#Мнение

Принуждение к пошлости

2025.01.06 |

Андрей Колесников*

Режим продолжает наступление на сознание детей — теперь еще и едиными учебниками по русскому и литературе. Власти пережимают — это может иметь обратный эффект, считает колумнист NT Андрей Колесников*

Это блюз для тех,
Кто не сдал ОГЭ,
Это блюз для тех,
Кто в полном гэ.

      Группа Fire Granny, «ОГЭ»
      (песня об Основном государственном экзамене, который сдают девятиклассники)

Москва, 1 января 2025 года. Президент РФ поручил к 1 мая 2025 года «представить предложения по созданию единой сбалансированной (взаимосвязанной) методологии преподавания русского языка и литературы при реализации основных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ». Поручение к 1 июня 2026 года: «... с привлечением ведущих университетов и иных заинтересованных организаций обеспечить создание единой государственной линейки школьных учебников по русскому языку, литературе и литературному чтению для использования при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусмотрев создание в комплекте с ними учебных пособий (учебных словарей русского языка)».

В стране, где все маршируют в ногу и мыслят (и ведут себя) в унисон, где уже в работе несколько школьных единых учебников по истории со сталинистским уклоном, где в вузах преподают «научный путинизм» в рамках идеологического курса «Основы российской государственности», где готовится «закон законов о запрете всего», разумеется, должны пополняться линейки единых учебников.

И эти учебники, о каком бы предмете ни шла речь, должны быть идеологизированными — так было всегда и везде в истории тоталитарных режимов. На уроках математики вычислялся процент чужаков и число людей, способных поместиться в бомбоубежище определенного размера, на уроках родного языка пример на приставку «не-» предполагал описание титульной нации как «непобедимой, несравнимой, неповторимой, неукротимой». «Православная социология», в какой-то момент вдруг возникшая в МГУ, лишь открыла ворота для самых разных институций в самых разных вузах, последняя из них — Высшая политическая школа имени Ивана Ильина в РГГУ под руководством Дугина. Там будет преподаваться «западноведение» — шарлатанская дисциплина по превращению молодых людей в яростных националистов и империалистов.

Что будет в учебниках — примерно понятно. Хотя бы по национал-патриотическому учебнику литературы Лебедева для 10 класса, который мы в Newtimes уже анализировали, включая такого рода пассажи: «Русская литература от Пушкина до Чехова удержала мощный заряд жизнеутверждения, связанный с народными идеалами, православно-христианскими в своем существе». Линейка (во всех смыслах этого слова) по русскому будет строиться по идеологическому канону, то есть разбору станут подвергаться фрагменты из второстепенных писателей, сочинявших нечто про войну и использовавших для этого пафосный слог и казенно-плакатный язык. По капле, но будет внедрятся путинская идеология. Любым способом. Как, например, в «Учебном комплекте выпускника. ЕГЭ‑2025», пособии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), на что обратила внимание школьный учитель и публицист Ирина Лукьянова.

Здесь тоже, как и в истории, есть свои монополисты — контрольно-измерительные материалы (КИМы) подготовлены не менее верноподданным специалистом в своей области, чем Мединский, Игорем Дощинским. Вот пример задания, основанного на текстах Бориса Горбатова, не самого блестящего военного писателя, зато дважды лауреата Сталинской премии и уроженца Луганской области, именно это важно в контексте проникновения текущих мифологем и идеологем в юный мозг:

«...1. В ясную погоду навалоотбойщик Федорук видит родную шахту из своего блиндажа. Шахта мертва, там враги.
2. В боях за родной Донбасс сложилась, закалилась и выросла шахтерская дивизия Героя Советского Союза полковника Провалова.
3. Одно у моей фамилии мнение: стоять за Донбасс до последнего.
4. О боях за Донбасс когда-нибудь сложат песни.
Задание 1: Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение
...»

