#ВПК

Что все-таки Путин подарил россиянам на Новый год

2019.01.08 |

Michael Kofman, старший исследователь CNA* — специально для NT

Комплекс «Авангард» — что он умеет и насколько отвечает заявленным целям — объясняет Майкл Кофман, специалист по российскому ВПК
Аккурат накануне нового года президент России Владимир Путин объявил об успешном запуске  ( 26 декабря) нового оружия — гиперзвукового ракетного комплекса с планирующим боевым блоком "Авангард": «Замечательный подарок стране к Нового году»,— сказал российский президент.

О том, что такая система не просто находится в разработке, а уже готова пойти в серийное производство, Путин впервые  сказал 1 марта 2018 года  в своем ежегодном послании федеральному собранию. А 26 декабря 2018 года российские официальные лица заявили, что «Авангард» стартовал  с ракетного полигона Домбровской в Оренбургской области и поразил цель на полигоне Кура на Камчатке, в 6000 тыс. км  от пуска.

Согласно заявлению Путина, гиперзвуковой планирующий блок способен маневрировать в слоях атмосфере  на скоростях, превышающих 20 Махов (1 мах = скорость объекта, равная скорости звука), что делает ее неуязвимой для любой существующей или предполагаемой системы противоракетной обороны.

Можно спорить о некоторых заявленных технических характеристиках этой системы вооружения, о готовности ее к серийному производству, но очевидно, что российская военная наука достигла  успеха в одном из самых сложных направлений развития гиперзвуковых систем. И скорее всего, России действительно удастся развернуть «Авангард» в 2020-х годах, возможно, наряду с другими проектами подобного рода.

Однако «Авангард», в отличие от того, что заявляют российские военные, не является оружием, которое изменяет стратегический баланс сил. Специалистам остается неясным, как эта новая оружейная система отвечает стратегическим вызовам, которые встанут перед Россий в ближайшее десятилетие? Другими словами, вопрос не в том, может ли «Авангард» надежно   функционировать за пределами тестовых испытаний — да, вероятно, может, но — зачем этот комплекс в принципе нужен? Насколько вложенные в него колоссальные средства оправдывают эти траты?

История вопроса

Россия потратила годы на разработку этой технологии в рамках проекта под названием «Объект 4202», в котором использовались экспериментальные гиперзвуковые блоки типа Ю-71 с межконтинентальной жидкостной ракетой  УР-100УНТТХ (в классификации НАТО эта ракета известна как  SS-19 mod 2 Stiletto). «Объект 4202» в свою очередь — преемник интенсивной исследовательской   программы по разработке гиперзвукового оружия, которая началась еще в СССР. Советская программа включала работу над самолетом с гиперзвуковым ускорением «Спираль»,  ракетой класса «земля-воздух» С-200В «Холод», а также над двумя гиперзвуковыми летательными аппаратами типа Х-80 и Х-90 Gela.

Ракетный комплекс «Авангард», фото Министерства обороны РФ с сайта РИА Новости

Что касается «Авангарда», то об испытаниях гиперзвукового комплекса с использованием  ракеты УР-100УНТТХ  (SS-19  mod 2 Stiletto) официальные лица заявляли еще в 2004 году во время учений стратегических ядерных сил. Следовательно, эта система находится в  разработке  уже как минимум последние 14 лет, а сам крылатый блок и того раньше.

Как работает комплекс

Гиперзвуковой комплекс с планирующим  блоком  состоит из многоступенчатой баллистической ракеты, которая выводит боевой блок на околоземную орбиту.  Боевой блок отделяется, набирает скорость при спуске, но не падает, а начинает планировать с гиперзвуковой скоростью в верхнем слое атмосферы  прежде чем спикировать вниз на  цель в конечной фазе. (На этом видео показано как функционирует «Авангард» — NT.)


Цели и средства

Создание гиперзвукового вооружения — это прежде всего прорыв в науке о металлах, так как объект должен выдерживать невероятно высокие температуры на огромных скоростях и при этом сохранять полезную нагрузку и системы наведения. Действительно ли «Авангард» способен достичь скоростей, равных 27 Махам, как говорят российские официальные лица? Скорее всего, эти скорости достигаются на фазе возврата, когда ракетный комплекс, как камень, падает с околоземной орбиты на землю, — то есть, до  начала этапа скольжения крылатого комплекса по атмосфере. На остальных фазах скорость будет существенно ниже заявленных цифр.

В ходе испытаний аналогичной системы в США в 2011 году, Hypersonic Technology Vehicle 2 (HTV-2), система в течение трех минут выдерживала скольжение на скорости 20 Махов и при  температуре 3500  градусов по Фаренгейту (~ 2000 градусов Цельсия).  Когда россияне говорят о близких цифрах в отношении «Авангарда», остается неясно, как долго при таких скоростях и такой температуре система оставалась в работоспособном состоянии, то есть была способна продолжать скольжение по атмосфере?

