#Личный взгляд

Индекс Галича

08.04.2019 | Андрей Колесников

Власть примерила ботинки трети населения. Власти не понравилось — публицист Андрей Колесников

«— А это, Александр Аркадьевич, говномер... Проволока, она, стало быть, подведена к яме ассенизационной! Уровень, значит, повышается — гиря понижается...»

Из предуведомления Александра Галича к стихотворению «Пейзаж».

Андрей Колесников.
Две пары сезонной обуви в год не может себе позволить 35 процентов населения страны — как такое вообще может быть, если у среднего человека из-за зубцов, знакомящегося с этой статистикой, целая кладовка из обуви (а у некоторых, как известно из «опубличивания» обысков, в коробках из-под обуви хранятся доллары США). В это невозможно поверить человеку-небожителю, выходящему на амвон формулировать (несуществующее) мнение Кремля. И одним своим видом и рассуждениями демонстрирующим, что Кремль вообще не представляет, какой страной правит и как живет эта страна, где 35 процентов населения экономит на сезонной обуви. Когда-то вице-премьер Игорь Шувалов не мог понять, кто вообще и зачем покупает малогабаритные однокомнатные квартиры. Искренне не мог понять. Как искренне недоумевал по поводу обуви пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

И это еще никакая статистика не в состоянии учесть, какого качества обувь, и по какой цене покупает население. К тому же иной раз среднему россиянину не нужны легкие, как пух Эола ботиночки, чтобы скользить по кремлевскому паркету, а требуются — для передвижения в демисезонную распутицу из отдельно стоящей «усадьбы» в отдельно стоящий сортир — туфельки системы «говнодавы». Но об этом, кстати, поговорим чуть позже.

Власть не в состоянии ухватить за хвост ускользающую реальность. Почему зарплаты растут, а реальные доходы падают? Сколько людей занято в неформальном секторе? Вроде бы, цифровизация может поставить под контроль все и вся, но реальность в лице реальных же людей отказывается «белеть» и предпочитает не перелетать из тени в свет. Мало кому хочется иметь дело с государством — ему нет доверия. Рано радоваться тому, что нашлись люди, которые, несмотря на неопределенность налогового статуса самозанятого, решили его обрести. Мотивация — или страх, или желание сыграть в рулетку с государством, а вдруг получится его переиграть на налоговом поле, и чуть меньше денег налогоплательщика пойдут на бомбы для Сирии и на содержание Крыма и Кадырова.

Кстати, о Крыме, ущерб для которого со стороны украинских властей решили посчитать российские законодатели. А не посчитать ли заодно, какой ущерб для российской экономики принесло присоединение Крыма — в виде санкций, антисанкций, потери возможностей заимствований, обвала иностранных и внутренних частных инвестиций, трансфертов на содержание полуострова, чьи объемы диктуются «геополитическими» соображениями? Этот ущерб многократно перекроет украинский, который к тому же невозможно корректно посчитать. Да и просто бессмысленно считать в рыночной экономике. Если взять, например, объем бюджетных инвестиций, направляемых на содержание той или иной территории — это в принципе не критерий. Нормальный критерий — это как развиваются экономика и частный бизнес, включая зарплаты и рабочие места без государства, а не за счет политически мотивированного перераспределения денег налогоплательщиков.

Сортир во дворе среди романтических лопухов, обладатель которого при этом держит в руках смартфон последней модели, покосившаяся хибара с пришпиленной к нему тарелкой ТВ — это образ современной России

Несчастный Росстат, чтобы хотя бы как-то утешить власть, пересчитал — причем вне такого инструмента, как перепись населения — домохозяйства с доступом к канализации, и этот показатель дал последовательный рост. Ну, слава богу, «гиря говномера», в терминах Александра Галича, слегка вверх пошла. Очень важный, кстати, индикатор благополучия, назовем его «индексом Галича», более важный, чем индекс счастья или ВВП (методологию счета см. в эпиграфе). Внимание к чистоте телесного низа никогда не было сильной стороной национальной культуры и экономики страны, построенной на ГУЛАГе. Сортир во дворе среди романтических лопухов, обладатель которого при этом держит в руках смартфон последней модели, покосившаяся хибара с пришпиленной к нему тарелкой ТВ — это образ современной России. Примерно так же выглядит завод по производству «Мерседесов», открытый Путиным в стране, где эту продукцию могут купить только те потребители, которые органически не могут понять, как можно жить со старыми ботинками. Тоже симптоматика — «Форд» уходит, потому что это машина для среднего класса, который перестает ее покупать, а «Мерседес» приходит: машина для богатых, зарубежные вливания «для своих» на специальных условиях, при покровительстве первого лица — иначе никак, что характерно — на фоне небывалого обвала прямых иностранных инвестиций.

Это две страны внутри одной России, каждая из которых измеряется числом пар обуви и коробками из-под нее — кто лампочки там хранит, а кто доллары. И им не сойтись никогда. Никакой коэффициент Джини здесь не поможет. И Росстат почти бессилен, если только он не перейдет на измерение индекса Галича.

P.S. Если кто забыл бессмертное стихотворение Галича «Пейзаж» — так вот оно:


Все было пасмурно и серо,
И лес стоял, как неживой,
И только гиря говномера
Слегка качала головой.
Не все напрасно в этом мире,
(Хотя и грош ему цена!),
Покуда существуют гири
И виден уровень говна!

Фото: ok.ru


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.