#Послание-2018

Где деньги на бедность и ракеты

01.03.2018 | Александра Прокопенко — специально для The New Times

На выполнение планов новой путинской шестилетки потребуется 15–17% ВВП. В правительстве уже обсуждают варианты введения дополнительных взносов, сборов и налогов

867587.jpg

Фото: Pixabay / geralt

«…!!! это он к кому сейчас обращается??!!» — написал в sms автору этих строк один федеральный чиновник, слушающий в Манеже 15-е послание президента России Федеральному собранию. В этот момент на плазмах за спиной Владимира Путина демонстрировался ролик, в котором новейшая российская МБР поражала территорию условного противника. Это обращение запомнится не только тем, что ради него нарушали Конституцию (изменив срок его оглашения). «Нас никто не слушал. Послушайте сейчас», — говорил с трибуны Путин и обещал к 2024 году новую страну.

Ждали программу развития

«Это должно было быть послание развития», — говорит другой федеральный чиновник, знакомый с ходом подготовки текста послания: перенастройка бюджетной системы, инвестиции в человеческий капитал, в инфраструктуру, развитие технологий. «Это необходимо нашей стране, и я уверен, что президент это понимает», — подчеркивает он.

Владимир Путин действительно начал свой спич с необходимости «рывка» в улучшении жизни людей. По его словам, к 2024 году уровень бедности должен будет снизиться вдвое, до 10 млн человек, продолжительность жизни — превысить 80 лет, пенсии индексироваться темпами, опережающими низкую инфляцию, а у каждого человека должна быть возможность получить качественное образование и реализовать себя. Общие расходы на здравоохранение увеличатся вдвое, обещал Путин. По всей стране восстановят «пошаговую доступность к медицинским учреждениям» и реализуют общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями, улучшат качество питьевой воды в регионах.

«Это должно было быть послание развития», — говорит федеральный чиновник, знакомый с ходом подготовки текста послания: перенастройка бюджетной системы, инвестиции в человеческий капитал, в инфраструктуру, развитие технологий

«Россия 2024», по Путину, должна стать более эффективной: доля государства в экономике будет снижаться, производительность труда будет расти темпами выше 5% в год, а экономика будет прибавлять по 3,7–3,8% ВВП в год.

Путин, правда, умолчал, что похожие цели по производительности труда уже закреплялись в «майских указах» в 2012 году, а поручение «разогнать» экономику до мировых темпов содержалось по итогам прошлогоднего послания. Пока добиться этого не удалось — в 2017-м экономика прибавила всего 1,5%, приблизившись к «потолку» потенциального роста. Консенсус-прогноз экономистов неутешителен: 1,6–1,8% ВВП ежегодно до 2024 года.

За новую шестилетку Россия должна стать более технологичной: к 2024 году будет обеспечен практически повсеместный доступ в интернет, развитие технологий, искусственного интеллекта и big-data обеспечат долгосрочный и устойчивый рост. Возможности портов и уникальное географическое расположение сделают Россию мировым логистическим центром. Технологичность послания подчеркивалась тремя огромными экранами за спиной Путина, на которые выводились графики со статистикой и целевыми показателями.

Что-то пошло не так

Все перечисленное выше на языке экономистов называется «ростом инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру». Суммируя сказанное Путиным, в 2019–2024 годах на это потребуется около 15–17% ВВП. Провести бюджетный маневр в программе для кандидата в президенты Путина предлагал Центр стратегических разработок Алексея Кудрина. Речь шла о постепенном росте расходов государства на образование (0,8% ВВП ежегодно), здравоохранение и инфраструктуру (на 0,7 и 0,8% ВВП по сравнению с 2017 годом соответственно). Эти предложения прорабатывались в администрации президента, подтверждал в январе помощник главы государства Андрей Белоусов. Помимо государственных средств, чиновники обсуждали создание инструментов и законодательных возможностей для привлечения частных средств, говорят два участника совещаний.

Фактически президент в послании одобрил эти предложения. Некоторые тезисы послания, например, в части экологии, уже реализуются. «В первой части послания президент обозначил приоритеты, а во второй лично я ждал указаний, за счет каких источников мы будем их обеспечивать и выполнять», — говорит федеральный чиновник.