Американская гиперзвуковая машина Falcon HTV-2 стоимость $ 300 млн 
Но значительно важнее другой вопрос. Отдавая должное успехам российского ВПК в создании этого типа вооружений, вызывают сомнения утверждения, что у России действительно появилось новое  страшное стратегическое оружие.

Смысл гиперзвукового оружия — действовать на оперативном уровне театра военных действий. Если сравнивать  «Авангард» с другими российскими программами гиперзвукового оружия, включая сверхзвуковую крылатую ракету Циркон 3М22 и аэробаллистическую ракету Кинжал Х-47М2, то значимость «Авангарда» кажется преувеличенной. Если «Циркон» и «Кинжал» способны компенсировать традиционное превосходство США в неядерном оружии, то что может «Авангард», чего не могут выполнить существующие ракетные комплексы, запускаемые с мобильных передвижных транспортных средств, или с воздуха, или с подводных лодок?


Российская аэробаллистическая ракета «Кинжал»


Сверхзвуковая крылатая ракета «Циркон»

Скорее всего задача «Авангарда» — стать одним из элементов дорогостоящей российской стратегии по разработке технологических средств для страховки от будущего — того будущего, когда через 20-30 лет США смогут развернуть экономически эффективную систему противоракетной обороны. Сегодня  системы ПРО, способной перехватить ядерный потенциал России, у США нет. Нынешняя стоимость стратегической противоракетной обороны настолько высока, что развернуть национальный противоракетный щит абсолютно невозможно. Тем не менее,  еще со времен администрации Буша, с 2002 года, когда США решили выйти из Договора по ПРО 1972 года, российское руководство опасается, что США для нанесения удара могут использовать комбинацию из обычных вооружений большой дальности и систем ПРО.

По мнению Москвы, это позволило бы Соединенным Штатам уничтожить значительный процент российских ядерных сил, включая центры командования, управления и контроля и перехватить ракетные системы обратного удара, что сделало бы невозможным гарантированно нанести «неприемлемый» ущерб  противнику. Это все — родовые боли российского ВПК, имеющего свои истоки еще в событиях июня 1941 года, после которого перед советской, а потом и российской военной мыслью была поставлена задача не допустить самою возможность обезоруживающего первого удара со стороны возможного противника и создать систему, позволяющую  стратегию «контрсюрприза».

Посейдон 1.png

Российская атомная торпеда "Посейдон"

Однако в отличие от других дорогих стратегических проектов, таких как российская атомная торпеда «Посейдон», «Авангард» и этой задачи не может выполнить. Разгонная ракета , которая выводит гиперзвуковой крылатый блок на орбиту, базируется в шахте  и в случае  атаки противника  она просто не выживает. Это означает, что «Авангард» не может быть оружием  ответного удара.

Вполне возможно, что комплекс « Авангард» может пригодиться российским войскам стратегического назначения как средство  обхода систем противоракетной обороны или как оружие, способное с большой точностью уничтожать хорошо  укрепленные объекты. Возможно,  этот комплекс рассматривается и в качестве оружия первого удара — с ядерной боеголовкой — против будущих систем ПРО. Однако для целей ядерной войны «Авангард» — дорогая, но не очень необходимая добавка к уже имеющемуся оружию. Kажется разумнее потратить их на различные передвижные ракетные комплексы типа Рс-24 Ярс или других комплексов, предназначенных для  ответного удара.


Москва — Вашингтон

Одно ясно: «Авангард» никоим образом не меняет стратегический ядерный баланс ни на сегодня, ни  на завтра, — возможно  поэтому реакция  Вашингтона  на испытание системы  была весьма сдержанной. Идея, стоящая за всей шумихой вокруг «Авангарда», кажется очевидной: Москва всеми силами пытается продать Вашингтону повестку для двусторонней встречи по стратегическим вопросам. Да, действительно,  мир сегодня  переживает новый период ядерной модернизации, разработки  качественно новых систем вооружений, однако говорить о  гонке вооружений пока  рано. Основные ядерные державы придерживаются совершенно разных стратегий, концепций и требований, лежащих в основе их программ ядерного оружия, а не гоняются друг за другом. И поэтому тоже «Авангард» вряд ли послужит основанием для ответа, который Россия хочет получить от Вашингтона.


*CNA Corporation — исследовательский центр  при ВМФ США.
Michael Kofman ведет постоянный блог, в котором анализирует советский и российский ВПК

Перевод с английского Евгении Альбац




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share