#Мнение

2019: надежды, перспективы, страхи

10.01.2019 | Иван Давыдов

Колумнист Иван Давыдов о том, что нас ждет в наступившем году

Каникулы кончились, Россия, позевывая, выходит на работу. В метро — растерянные люди, на московских улицах — вздыбившаяся от морозов собянинская плитка. Обыватель продолжает дремать на ходу, и кажется ему, будто политика тоже пока дремлет.

А ведь это не совсем правда: президент и не думал вылезать из телевизора, депутаты вышли уже на весеннюю вахту и готовы ошарашивать нас и огорчать новыми законами, а к выходным вернутся из отпусков главные пропагандисты, чтобы рассказать, как тяжко нынче жить в Киеве и как несладко — в Вашингтоне. Политика уже здесь, и чтобы прикинуть, чего нам ждать от наступившего года, время самое подходящее.

В поисках врага

Не стоит рассчитывать, что конфронтация с Европой, Штатами и ближайшими соседями вдруг куда-то исчезнет. Контуры политической системы определились не вчера, и существовать она может только в ситуации постоянного конфликта. Единственное оправдание существования путинской власти — в угрозах извне, от которых власть защищает обычного россиянина. Ради такого можно и раскошелиться. Следовательно, конфликты будут провоцироваться, изобретаться, а мир описываться как сборище врагов, которые спят и видят, как бы сжечь наши мирные хаты.

В некотором смысле наша политическая система сама у себя в заложниках: конечно, люди во власти хотели бы и дальше чувствовать себя просвещенными европейцами с европейской недвижимостью и счетами в приличных банках. Больше того: разговоры о цифровизации, прорыве, вхождении в пятерку крупнейших экономик мира (об этом как о задаче говорил в среду Вячеслав Володин на открытии очередной сессии Думы) — не вовсе пустые слова. Конечно, им хотелось бы править богатой и счастливой страной. Богатых, в конце концов, интереснее обирать, чем бедных.

Но достигнуть этих целей, ссорясь с развитыми странами, невозможно. И не ссориться невозможно – это вопрос самосохранения. Вопрос трансляции власти. Самосохранение и самовоспроизводство для власти куда важнее, чем наше благосостояние, а значит, мы продолжим дичать, пытаясь напугать мир новейшими ракетами. Это никуда не уйдет.

Надо и силовиков кормить, и горластую ораву пропагандистов содержать, — это ведь и есть настоящая опора режима. Силовикам нужен враг, как и пропагандистам. Врага продолжат искать внутри и вовне.

Изъятие без протеста

Еще летом прошлого года можно было зафиксировать новый тренд — шума вокруг запретительных инициатив стало меньше, зато больше появилось идей, связанных с изъятием средств у населения. Но для оппозиционно настроенных граждан это вовсе не повод расслабляться — задача по поиску внутренних врагов не отменяется. И если cт. 282 УК (мыслепреступление — так мы назвали ее в The New Times, когда подробно разбирали, чем она грозит) частично декриминализовали, то на смену ей придет «закон Клишаса» (кстати, одобренный уже председателем Совфеда Валентиной Матвиенко), который позволит карать за «оскорбление власти в интернете». Очередная попытка добить свободу слова и тех заодно, кто этой свободой пользуется, в наступившем году непременно будет предпринята.

И, кстати, нет поводов надеяться, что на федеральном уровне появятся какие-то новые и заметные оппозиционные силы. Оппозиционная российская политика останется пустыней, по которой бродит, разоблачая разнообразных казнокрадов, Алексей Навальный. И эта наша нищета, конечно, не ему в похвалу, а нам, всем прочим, в упрек.

Задача по поиску внутренних врагов не отменяется, и если Ст. 282 УК частично декриминализовали, то на смену ей придет «закон Клишаса». Очередная попытка добить свободу слова и тех заодно, кто этой свободой пользуется, непременно будет предпринята 

Но – опираясь на опыт минувшего года – можно прогнозировать, что протест уйдет в регионы. И конкретные местные проблемы (вспомним мусорные бунты), и общее недовольство властью продолжат провоцировать напряжение и оформляться в протестное голосование на выборах. И здесь вполне может сработать «умное голосование» все того же Алексея Навального – то есть идея поддерживать на выборах «вторых номеров», проходных кандидатов не от «Единой России» (подробнее о проекте читайте здесь). Столичные технологии от самого опытного из оппозиционных политиков в сочетании с понятной ненавистью к начальникам на местах еще заставят Кремль понервничать. Нас ждет интересный сентябрь с его единым днем голосования. Ну, или октябрь, поскольку этот день могут перенести.