Вопреки ожиданиям, вторую часть послания Путин свел к демонстрации возросшей военной мощи России. И обращался он уже скорее не к депутатам и многочисленным чиновникам и даже не к согражданам, а к геополитическому противнику. «После развала СССР Россия утратила 23,8% территории, 48,5% населения, 41% валового общественного продукта, 39,4% промышленного потенциала, 44,6% военного потенциала в связи с разделом Вооруженных сил СССР между бывшими союзными республиками, — перечислил Путин. — Техника в Российской армии устаревала, сами Вооруженные силы находились, прямо скажем, в плачевном состоянии».

«В первой части послания президент обозначил приоритеты, а во второй лично я ждал указаний, за счет каких источников мы будем их обеспечивать и выполнять», — говорит федеральный чиновник

По мнению президента России, у США сложилось устойчивое мнение, что возрождение экономики, промышленности, оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных сил до уровня, обеспечивающего необходимый стратегический потенциал, в обозримой исторической перспективе невозможно. «А если это так, то нет и никакого смысла считаться с мнением России».

После этого Путин впервые в истории оглашения посланий продемонстрировал пять видеороликов с возможностями Вооруженных сил. И резюмировал, обращаясь к геостратегическим противникам: «Всё, чему вы пытались помешать, воспрепятствовать, проводя такую политику, уже свершилось».

Он пообещал «наращивать этот потенциал, концентрировать эти возможности на решении тех масштабных задач, которые стоят перед страной в экономике, в социальной сфере, в инфраструктуре».

Откуда возьмутся средства

По словами министра финансов Антона Силуанова, перераспределить текущие бюджетные траты в пользу человеческого капитала и инфраструктуры можно, не сокращая военные расходы. Это позволит нарастить темпы экономического роста, считает он.

Сокращать военные расходы не предполагается: в декабре 2017 года Путин уже подписал новую госпрограмму вооружений до 2025 года с объемом финансирования 19 трлн руб. «Наоборот, они (военные расходы) будут увеличиваться. Увеличиваться в тех объемах, тех пределах, которые посильны для государственного бюджета», — добавил позднее Силуанов (цитата по РБК).

Путин не раскрыл источников финансирования обещанных «прорывов» ни в военной, ни в социально-экономической сфере. Одним из них может стать повышение темпов роста и увеличение инвестиционной активности, осторожничает федеральный чиновник: «Если вырастет, конечно». Правительству отведена роль технического исполнителя путинских обещаний. Помогать ему в этом будет Центральный банк. «Рассчитываю здесь на поддержку со стороны Банка России, что, принимая свои решения, реализуя меры денежно-кредитной политики, развивая финансовые рынки, он будет работать в контакте с правительством в интересах общей цели — создания условий для повышения темпов экономического роста», — призвал президент.

Сейчас инструментами, которыми обладает Центробанк, можно воздействовать на инфляцию, уровень ставок, стабильность курса национальной валюты, но обеспечение экономического роста не входит в мандат ЦБ. Правительство и Госдума обсуждали этот вопрос в 2013-м, но тогда от идеи было решено отказаться. Фактически таким тезисом президент поделил ответственность за темпы роста между кабинетом министров и Банком России.

По-прежнему «на столе» у правительственных финансистов — снижение страховых взносов (до 21–22%) и повышение НДС (с 18% до 22%), право регионов отменять налог на движимое имущество взамен на введение торгового сбора с оборота; изменение ставки НДФЛ


Другой источник ресурсов — налоговая реформа. Путин предупредил о необходимости зафиксировать новые налоговые условия. «Нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджета, но будут не сдерживать, а стимулировать экономику», — сказал он.

Фактически постмартовскому правительству предстоит зайти на третий круг обсуждения «налогового контура», пока готовых решений нет. По-прежнему «на столе» у правительственных финансистов — снижение страховых взносов (до 21–22%) и повышение НДС (с 18% до 22%), право регионов отменять налог на движимое имущество взамен на введение торгового сбора с оборота; изменение ставки НДФЛ. В послании проскальзывали фразы, которые можно косвенно трактовать как готовность властей вводить новые сборы с граждан. Например, на здравоохранение средства, по словам Путина, будут направляться «из всех источников», а за этим вполне могут стоять соплатежи в систему ОМС.

Традиционно по итогам послания будут выпущены президентские поручения, искать деньги на выполнение которых будет уже новое правительство.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.