#Президент

#Путин

Путин 4.0: реформы или застой?

11.12.2017 | Елена Теслова

Что изменится на четвертом сроке Путина, решится ли он на модернизацию страны, помирится ли с Западом, сменит ли правительство? На вопросы The New Times ответили известные политологи

867568.jpg

Фото: Flickr / Muchan

Ждать ли от Путина объявления реформ и каких

Большинство опрошенных NT экспертов сходятся во мнении, что не случайно в выступлениях Владимира Путина последних месяцев, как и после официального выдвижения в президенты, тема преобразований в стране практические не звучала. Ожидать серьезной попытки модернизации не следует, делают вывод политологи.

bunin-igor--150x173.jpg

«Реформ не будет, будет оптимизация, и то больше в экономической сфере», — констатирует гендиректор Центра политтехнологий Игорь Бунин. По его мнению, оптимизация будет просто потому, что некоторые вопросы уже нельзя откладывать. «Например, ситуация с пенсиями находится в критическом состоянии, тут надо срочно что-то предпринимать», — указывает эксперт.

kalachev-konstantin-150x173.jpg

За 18 лет правления Путин показал, что к каким-то решительным изменениям он не готов, отмечают политологи. «Само слово «реформы» — оно не из словаря Владимира Путина, — констатирует руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Человек с его складом характера и в его возрасте вряд ли готов к крутым поворотам». Кроме того, рассуждает политолог, Путину все время важно подчеркивать, что он выражает волю большинства, а это значит, что он не может выступать инициатором перемен, поскольку большинство консервативно.

«Все зависит от того, какую задачу Путин считает приоритетной: оживить экономику или удержать власть. Скорее всего, получится некий симбиоз. Путин будет маневрировать»

orlov-dmitry-150x173.jpg

Эксперты считают, что если будут некие преобразования, то только в социально-экономической сфере. Наибольшие ожидания в этом смысле — у гендиректора АПЭК Дмитрия Орлова. По его мнению, после выборов все-таки будет реализован некий пакет структурных реформ, направленных на усиление экономического и социального сектора. Но конкретную конфигурацию этих реформ сейчас трудно описать, она станет известна только после выборов, полагает политолог.

аббас_галлямов-150x173.jpg

Серьезные институциональные преобразования противоречат нынешней властной модели. Усиление институтов неизбежно ведет к ослаблению личной власти, отмечает политолог Аббас Галлямов. Понравится ли это Путину — большой вопрос. «В общем, все зависит от того, какую задачу Путин считает приоритетной: оживить экономику или удержать власть. Скорее всего, получится некий симбиоз. Путин будет маневрировать. Реформы будут непоследовательные и половинчатые», — резюмирует эксперт.

Поменяет ли Путин главу правительства

После объявления о выдвижении Путина на новый срок открытым остался вопрос — сохранится ли во главе правительства Дмитрий Медведев. Во время двух прошлых президентских кампаний этот вопрос не стоял: Путин и Медведев сразу объявляли, что намерены править тандемом, один — в Кремле, другой — в Белом доме. Правда, близкие к правительству и администрации источники NT считают, что вопрос с премьером уже практически решен — это место на ближайшие годы обещано Медведеву.

Эксперты также полагают, что данный пост Медведеву пока удастся удержать. «В ближайшей перспективе председатель правительства вряд ли сменится, в долгосрочной перспективе — 50 на 50», — прогнозирует Калачев.

«Путин оказался перед сложным выбором, — объясняет Галлямов. — С одной стороны, Медведев вроде бы ни в чем перед ним не провинился, и увольнять его не за что. С другой стороны — если его оставить, то в обществе сложится полное ощущение застоя и отсутствия движения вперед. Это неизбежно ослабит позиции Путина в общественном мнении». 

Перестановки в правительстве весьма вероятны, и особенно это касается социально-экономического блока, предсказывает Орлов. В этом блоке ключевые руководители менялись и во время нынешнего срока Путина: свои посты досрочно покинули главы Минэкономразвития, Минобрнауки и Минспорта.

