#Протест

«Москва потеряла страх. И страна должна его потерять!»

29.09.2019 | Алексей Волошинов

Впервые МВД и участники митинга на Сахарова почти не разошлись в оценках его численности: 20 тыс. и 25 тыс. соответственно. Требование освободить политзаключенных объединило либеральные силы и левые движения, нынешних лидеров протеста и организаторов Болотной. На акции побывал корреспондент NT

Пестрый состав

Два часа дня. Не скрывая своего неудовольствия, уставший и мокрый регулировщик пропускает людей через Каланчевскую улицу. Поток поначалу небольшой, в очереди у перехода на Сахарова — максимум человек 100. Среди них, в основном, уже «бывалые» митингующие. Говорят о летних протестах, кто-то даже о событиях на Болотной. Прогнозы, однако, не слишком оптимистичны. В толпе ходят разговоры о том, что из-за плохой, дождливой погоды на проспекте будет не больше 10–15 тысяч. Традиционная процедура досмотра (не особенно пристального), ручейки митингующих стекаются на проспект академика Сахарова.

Ну же за полчаса до начала митинга люди приходят куда активнее. «Погода немитинговая, хорошо, что пришло столько людей, — сказал корреспонденту NT муниципальный депутат и один из незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму Константин Янкаускас. — Хотя важно не количество, а качество. Даже если бы я сюда один пришел, я бы все равно здесь митинговал, а здесь видите, сколько народу».

Среди лозунгов на плакатах: «Их свобода — это моя свобода!», «Закрыть несправедливые дела — открыть прекрасную Россию будущего», «Не страшен страшный суд. Российский страшен!» Иные обыгрывали историю с якутским шаманом Сашей: «Гони Беса!»

Основная повестка митинга — требование отпустить узников «московского дела» и остальных политзаключенных. На входе митингующим раздают плакаты, на которых представлено краткое описание того или иного уголовного дела. Некоторые стоят с плакатами собственного сочинения: «Их свобода — это моя свобода!», «Закрыть несправедливые дела — открыть прекрасную Россию будущего», «Не страшен страшный суд. Российский страшен!» Иные обыгрывают историю с якутским шаманом Сашей, который шел «изгонять Путина из Кремля», но был схвачен силовиками в Бурятии: «Гони Беса!»

Людям на проспекте Сахарова, в среднем, 25–30 лет. Но судя по плакатам и значкам, политические ориентации самые различные, как и поводы выходить на площадь. Представлены «зеленые», феминистки, обманутые дольщики, а также экзотические организации, например, «Разумный маскулизм».

«Конечно, в путинской России есть много поводов, чтобы выходить на митинг, — констатирует Янкаускас в ответ на вопрос о том, насколько формален заявленный Либертарианской партией повод. — Каждый повод — всего лишь повод, а причина — это то, как мы живем. А живем мы плохо, в государстве, которое нас пытается постоянно подавлять».

Партийный состав, судя по флагам и значкам, был привычным для московских митингов. У сцены были флаги движений «Солидарность» и «Весна», партии «Яблоко», «Партии перемен», «Либертарианской партии России», «Парнаса», «Правого блока». Особняком держались представители «Объединенной коммунистической партии». Кроме того, на проспекте были представители независимого студенческого профсоюза.


Новизной стало большое количество красных флагов, вообще левых организаций было заметно больше, чем на акциях последних лет (после митингов на Болотной пути либеральных и левых сил надолго разошлись). Среди прочих выделялась некая организация под названием «Революционная рабочая партия», чьи представители (коих было несколько десятков) активно выкрикивали ультралевые лозунги о борьбе с классовым неравенством и буржуазией, а также о том, что над Россией пора бы поскорее поднять «красный флаг». На вопросы журналистов о том, не соотносятся ли у них политические репрессии в современной России с событиями второй половины 30-х, ребята отвечать затруднялись. Членам данной «партии», навскидку, по 16–20 лет. При коммунизме, по их же словам, не жили, но верят в него.

На проспекте Сахарова в окружении журналистов — бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. «Я здесь потому же, почему и все. Это принципиально. Здесь надо быть, потому что это может коснуться каждого. Сидят совершенно невиновные люди», — говорит екатеринбургский политик. И неожиданно философски добавляет: «Вообще, сидение в тюрьме для русского интеллигента — очень полезно. Сильно расширяет кругозор».

«Наши лозунги остались прежними!»

На сцене появляются ведущие — на этот раз журналисты Татьяна Фельгенгауэр (ведущая «Эхо Москвы» и «Дождя») и Сергей Смирнов (главный редактор «Медиазоны»). Они напоминают о главном лозунге митинга — «Отпускай», после чего приглашают на сцену муниципального депутата и незарегистрированного кандидата на выборах Мосгордумы Юлию Галямину. «Свободу всем!» — призывает политик. «Свободу! Свободу!» — отзывается толпа.