Вождь: передозировка

Самый простой прогноз: в 2019-м у нас будет еще больше Путина. Конгломерат высокопоставленных, неплохо обеспеченных и вороватых людей, который мы для простоты называем властью, грызут, конечно, склоки и противоречия. Но есть точка, в которой мнения всех этих людей сходятся — их главным активом является Путин. Его пресловутый рейтинг, его популярность. Рядом — так уж строилась система — и сегодня нет никого, кто мог бы к нему по популярности приблизиться. Все прочие представители власти — только тень вождя, без вождя их нет, они существуют лишь в качестве дорогостоящего приложения к великому и всемогущему Путину.

За истекший год этот актив сильно подешевел. Хватило пенсионной реформы, чтобы россияне вдруг заметили, что геополитические успехи президента лично им приносят только проблемы. А это значит, что стране предложат нового Путина.

Страну нужно убедить, что не только люди в дорогих костюмах, которых мы для простоты называем властью, но и все мы, миллионы жителей России, все ее природные богатства, леса, нефть, газ, воздух — без Путина ничто. Мы — его тень, мы без него ни на что не годимся, только его гений позволяет нам выживать среди врагов, которыми Россия окружена. Только он и сможет реализовать национальные проекты, которые он же описал в знаменитом майском указе. Только он спасет, обеспечит технологический прорыв, рост уровня жизни и прочие прекрасные вещи.

Собственно, чудо преображения уже началось — с декабря 2018 года президент без устали раздает подарки, делает счастливыми детей и взрослых и даже успел лично поруководить ликвидацией последствий взрыва в Магнитогорске. Этого, обращенного к собственной стране, а не к сирийским пустыням, мудрого и заботливого дедушку Путина нам и будут втюхивать в течение ближайшего года.

Страхи: пустые и оправданные

В окружении Путина – это было видно уже в прошлом году — заранее озаботились идеей транзита власти. Путин не должен уйти – это их главная мысль, потому что если Путин уйдет, все его приближенные превратятся в бессмысленную коллекцию разноразмерных тыкв. Битва за сохранение Путина уже началась, и в наступившем году хозяева страны продолжат прощупывать варианты решения этой непростой задачи.

Бояться нечего. Надо просто понимать – эти люди никуда уходить не собираются. Они будут держаться за власть до последнего, и в этом смысле не важно, какой вариант «путиносбережения» они выберут. И про хорошее: с 1 января 2019 года россиянам можно бесплатно собирать валежник

И этого почему-то принято бояться. Бояться, что они перепишут Конституцию. Бояться, что произойдет в той или иной форме присоединение Белоруссии. При том, что переговоры в конце года у двух автократов вышли непростые, а Лукашенко в своем новогоднем обращении ни слова про союз с Россией не сказал, зато сказал, что надо беречь независимость родины.

Так вот, бояться нечего. Надо просто понимать — эти люди никуда уходить не собираются. Им некуда идти. Они будут держаться за власть до последнего, и в этом смысле не важно, какой вариант «путиносбережения» они выберут. Глупо бояться неизбежного. К неизбежному надо просто готовиться.

Опасность не в сохранении Путина у власти, а в сохранении путинского курса. Мы уже очертили самоедскую сущность российской политической машины. Государство милитаризуется, ищет и находит врагов, а значит – мы всегда на пороге новой войны. Маленькой или большой, близкой или далекой. Наши жизни для них стоят меньше, чем наши деньги, и пожертвовать нашими жизнями они готовы всегда. С этой точки зрения каждый следующий год опаснее предыдущего.

А чтобы на пессимистической ноте не заканчивать, напомним: с 1 января 2019 года россиянам можно бесплатно собирать валежник. И в Алтайском крае, например, местная администрация уже открыла горячую линию по вопросам сбора валежника.

Дерзайте, сограждане.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.