«С одной стороны, Медведев вроде ни в чем перед ним не провинился, и увольнять его не за что. С другой — если его оставить, то в обществе сложится полное ощущение застоя и отсутствия движения вперед»

Эксперты считают маловероятным сценарий, при котором Путин решит сам руководить правительством на посту президента, отменив пост премьера (которого нет, например, в США). Для этого потребуется конституционная реформа, указывают эксперты, но Путин вряд ли на нее решится. «Он человек юридический, и сам он не хочет запомниться как реформатор Конституции, — подчеркивает Бунин. — Он даже в 2008 году не стал менять Конституцию, а уступил место Медведеву. И ему же дал поручение внести изменения в Основной закон (о продлении полномочий Госдумы и президента)».

Пересмотрит ли Путин отношения с Западом

По мнению опрошенных политологов, если в какой-то сфере и ожидать подвижек — так это во внешней политике. Они ожидают, что в ближайшее время Путин попытается отойти от политики жесткого противостояния с Западом и сделает попытку несколько смягчить отношения с Европой и США.

«Судя по адекватной реакции Кремля на решение МОК и на скандал со школьником из Уренгоя, можно попробовать сделать робкий вывод о том, что идти на обострение Путин больше не хочет», — констатирует Галлямов. 

Россия уже стала уходить от той жесткой линии, которую, например, демонстрировала в 2014 году, согласен Бунин. «Это видно и по истории с послом США, которого не хотели пускать на Восток России, но опять же, после того как некоторые губернаторы получили нагоняй из администрации президента, вопрос был решен, — напоминает Бунин. — Это видно и по ситуации с дисквалификацией российской сборной. Некоторые депутаты начали было предлагать запретить выступать нашим спортсменам под нейтральным флагом, выдвигать другие идеи, но также были остановлены».

Помимо реакции Кремля на громкие скандалы, есть и другие, менее заметные события, которые как раз показывают, что во внешней политике взят курс на поиск компромиссов, резюмирует Бунин.

Эксперты указывают и на тот факт, что практически в день выдвижения Путина на новый срок Россия объявила об окончании своей основной миссии в Сирии — уничтожении запрещенной в России организации ИГ* (подробнее об этом — в статье Александра Гольца), а незадолго до этого инициировала новый раунд переговоров о послевоенном урегулировании на Ближнем Востоке.

Ожидает ли страну застой или ускорение развития?

Из опрошенных экспертов оптимистично настроен лишь Дмитрий Орлов. Он уверен: «Будет взят курс на развитие, при этом он будет адресован средним слоям — самозанятым, частным предпринимателям, одним словом, тем, кто способен работать без привязки к корпорациям и помощи государства». Он считает, что будет небольшой подъем экономики, «причем интенсифицировать его можно, стимулируя при помощи различных методов, например снижая базовую ставку (ЦБ), которая, на мой взгляд, сейчас совершенно неадекватна».

Но большинство его коллег не сомневаются в том, что в следующую шестилетку страна будет все больше погружаться в застой.

«Разговоры про цифровую экономику грозят остаться всего лишь разговорами, — констатирует Калачев. — Путин понимает необходимость роста и развития экономики, но для этого нужны институциональные изменения, связанные с определенными рисками, а на риск он не готов».

«Только после ухода Путина начнется очередная перестройка, потому что всем к тому моменту будет очевидно: так больше жить нельзя»

Если не изменится внешняя конъюнктура, то российская экономика вступит в затяжную фазу стагнации, при которой рост составит не более 2% в год, это максимум, констатирует Бунин. «Для роста экономики нужен доступ к внешним кредитам, который для нас закрыт, нужна модернизации многих областей промышленности, которую можно осуществить только с помощью западных технологий, — объясняет Бунин. — Без них даже товарищу Сталину не удалось провести индустриализацию. Если помните, в 1929 году он тратил все заработанные средства на закупку западного оборудования и технологий. В современном мире это тем более критично».

В целом трудно поверить, что политик, почти два десятилетия находящийся у руля, вдруг почему-то изменит свое мировоззрение и начнет делать что-то принципиальное новое — что-то, чего он не делал раньше, отмечает Галлямов. «Будут минимальные реформы, но от ощущения застоя они не спасут», — прогнозирует политолог.

А вот после ухода Путина неизбежно начнется очередная перестройка, резюмирует эксперт, всем к тому моменту будет очевидно: так больше жить нельзя.

* Организация, запрещенная на территории РФ как террористическая


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.