Еще один недопущенный кандидат, директор ФБК Иван Жданов предлагает лозунг «Каждый день», означающий, что каждый неравнодушный должен ежедневно делать хоть что-то, чтобы помочь политзаключенным, будь то разговор с соседом, подписанная петиция или пост в соцсети. «Я хочу, чтобы у нашей молодежи был какой-то выбор, кроме выбора между вынужденной иммиграцией и тюрьмой», — заявила адвокат Мария Эйсмонт, которая защищает узников «Московского дела». «Свободу политзаключенным!» — раздается из колонок. «Свободу политзаключенным», — подхватывает толпа на проспекте Сахарова.

После небольшой музыкальной паузы от набирающей популярность в молодежной среде группы «Хадн дадн» (в одной из песен такие слова: «Пацаны, не бейте меня, пацаны, только в голову не бейте»), на сцену вышли экс-фигуранты «московского дела», вышедшие на свободу: Даниил Конон, Владислав Барабанов, Валерий Костенок и Алексей Миняйло. Последний, освобожденный на минувшей неделе, заявил: «Тот, кто живет ради любви, постоянно огребает. Особенно если это Любовь Соболь». Она и была следующим выступающим.

«Наши лозунги с 2011 года остались прежними, — заявила Лазарева, — мы хотим честные суды и выборы». Ее выступление было одним из самых ярких в это воскресенье. «У нас пропадает страх. — продолжала Лазарева. — В Москве пропадает страх. И во всей стране должен пропасть страх. Я хочу ему сказать: «Отпускай!»

За ней слово взял новоизбранный депутат Мосгордумы от партии «Яблоко» Максим Круглов»: «Никакая похорошевшая при Собянине Москва не заменит главной ценности — свободы!» «Москва — город свободы! Москва — город свободы» — откликнулась толпа.

Вторая музыкальная пауза. На сей раз — с Алексеем Кортневым, солистом группы «Несчастный случай», который выступал и на Болотной площади в 2011 году.

Тогда, на Болотной, и теперь, на Сахарова, выступала и Татьяна Лазарева. Она напомнила о неразрывной связи между протестными акциями начала десятых готов и нынешними. «Наши лозунги с 2011 года остались прежними, — заявила Лазарева, — мы хотим честные суды и выборы».

Ее выступление было одним из самых ярких в это воскресенье, это было видно и по реакции митингующих. «У нас пропадает страх. — продолжала Лазарева. — В Москве пропадает страх. И во всей стране должен пропасть страх. Я хочу ему сказать: «Отпускай!» И снова по проспекту прокатился этот лозунг.

Кто сажает людей?

Одним из последних спикеров стал Илья Азар, которому мужчина, стоявший неподалеку, дал такую характеристику — «новоиспеченная рок-звезда российской оппозиции». Красной нитью через речь журналиста «Новой газеты» и муниципального депутата прошла мысль о том, что далеко не все политзаключенные получают должный уровень поддержки. Он напомнил о суровом приговоре блогеру Владиславу Синице, который написал твит о детях силовиков, а также возмутился делом ростовских активистов Яна Сидорова и Владислава Мордасова, якобы призывавших к насильственному свержению власти.


Следующего спикера встретили бурными аплодисментами — на сцену вышел Алексей Навальный (во время большинства предыдущих акций он задерживался или уже был под арестом). Над толпой сразу же показалось несколько десятков телефонов, снимающих речь главы ФБК. Монолог Алексея Анатольевича часто прерывался овациями и возгласами «Отпускай» и «Свободу». Его выступление стало, пожалуй, самым длительным на этом митинге.

«Если сорвать с них шапочки, кого мы там увидим, кто на самом деле сажает людей?» — спрашивает Навальный. Толпа в негодовании выкрикивает имя российского президента

Символом нынешней власти Навальный назвал черные шапочки силовиков, скрывающие их лица. Все эти маски символ трусости, они нас боятся, говорил Навальный. Если судьи считают, что выносят справедливые решения, то почему же они запрещают снимать себя, продолжает он. «Позор!» — скандируют в толпе. «Мы должны понять, что они отпустили нескольких политзаключенных, потому что боятся падения своего рейтинга. Если сорвать с них шапочки, кого мы там увидим, кто на самом деле сажает людей?» — спрашивает Навальный. Толпа в негодовании выкрикивает имя российского президента.

С заключительным словом выступает организатор акции — Михаил Светов. Он сказал, что страх должен иметь место. Но только страх за собственную жизнь и будущее.

Ведущие митинга призвали не расслабляться и помогать политзаключенным — выходить на пикеты к администрации президента, посещать суды, писать им письма. С криками «Отпускай!» люди начали расходиться. Некоторые пошли к традиционному месту пикетов на Старой площади. Но сообщений о многочисленных задержаниях на этот раз не было.

По данным «Белого счетчика», на митинге собралось 25,2 тыс. протестующих. Полиция насчитала 20 тыс. человек — впервые за много лет официальные данные почти совпали с оценками организаторов протестного митинга.

Фото: Георгий Малец; Алексей Волошинов


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.