Не больше.
В. Путин: Средняя зарплата.
С. Собянин: Да, средняя зарплата — 160.
В. Садовничий: В МГУ — 180.
В. Путин: Ну, тогда выполнили, да.
Это примерный образец того, как и что на самом деле думает о социально-экономических показателях первое лицо государства: Путин просто не поверил, что средняя зарплата в столь богатом городе, как Москва, такая маленькая. Хотя на самом деле это очень недурной доход, правда, стремительно съедаемый инфляцией, ставшей хронической.
Попсовет университета, 85‑летнему ректору которого недавно президент лично продлил срок полномочий еще на пять лет, словно бы ставя эксперимент — а не пойти ли и ему по такому пути в таких же возрастных градациях, стал отражением сегодняшнего государственного мышления. Огромные средства на неконкурентной основе направляются в те точки, которые кажутся важными даже не абстрактному государству или Кремлю, а лично автократу. Например, в общем и целом — на защиту Отечества. В частности — на старые привязанности, тот же самый МГУ, которому по результатам совещания, возможно, добавят средств за счет других университетов. Причем это не означает, что главное высшее учебное заведение страны сказочно богато — все познается в сравнении с расходами на отрасли не вполне человеческого капитала, где тревожно позвякивают «готовые металлические изделия».
Собственно, развитие образования после трех лет антропологической катастрофы во многом и направлено на производство такого рода изделий и смежных с ними. Этот мотив прозвучал и во время попечительского совета. Не наука и знания как таковые в приоритете, а их узко прикладной аспект — как прямо заявил президент, все должно выстраиваться вокруг «национальных целей развития» и особенно «технологического лидерства».
Ради этого детей после 9 класса перенаправляют в колледжи. Ради этого поощряется прежде всего инженерное образование, твердые дисциплины. Ничего плохого в этом нет, кроме перекошенного, как структура сегодняшней милитаризованной экономики, целеполагания — «в интересах национальной экономики и промышленности». При таком узком прагматизме добиться по-настоящему масштабных успехов невозможно: если уж подражать 1960‑м годам, то наука должна быть модной и фундаментальной, научный поиск — поощряться и даже воспеваться. А здесь — железки проектировать и тачать.
Здание МГУ. Фото: ranglen86
Гуманитарные факультеты в такой логике тоже остаются далеко от науки, тем более что они активно суверенизируются и закрываются от именно научного обмена с Западом (впрочем, технических и естественнонаучных дисциплин это касается в еще большей степени — например, линзы астрономы уже чуть ли не вручную делают, заказать их где-нибудь во Франции невозможно, а у нас их как не делали, так и не делают). Гуманитарный блок становится служанкой мессианской идеологии и повивальной бабкой военных действий. На диалекте Кремля это называется «ценностным и мировоззренческим суверенитетом», в результате установления которого рождается какая-нибудь «православная социология» или выходят в свет «Основы российской государственности». А еще надо «рассказывать о достижениях нашего народа» — наука-то здесь причем? Если так и дальше суверенизироваться, то «на пыльных дорожках далеких планет» наши следы никогда не появятся.
За образование взялись всерьез. То появляются идеи снижения числа экзаменов в рамках ОГЭ после 9 класса для идущих в колледжи — новому пролетариату это не нужно, надо поскорее выводить его на рынок труда, чтобы работал для фронта, для победы. Обсуждается замораживание «срока годности» ЕГЭ для фронтовиков: в такой логике поступление в вуз — награда за службу режиму, а не селекция лучших. Это же социальная инженерия в чистом виде — создавать целый слой «новых людей».
Еще новация — Болонская система ликвидируется с сентября 2026‑го, хотя все равно «уникальное российское» высшее образование, судя по всему, останется двухуровневым — устремляющемуся учиться на Западе студенчеству новая структура не станет большой помехой.
В собственно Татьянин день государство заготовило студентам, а в большей степени студенткам подарок. Поскольку Кремль в нынешнем его состоянии все время что-то покупает на деньги налогоплательщиков — контрактников для окопов, «рожалок», чтобы рожали будущих контрактников, — в деле повышения рождаемости пошли по этой же меркантилистской колее. Путин поручил увеличить пособия по беременности и родам для студенток и аспиранток. Сумма теперь будет стремиться, в зависимости от региона, к 90 тысячам рублей. То есть у получающих суверенное образование студенток покупают беременность для целей... каких? Технологического суверенитета? Или защиты наших ценностей?
Демографически это стимуляция более ранних родов (против мирового тренда), причем среди тех, кто должен получать образование и вносить свой вклад в суверенизацию. Ничего не говорится по поводу того, замужем ли эти студентки, притом что степень устойчивости ранних студенческих браков невелика, а новое пособие создает стимулы рожать без брака ради денег. И что на выходе? Матери-одиночки? Однополая семья из анекдота — бабушка, мама, дочка?
И напрашивается другой вопрос: хорошо, пусть даже сохраняется эта логика индустриального производства будущих «Идущих вместе», но откуда деньги? Получается, что и в более тучные, гораздо более тучные годы эти деньги у государства были. Почему же оно не вкладывало их в человеческий капитал с такой же интенсивностью, как сейчас в человеческий материал?
Но в конце-то концов, как поется в студенческом гимне, Vivant omnes virgines, да здравствуют все девушки. Пусть Татьянин день не превратится в Татьяны тень — всех не пересуверенизируешь. Все равно останутся и образование, и наука, и творческое горение, и предэкзаменационный трепет, и даже кое-где и студенческие традиции, восходящие к по-настоящему содержательным временам, как тот же День физика в том же МГУ.
А скучные мужи в пиджаках пусть и дальше пилят деньги на свои инновационные кластеры, которые все никак не построят, и даже понятно почему. Не надо на них обращать внимания, что большинство студентов и делают. Сказано же: Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus — будем веселиться, пока мы молоды.
* Андрея Колесникова Минюст РФ считает «иностранным агентом».