1 июля около 21:00 в Баренцевом море потерпела бедствие атомная подводная лодка, носитель глубоководной станции АС-12, также известной как «Лошарик». На борту судна, осуществлявшего, по официальной версии, научно-исследовательскую работу, произошёл пожар. Сутки спустя, 2 июля, министерство обороны подтвердило, что в результате пожара погибло 14 военнослужащих. Что в настоящий момент известно о трагедии?
Что такое «Лошарик»?
АС-12 — не несущая вооружения сверхсекретная подводная лодка российского флота, спущенная на воду в 2003 году. По утверждению конструкторов, она способна осуществлять погружение на глубину до 6000 метров, практически было подтверждено погружение на глубину до 3000 метров. Точное назначение аппарата неизвестно, по данным Пентагона, он может использоваться для диверсионных и разведывательных операций, в частности — для установки оборудования, способного разрушать подводную инфраструктуру связи. Также судно может использоваться для научно-исследовательской деятельности.
Неофициальное название «Лошарик», данное в честь героя советского мультфильма, собранного из воздушных шаров, связано со спецификой конструкции — внутренняя часть лодки состоит из отдельных шарообразных отсеков, соединяющихся друг с другом, что придаёт АС-12 дополнительную устойчивость и позволяет выдерживать давление, критичное для большинства других подлодок.
Эта система, в свою очередь, устанавливается в корпус более старой подводной лодки — в настоящий момент предполагают, что в результате аварии могло пострадать судно «Оренбург», спущенное на воду в 1981-м, или «Подмосковье», запущенное в 1984-м.
Погибшие и пострадавшие
Официальные источники говорят о 14 погибших, притом что стандартный экипаж «Лошарика» — 25 человек. В качестве причины смерти называется отравление продуктами горения, произошедшее в ходе борьбы с пожаром. Среди жертв есть два Героя России и семь капитанов первого ранга. Сейчас известно имя только одного из погибших. Это капитан второго ранга Дмитрий Соловьев.
ТАСС приводит сообщение военного ведомства, согласно которому Соловьёв спас находившегося на судне гражданского специалиста, после чего вернулся к тушению пожара. Военное ведомство обещает обнародовать списки остальных погибших моряков в ближайшее время.
Точный список выживших в ходе аварии на подлодке пока также неизвестен. 3 июля в 16:40 военный эксперт, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков заявил «Интерфакс», что из всего экипажа уцелело четыре человека.
Что произошло?
В настоящий момент нет точной информации о том, что именно стало причиной аварии. Анонимные источники РБК и Forbes в министерстве обороны утверждают, что причиной возгорания стал неисправный аккумулятор. По их словам, ЧП могло произойти уже в тот момент, когда АС-12 совершало подъём с глубины к своему носителю.
Представитель норвежского управления по ядерной и радиационной безопасности подтвердил, что никакого изменения ядерного фона, который свидетельствовал бы о серьёзном повреждении реактора подлодки, не зафиксировано.
В настоящий момент идёт расследование причин аварии, официально им руководит главнокомандующий ВМФ Николай Евменов. Также о доследственной проверке обстоятельств гибели моряков заявила представитель Следственного комитета Светлана Петренко. Никаких, даже предварительных подозреваемых, пока не названо.
Миссия АС-12
В разговоре с корреспондентом The New Times военный эксперт Александр Гольц отметил, что наличие на корабле такого количества высокопоставленных офицеров и, самое главное, неназванного гражданского специалиста заставляет заподозрить, что там проходило испытание и введение в эксплуатацию какого-то нового оборудования.
Эту же версию случившегося изложил в «Ежедневном журнале» Сергей Цыпляев, бывший секретарь Комитета по обороне и государственной безопасности Верховного Совета СССР. Но никаких официальных подтверждений этой теории пока не поступало, как и тому, что именно испытания новой техники могли стать причиной аварии.
В настоящий момент Министерство обороны заявляет, что трагедия случилась в ходе выполнения научно-исследовательской миссии по изучению гидросферы.
Перечень потерь
Это далеко не первая катастрофа с человеческими жертвами на российской подводной лодке за последние десятилетия. В августе 2000-го года авария на подводной лодке «Курск» унесла жизни 118 моряков. Официальная причина — неисправность торпеды.
В августе 2003-го в ходе буксировки для утилизации затонула атомная подводная лодка К-159, погибло 9 из 10 членов экипажа. В 2008-м на подводной лодке «Нерпа» во время испытаний произошло несанкционированные срабатывание системы пожаротушения, унёсшее жизни 20 человек, отравившихся распылёнными веществами, в первую очередь — фреоном.
Кроме того, с 2013-го было зафиксировано 6 случаев пожара на подводных лодках в ходе работ по ремонту или утилизации.
Фото: severpost.ru, cont.ws