Турецкие спецслужбы установили в консульстве прослушивающие устройства еще задолго до убийства журналиста Джамаля Хашогги. Прослушка велась не в прямом эфире, поэтому предотвратить произошедшее возможности у спецслужб, скорее всего, не было. Но подготовка и исполнение плана убийства были полностью записаны, пишет Русская служба «Би-би-си». Прослушать 45 минут нарезки записей, касающихся произошедшего, смогли несколько человек из группы международных экспертов. Двое из этих людей — британский адвокат Хелена Кеннеди и правозащитница, спецдокладчица ООН по вопросу внесудебных убийств Аньес Каламар — рассказали, что происходило в консульстве.
«Очевидно, что согласие Турции предоставить мне доступ к записям основывалось на желании помочь мне доказать факт планирования и предварительного сговора», — говорит Каламар.
После того как Хашогги посетил консульство, чтобы запросить документы о разводе, сотрудники позвонили в Эр-Рияд и рассказали про посетителя, которого разыскивают. Предполагается, что первый звонок был сделан влиятельному советнику принца Сауду аль-Кахтани, главе коммуникационного офиса наследного принца. Всего есть записи минимум четырех звонков от 28 сентября между консульством в Стамбуле и Эр-Риядом. В том числе разговор генерального консула и главы службы безопасности министерства иностранных дел, в котором говорится о проведении сверхсекретной миссии, являющейся «национальным долгом».
2 октября Хашогги позвонили из консульства и пригласили за документами. Пока он и его невеста добирались до здания, в дипмиссии прибывший спецрейсом саудовский судмедэксперт Салах аль-Тубейги рассказывал в телефонном разговоре, что обычно любит вскрывать трупы под музыку. «Впервые в жизни мне придется резать прямо на полу. Даже если ты мясник, ты подвешиваешь тушу, чтобы ее разделать», — говорил судмедэксперт. При этом участники убийства называли журналиста «жертвенным животным».
Судя по записям, Хашогги встретила группа людей, журналисту сказали, что есть ордер Интерпола на его задержание, что он должен будет вернуться в Саудовскую Аравию. Хашогги при этом отказался написать сообщение сыну с просьбой передать семье, что с ним все в порядке.
По записи не было понятно, догадывался ли Хашогги о том, что произойдет, говорит Аньес Каламар. Хашогги два раза спрашивает, похитят ли его. Спрашивал, собираются ли ему сделать инъекцию. На это ему ответили: «Да».
«Звуки, которые следуют за этим диалогом, говорят о том, что в этот момент его душат. Возможно, ему надели пакет на голову. Рот ему тоже зажали — насильственно — возможно, рукой или чем-либо еще», — говорит Каламар. Потом на записях слышно как в дело вступил патологоанатом.
Журналист Джамаль Хашогги жил в США и был колумнистом The Washington Post. Он был убит в Стамбуле 2 октября 2018 года. Его тело все еще не найдено. В своей последней статье он писал об отсутствии свободы слова в арабском мире и обвинял в давлении на СМИ правительства этих стран. В январе власти Саудовской Аравии начали суд над 11 обвиняемыми в связи с убийством Хашогги. В их числе есть и судмедэксперт аль-Тубейги, но нет предполагаемого организатора убийства — советника принца Сауда аль-Кахтани.