Технология прямолинейна и бесхитростна. Хотя эффект ее неочевиден: когда подросток выполняет задание, он в большей степени уделяет внимание форме, а не смыслу. Но подспудно смысл просачивается в мозг — в этом логика тех, кто готов лепить пропагандистские клише из любого сора и материала. Эрика Манн в «Школе варваров» так объясняла механику инфильтрации:

«...В былые времена для иллюстрации грамматических правил использовались нелепые предложения. <...> Но когда перед вами фраза: «Бомбардировщик моего отечества несет разрушение», — вам приходится думать только о содержании. Вы осознаете суть! А суть состоит в том, «бомбардировщик вашего отечества несет разрушение»!...»

Тем не менее и личный опыт школы в пиковые годы застоя, и практические представления о том, как устроен современный подросток, свидетельствуют об обратном эффекте такого безжалостного давления на неокрепший мозг — может пойти естественная реакция отторжения. И сами по себе ОГЭ и ЕГЭ — тяжелейшие, в том числе в психологическом плане, испытания для молодого человека, а тут еще и примеры, бесконечно далекие от жизни и интересов тинейджера, с участием «шлакоотбойщиков». Сколько есть образцов настоящей военной прозы, если уж так нужно обволакивать ребенка военной тематикой, возьмите Бориса Васильева, Василя Быкова, Константина Симонова, наконец. Тоже не очень работало в 1970‑е годы, но по крайней мере это литература. Не говоря уже о тогда запретном, хотя и отмеченном Сталинской же премией Викторе Некрасове. Виктор Астафьев, впрочем, по нынешним временам в пустозвонную патриотику едва ли впишется. Как и Булат Окуджава, исполнением песни которого из «Белорусского вокзала» не погнушались «создатели» новогоднего концерта по центральному ТВ: когда Лепс и Шаман поют «Нам нужна одна победа» — это неслыханное надругательство над памятью о войне и Булатом Шалвовичем, это приватизация режимом того, что ему не только не принадлежит, но и всем своим смыслом и пафосом прямо противостоит. Все, к чему прикасаются пропагандисты режима, превращается в грандиозную пошлость.
 


Н. Расторгуев, Г. Лепс, SHAMAN. Фото: 1tv.ru


Эта же участь ждет «единые линейки учебников». Проблема в том, что это не конец, а лишь начало дороги к деградации: уже анонсирована работа над «глоссарием» понятий, связанных с «традиционными ценностями», что позволит не только еще плотнее войти в частную жизнь российских семей и вторгнуться в сознание детей, но и сделать репрессивное законодательство еще более репрессивным. Над прикладным традиционализмом на деньги налогоплательщиков станет трудиться «Институт изучения традиционных ценностей», как это анонсировано вице-спикером Думы Анной Кузнецовой.

Не все дети восприимчивы к пошлости. И особенно в ситуации принуждения к ней. Сакральное десакрализуется, если попадает в руки к тем, кто это священное использует нецелевым образом. Например, для сохранения власти или построения автократического режима. И тогда на сцену выходят скепсис и ирония (не путать, кстати, в этом случае с цинизмом). Так в одном невероятно популярном в сегодняшней Москве подростковом спектакле, где говорится правда об отношении старшеклассников к происходящему вокруг, молодые актеры замечательным образом разыгрывают мизансцену попыток написания сочинения на лицемерную тему «Почему добро всегда побеждает зло». И поют песню группы Fire Granny:

«...Почему добро
Побеждает зло?
Потому что злу
Не повезло.
Потому у зла подрастают дети,
Потому что у зла прохудились сети,
Потому что зло решило завязать —
А добро пришло его побеждать
...»

Абсурд и архаика бессильны перед всепобеждающей умной иронией. Дети будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ по лекалам идеологизированных и озлобленных на весь мир дяденек и тетенек. Но в большей степени, чтобы отделаться от формальных требований и выторговать себе право заняться своими делами, тем что действительно интересно. Режим милитаризованных стариков будет пытаться использовать этих вырастающих детей, для того собственно  их и пытаются индоктринировать путинизмом. А дети, пусть и не все, станут сопротивляться тому миру, который им навязывают сегодняшние взрослые. Жаль только, что многие из них уедут из России Путина, Лепса и «Института изучения традиционных ценностей», не желая тратить свою жизнь на борьбу с пошлостью.


* Андрея Колесникова Минюст РФ считает «иностранным агентом».

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share